«Большой Ошар»

120 лет со дня рождения Ошарова Михаила Ивановича (1894-1937), прозаика, этнографа, фольклориста.

Прозаик, этнограф, фольклорист Михаил Иванович Ошаров родился 21 ноября 1894 г. в Енисейской губернии в семье сибирского казака. На третьем году жизни остался без отца, с тринадцати лет батрачил, был учеником столяра, молотобойцем в деревенской кузнице.

Старший брат, Прокопий, знаток старины и фольклора, внушил ему любовь к устному народному творчеству. Живя на границе с Хакасией, Михаил уже в детские годы начал собирать хакасские песни, сказки, легенды. В шестнадцать поступил в реальное училище в Канске. В середине 1910-х годов вошёл в литературный кружок, образованный старшеклассниками училища и гимназии, стал редактором и издателем литературного журнала кружковцев. В 1917 г. поступил в Московский коммерческий институт. Посещал также вечерний Народный университет имени А.Л. Шанявского, где пополнил знания в области языка и литературы. Из-за мобилизации в армию учёбу пришлось прервать.

В 1919 г. Ошаров принимал активное участие в освобождении Красноярска от колчаковцев. После Гражданской войны более десяти лет работал на Енисейском Севере инструктором потребкооперации. В числе его задач было экономическое и бытовое обследование населения Приангарья и бассейна Подкаменной Тунгуски, а кроме того – культурно-просветительная работа. Обучал северян, в частности, эвенков, русскому языку (одновременно и сам овладевал их языком). Вообще учить приходилось многому, в том числе с выгодой сбывать пушнину. Жил с кочевниками в чумах, завоевал их доверие исключительной честностью, смелостью, сердечным отношением к людям. Знавшие Михаила Ивановича любовно называли его «Большой Ошар».

Постоянные разъезды по сибирской тайге и тундре, тесное общение с эвенками, кетами, ненцами позволили Ошарову досконально изучить их историю, культуру, быт, психологию, собрать богатейший фольклорный материал.

Писать Ошаров начал в 1923 г. В 1925 журнал «Сибирь» (Новониколаевск) опубликовал его первый рассказ – «Конпас». Затем в журналах «Охотник и пушник Сибири», «Сибирские огни», «Сельская кооперация» (Новониколаевск-Новосибирск), «Будущая Сибирь» (Иркутск), «Земля Советская» (Москва) стали всё чаще появляться его рассказы, зарисовки, небольшие очерки и записи сказок народов Севера.

С 1924 по 1928 год работал над повестью «Звено могил». (В 1964 г. она дважды вышла в Новосибирске – под названием «Бегут воды Кимчу» в журнале «Сибирские огни» и отдельной книгой «Тяжёлое счастье» в Западно-Сибирском книжном издательстве.) Впоследствии повесть стала первой частью романа «Большой аргиш», который задумывался автором как трилогия: «Звено могил», «Бали», «Сауд». К сожалению, замысел не был осуществлён до конца.

С 1933 г. писатель жил в Новосибирске, где закончил вторую часть – «Бали». Под названием «Большой аргиш» её опубликовали во втором номере журнала «Сибирские огни» за 1934 г. В том же году роман был издан отдельной книгой. Неоднократно издавался в Новосибирске. В советское время это было первое крупное и значительное произведение о малых народах Севера. За ним последовал роман новосибирского писателя А.Л. Коптелова «Великое кочевье» и уже значительно позднее – ставшие известными произведения Т. Сёмушкина, Н. Задорнова, Г. Гора и других.

«Большой аргиш» – внешне незамысловатый рассказ о нескольких эвенских семьях, объединившихся в одно кочевье – «аргиш». Рассказ о том, как и чем они жили, какие взаимоотношения были между ними, как складывалось их общение с русскими купцами, скупщиками пушнины. Конфликт между эвенками и купцами-колонизаторами – движущая пружина романа. Писатель показывает бесправие, забитость кочевников в дореволюционное время. В то же время – духовный рост молодых эвенков под влиянием лучших традиций народа, поэтических преданий о красоте и силе человека. Логика развития событий в романе такова, что понятие «большой аргиш» включает в себя и расставание героев со многими прежними иллюзиями, и их социальное прозрение, и стремление к другой жизни.

