Аскольд Павлович Якубовский

В 2017 году исполнилось бы 90 лет прозаику Аскольду Павловичу Якубовскому.

Родился он 10 июля 1927 года в Новосибирске, в семье художника и архитектора[1].

После средней школы окончил курсы картографии и геодезии и более десятка лет работал топографом в аэрогеодезическом предприятии. С экспедициями объездил Сибирь и Дальний Восток. Позже окончил Всесоюзные литературные курсы при литературном институте им. А.М. Горького. С конца 1970-х годов жил в Москве. Член Союза писателей СССР.

Литературную деятельность начал в 1958 году с публикации рассказа «Дрозды» в газете «Вечерний Новосибирск». Печатался в журналах «Сибирские огни», «Сельская молодёжь», в сборнике «Охотничьи просторы». В 1965 году в Новосибирске вышла первая книга А. Якубовского «Чудаки». Было ему к этому времени 37 лет. Впоследствии стал автором ещё более десятка прозаических книг, изданных в Новосибирске и Москве, завоевал читательское признание. Но писательство давалось нелегко, признавался: «Мой путь к профессии пишущего был тяжёл и долог». Не в последнюю очередь – из-за обострённой совестливости и огромного чувства ответственности за каждое слово.

Умер Аскольд Павлович в Москве 8 марта 1983 года, 54 лет от роду, сражённый вполне типичной для русских писателей разных поколений болезнью – туберкулёзом.

А. Якубовский был художником яркого самобытного таланта и широкого творческого диапазона. Он осваивал разные темы, поднимал многие острозлободневные проблемы нашего бытия. Но ближе всего ему были взаимоотношения человека и природы.

Природу воспевал красочно, увлекательно, даря читателям прекрасные рассказы и повести о рыбалке, охоте, «братьях наших меньших». В таких произведениях, как «Красный Таймень», «Багряный лес», «Четверо», «Возвращение Цезаря» и других выступал не только как блестящий писатель-анималист и натуралист, но и как наблюдательный художник-психолог. Это дало основание В. Астафьеву – тоже большому знатоку жизни природы – предваряя книгу «Красный Таймень», сказать: «Очень трогательны, до трепетности добры и одухотворены рассказы Якубовского о животных, особенно о собаках – тут уж прочтёшь, руками разведёшь и подумаешь: «Вот если бы иные наши писатели умели так о людях писать…»

Но в том и особенность творчества А. Якубовского, что одинаково хорошо удавались ему как характеры представителей живой природы, так и людей. Тех, прежде всего, кто оказывался перед лицом этого мира и кого прозаик высвечивал подчас до самых потаённых глубин.

Впрочем, человеческая сущность интересовала А. Якубовского в самых разных обстоятельствах и проявлениях. Иной раз даже весьма экзотических, как в повести «Мшава», где два молодых топографа попадают в глухом таёжно-болотном краю к староверам. Одного они подло убивают, а другой после этой трагедии встаёт перед сложнейшим для него нравственным вопросом: а может ли человек убивать себе подобного, и где здесь грань дозволенного? Как отмечает критик Н. Яновский, «лирическому герою пришлось решать двуединую задачу: можно ли жить в согласии с таким обществом и как добиться согласия с самой природой, несовместимой с посягательством на чужую жизнь?»

Но и в обстоятельствах куда более прозаических и обыденных А. Якубовский находил немало поводов для серьёзных размышлений о жизни вокруг. Как происходит это в повести «Дом», посвящённой вечно злободневной теме безудержной жажды накопительства и стяжательства, ведущих к духовному распаду. Или в последнем произведении писателя – романе «Квазар», рассказывающем об уходящем из жизни больном туберкулёзом художнике, прощально всматривающемся в мир обострившимся зрением.

А. Якубовский с успехом выступал не только как прозаик-реалист, но и как фантаст. Его повести «Аргус-12», «Прозрачник», «Нивлянский бык» пользовались у читателей шестидесятых годов большой популярностью. Человек будущего в них – главный предмет художественного исследования. И в этом плане произведения А. Якубовского, по замечанию Н. Яновского, «именно фантастические, далёкие от собственно научной фантастики классического типа». Не совпадал с которой и сам подход писателя к жанру. В его книгах на первом плане не научные открытия или гипотезы, а сопутствующие им события, перипетии, борьба идей и характеров.

Проза А. Якубовского стала заметным явлением в российской словесности второй половины двадцатого столетия. Она и ныне не утеряла своей художественной ценности. Многие произведения и сегодня очень современны и своевременны, вызывают неподдельный интерес.

А.В. Горшенин


[1] Живописец, график, архитектор Якубовский Павел Геронтьевич (1891–1945), один из первых профессиональных художников Новониколаевска–Новосибирска. (Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. Новосибирск, 2016. С. 82)

Добавить комментарий

Target Image