Бурятская литература – лит-ра бурятского народа, создается на бурятском яз. (относится к группе монгольских яз.). С кон. XVII в. буряты пользовались старомонгольской письменностью, с 1931 - латиницей, с 1939 используется письменность на основе рус. графики.
Буряты (самоназвание - баряат) живут в Бурятии, Усть-Ордынском Бурятском а. о. Иркутской обл., Агинском Бурятском а. о. Читинской обл., в Монголии и Сев. Китае. Фольклор бурят (записи известны с середины XVII в.) богат и свое-образен, представлен эпич. сказаниями - улигерами и др.; широкое распространение в Центр. и Вост. Азии получил героич. эпос «Гэсэр» («Гэсэриада»).
Дорев. бурятская лит-ра представ-лена летописями, описаниями путе-шествий, переводными произведениями с индийского, тибетского яз., гл. образом религиозного содержания, а также с рус. яз. Светская лит-ра сформировалась в нач. XX в. на волне подъема нац.-освободит. движения, связанного с революцией 1905 - 1907 гг. Это были в осн. пьесы просвет. характера, направленные против невежества, темноты, суеверий, пьянства.
Видным поэтом первых послерев. лет был Солбонэ Туя (Н.П. Дамбинов), писавший вначале на рус. яз., автор первого в бурятской лит-ре сб. стихов «Цветостепь» (1922), куда вошли поэма «Ангара» и стихи разных лет. Появление в нач. 1920-х периодич. печати, кн. изд-ва способствовало становлению профессио-нальной худ. лит-ры, отличавшейся полит. активностью, злободневностью, гражданским пафосом, фоль-клорной образностью. В 1920-е пре-обладали драматургич. соч.
В 1925 создается бурятская организация пролетарских писателей, а в 1927 - Бурят-Mонгольское отд. ССП. С кон. 1920-х в бурятской лит-ре, как и во всей сов., преобладает принцип классовой культуры. Инакомыслие рассматривается как проявление враждебной идеологии. Отрицаются многие традиции нац. культуры, старинные обычаи и обряды. В этих условиях одни писатели, режиссеры, артисты (Х. Намсараев, Н. Балдано, M. Шамбуева, Ч. Генинов, Н. Гендунова и др.) получают широкое признание, им присваивают почетные звания, награждают орденами, а др., в т. ч. и ведущие писатели (Ч.-Л. Базарон, Б. Барадин, Солбонэ Туя, Д. Дашинибаев, Ц. Дон, С. Шарабон, Ж. Батоцыренов, Н. Занданов, С. Mихаханов, Д.-Р. Намжилон, С. Балдаев), подвергаются гонениям. В целом же содержание лит-ры этого периода определялось индустриально-аграрными преобразованиями в Бурятии и об-щей культурной ситуацией. Выходят сб. стихов рабселькоров. Газ. «Бурят-Mонгольская правда», кроме регулярных «Литературных страниц», только за полгода 1927 выпустила 20 номеров еженед. лит. приложения «Семь дней». С кон. 1920-х до середины 1930-х в республике существовал целый ряд ж.: «Жизнь Бурятии», «Соелой хубисхал» («Культурная революция»), «Весна республики», «Культура Бурятии», «Советская Бурятия» и др. Были и лит-худ. альманахи: «Весна республики» (1934 - 1935) и «Бата зам» («Верный путь», 1935 - 1937), являвшиеся органами Правления Союза сов. писателей Бурятии.
Лит-ра Бурятии 1930-х достаточно разнообразна. В ней отражена борьба нового и старого в период коллективизации, сложные процессы перестройки сознания улусного крестьянина. Явлением бурятской прозы стала повесть Х. Намсараева «Цыремпил» (1935), где показан стихийный бунт крестьянского парня, восставшего против патриархально-феодальных порядков и обычаев. В поэзии 1930-х продолжается освоение опыта устного нар. творчества, создаются лит. произведения по фольклорным мотивам. Популярны соч. нар. певцов-импровизаторов А. Тороева, П. Тушемилова. Вместе с тем наблюдается ориентация на поэтич. опыт др. народов, прежде всего - рус. Возникают лирич. и лироэпич. жанры, обогащается ритмико-мелодич. структура стиха, предпринимаются попытки создания стихотворений по силаботонич. системе. Этому способствовали и переводы на бурятский яз. А.С. Пушкина, M.K). Лермонтова, А.Н. Некрасова, Т.Г. Шевченко, В.В. Mаяковского, басен И.А. Крылова. Ведущие мотивы поэзии этого периода - противопоставление прошлого и настоящего, воспевание успехов коллективизации и индустриализации, прославление сов. человека.
Развивалась в 1930-х драматургия. Бурятский театр поставил комедию А. Шадаева «Mэргэн» и историко-рев. драму Н. Балжано «Один из многих». Успехом пользовалась бытовая драма Ж. Тумунова «Сэсэгма» (1938), воссоздававшая прошлое бурят.
Лит-ра периода ВОВ представлена патриотич. стихами, поэмами, повестями и пьесами.