«Самое привлекательное свойство писательского таланта Ошарова, – по мнению литературоведа Н.Н. Яновского, – полнота и обстоятельность, с которой он рисует людей, предметы, явления природы». Стремление к детализации и документальной точности – «метод писателя, посредством которого он хотел передать всю полноту жизни эвенков, их сложный, отнюдь не примитивный […] внутренний мир». А кроме того, решить этнографическую задачу: «с документальной достоверностью показать жизнь и быт совершенно незнакомой нам народности».

Итогом работы Ошарова-фольклориста стала вышедшая в 1935 г. в Новосибирске книга «Северные сказки». Сборник включил более ста эвенкийских, долганских, остяцких, ненецких и юрацких сказок. В письме Горькому от 25.04.1936 Ошаров писал: «…По Вашему совету я обработал сказки туземцев Енисейского Севера, которые мною были собраны в течение 12-ти летней жизни среди пяти кочевых народностей. […] в книгу вошёл материал свежий и никем ещё не затронутый. По сути книжка является первоначальной попыткой показать нашей общественности, а гл[авным] образом самим туземцам, какими богатствами располагают они».

15 декабря 1937 г. писатель был арестован по необоснованному обвинению в причастности к «контрреволюционной, кадетско-монархической организации». 22 декабря постановлением тройки НКВД Новосибирской области осуждён по статье 58-2-7-9-11 УК РСФСР. Через два дня расстрелян. В 1937 г. погибли и многочисленные записи фольклорных произведений. Тогда же пропала рукопись завершающей части трилогии «Большой аргиш» («Сауд»), изъятая при аресте.

Определением Военного трибунала Сибирского военного округа № 601 от 19.10.1956 М.И. Ошаров был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

По статьям Н.Н. Яновского и А.В. Горшенина подготовила Е.Е. Лурье

ИСТОЧНИКИ

ГОРШЕНИН А.В. Ошаров Михаил Ивано вич // Литература и писатели Сиби ри / А.В. Горшенин. – Новосибирск, 2010. – Т. 2. – С. 72– 73 : портр.

ОШАРОВ Михаил Иванович // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 662 : портр.

ЯНОВСКИЙ Н.Н. Михаил Ошаров // Большой аргиш : роман, рассказы / М. Ошаров. – Иркутск, 1989. – С. 391–407.

ЯНОВСКИЙ Н.Н. М.И. Ошаров (1894–1943) // Литературная Сибирь : крит.-биобиблиогр. слов. писателей Вост. Сибири. – Иркутск, 1986. – Т. 1. – С. 247–250 : портр.

ЛИТЕРАТУРА

ОШАРОВ М.И. Большой аргиш : роман, рассказы / М.И. Ошаров ; сост., примеч., послесл. Н.Н. Яновского. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. – 408, [2] с., [5] л. ил. – (Лит. памятники Сибири).

ОШАРОВ М.И. Северные сказки / собраны и обработаны М. Ошаровым. – Новосибирск : [б. и.], 1936. – 269, [2] с. : ил.

ТРОШЕВ Ж.П. Большой Ошар : роман. Кн. 1 / Ж.П. Трошев; предисл. А. Немтушкина; послесл. Л. Андреевой. – 2-е изд., доп. и перераб. – Красноярск : Краснояр. кн. изд-во, 1987. – 422, [1] с. : портр., [4] л. ил. – (Писатели на берегах Енисея).

ТРОШЕВ Ж.П. Большой Ошар : роман. Кн. 2. Смерть шаманки. – Красноярск : Краснояр. кн. изд-во. – 1991. – 397, [3] с. : портр. – (Писатели на берегах Енисея)1.

ОЧЕРКИ русской литературы Сибири. Т. 2. Советский период. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1982. – 627, [3] с. : ил., портр. – Из содерж.: Роман М. Ошарова «Большой аргиш». – С. 259–264; Роман и повесть о народах Сибири. – С. 543–554. На с. 550–552 – о дилогии красноярского писателя Ж.П. Трошева (1926–2005) «Большой Ошар», посвящённой Ошарову. Роман задуман Трошевым как продолжение романа самого Ошарова «Большой аргиш», только теперь писатель становится действующим лицом наравне со своими героями.

Печатается по книге: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2014 год. – Новосибирск: [ Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки], 2013 – 164 с., [25] л. ил.+ 1 эл. диск (CD).

 

Добавить комментарий

Target Image