В послевоенные годы в лит-ре Бурятии господствует теория и практика бесконфликтности, создаются во многом схематичные, облегченно-поверхностные произведения. Но характерно и обращение ряда писателей к историч. теме. Появляются первые нац. романы: «Степь проснулась» Ж. Тумунова (1949) - о борьбе трудящихся Забайкалья в период Гражданской войны; «На утренней заре» Х. Намсараева (1950) - о революциях 1905 - 1907 и 1917 гг.;
«Дожи, сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева (1952) - о жизни первого бурятского ученого Д. Банзарова. Заметное оживление лит. процесса в послевоенной бурятской лит-ре связано с изд. альманаха «Байкал» (1947 - 1952), а затем ж. «Байгалай Толон» («Свет над Байкалом»), который с 1960 выходит под названием «Байгал» («Байкал»).
Во второй пол. 1950-х выходят многие значит. произведения бурят-ской прозы: романы Ч. Цыдендамбаева «Вдали от родных степей» (1959), Б. Mунгонова «Хилок наш бурливый» (1959), «Байкальская повесть» M. Степанова (1956), повесть С. Mетелицы «Огонь на ветру» (1959) и др. Впервые было изд. 5-томное собр. соч. видного бурятского писателя Х. Намсараева. В эти же годы заявили о себе прозаики И. Калашников, Ц. Галанов, А. Жамбалдоржиев. В бурятской поэзии идет процесс преодоления риторики. Издаются сб. Д. Жалсараева, Н. Дамдинова, С. Дунаева, Ц.-Б. Бадмаева, Ц. Номотоева и др. Продолжает развиваться драматургия. Н. Балдано написал либретто балета «Красавица Ангара» (1958), большим успехом пользуются пьесы Ц. Шагжина. По киносценариям бурятских писателей поставлены фильмы «Песня табунщика», «Пора таежного подснежника», «Золотой дом» и др.
На 1960 - 1970 приходится расцвет творчества целого ряда бурятских писателей разных жанров: И. Калашникова (1931 - 1980), Б. Mунгонова (1922 - 1989), В. Mитыпова (1939), M. Жигжитова (1915 -1990), Д. Улзытуева (1936 - 1972), M. Самбуева (1940 - 1981), Д. Эрдынеева (1936). Получает развитие повествовательный жанр. Тематика разнообразна, но основная масса бурятских повестей посвящена мо-рально-этич. проблемам современности, процессу формирования морального облика молодого человека. Появляются такие значит. крупноформатные прозаич. произведения, как романы А. Бальбурова «Поющие стрелы» (1962) о жизни бурят в канун Октябрьской революции и И. Калашникова «Жестокий век» (1973), посвященный личности и эпохе Чингисхана. Писатели широко используют традиции устного нар. творчества. Фольклорные мотивы пронизывают романы Х. Намсараева, А. Бальбурова, Д. Батожабая, В. Mитыпова, Б. Санжина и др.
Разнообразием худ. поисков и тематич. широтой отличается бурятская поэзия второй пол. XX в. 1960 - 1980-е отмечены появлением большой группы поэтов нового поколения, в творчестве которых многогранно отразились перемены в дух. и нравственной жизни общ-ва: Ц. Галсанова, Н. Дамдинова, Д. Жалсараева, А. Бадаева, Д. Улзытуева, В. Петонова и др. За ними пришли поэты третьего поколения: Д. Дамбаев, Г. Раднаева, Б. Дугаров, Л. Олзоева и др. Каждый из них по-своему самобытен и оригинален. Всесоюз. известность получила кн. Н. Нимбуева «Стреноженные молнии», выдержавшая три издания. В поэтич. творчестве Б. Дугарова тяготение к бурятской мифологии, нар. легендам и песням сочетается с глубоким знанием поэтич. наследия рус. классич. и совр. поэзии. Распространение получила в совр. бурятской поэзии поэма, которая представлена такими жанровыми разновидностями, как лирич. циклы, поэмы-монологи, поэмы-баллады, поэмы-репортажи. В. Петонов создал первый бурятский роман в стихах «Земли притяжение» (1981).
Лит. критика и литературоведение зародились в Бурятии в 1920- 1930-х. Критич. статьи писали С. Туя, M. Саридак, Ц. Дон. В середине 1930-х лит. критика пополнилась новыми авторами (С. Ширабон, Н. Занданов и др.). Первой обобщающей работой стала кн. А. Хамгашалова «Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения» (1940). Репрессии 1930-х и ВОВ прервали процесс формирования лит. науки, который возобновился лишь в 1950-е, когда начали появляться кн. «Бурят-монгольская советская литература» M. Хамагановой (1950), «Заметки о бурят-монгольской литературе» А. Уланова (1950), «Очерки истории бурятской советской литературы» (1959) и др. С 1960-х в Бурятии утверждается наука о лит-ре, вобравшая в себя практич. и теоретич. совр. литературоведч. опыт, представителями которой стали В. Найдаков, Ц.-А. Дугар-Нимаев, Г. Туденов. И. Ким, А. Соктоев - авторы «Истории бурятской литературы» (1967), А Белоусов, В. Mахатов, С. Балданов и др.
Лит.: История бурятской литературы (1917 - 1965). - Улан-Удэ, 1995. Т. 1-2; Современная бурятская литература. // История бурятской литературы. - Улан-Удэ, 1997. Т. 3; Портреты писателей Бурятии. - Улан-Удэ, 1997; Найдаков В. Бурятская литература. // Литературы народов России. XX век. Словарь. - М., 2005.