90 лет со дня рождения Эдуарда Александровича Быкова (1923–1989), директора новосибирской школы № 79 (ныне гимназия № 13).
Э.А. Быков – воспитанник А.С. Макаренко, участник Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. За время работы в школе им создан дружный коллектив учителей-единомышленников, основными педагогическими принципами которых всегда были уважение к личности учащихся, доверие и требовательность, культ чести школы.
Эдуард Александрович родился в г. Омске 8 декабря 1923 г. в семье крупных партийных работников. В 1936 г. его родители были арестованы в г. Москве и расстреляны. Двенадцатилетний подросток попал в детский приемник в Подмосковье, откуда в скором времени сбежал. После поимки его определили в Куряжскую трудовую колонию им. А.М. Горького под Полтавой. И вновь он сбежал, не желая прощать воспитателям несправедливых и грубых выговоров за случайно разбитое мячом окно или опрокинутую комнатную пальму.
Некоторое время он жил на полузатонувшем крейсере «Гром» вместе с другими беспризорниками, удачно употребляя во время набегов на новороссийские лавки природную ловкость, находчивость и смекалку. Но уютное «гнёздышко на воде» обнаружила милиция и «главаря» определили в макаренковскую детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского под г. Харьковом. Был он дерзок и хмур, воспитателей не признавал, учился и работал с неохотой, но пристрастился к чтению. Книги глотал одну за другой – при свете ручного фонарика, ночью, укрывшись с головой одеялом. Во время одного из таких бдений кто-то неслышно подошёл к кровати, сел на краешек и, помолчав, сказал: «Если бы твой отец знал, как ты ведёшь себя, ему было бы очень больно…» Всю ночь Эдуард пролежал с открытыми глазами, думая о своей жизни и поражаясь справедливости услышанного замечания. В эту ночь он поклялся себе, что непременно станет воспитателем и никогда не оскорбит достоинства своих воспитанников.
Макаренко в ту пору работал в Киеве и в коммуне появлялся нечасто. Посидит молча на общем собрании или на совете командиров, незаметно подскажет что-то, поправит (он наблюдал за самостоятельной жизнью «коллектива – хозяина и производственника», воспитанного им и завоевавшего права гражданства). Шестнадцатилетний Эдуард Быков был частицей этого коллектива – активист, надёжный помощник известного педагога. Он обучился токарному делу, ремеслу закройщика, вместе со всеми строил коровники, свинарники, конюшни, а в перерывах между работой и учёбой гонял мяч по футбольному полю. Будущий учитель постигал на практике педагогическое мастерство. Размышлять, сопоставлять, анализировать он будет потом – в Московском педагогическом институте им. Н.К. Крупской. А пока всем своим существом впитывал дух коммуны – живого, творческого, работоспособного организма, носящего гордое звание – «дзержинец». В 1939 г. Быков стал воспитанником обувной фабрики в г. Москве, заочно окончил сельхозтехникум. В 1940 г. поступил в Иркутское лётное училище, не доучившись в нём, перешёл в Даурскую снайперскую школу, которую окончил перед самой войной.
...На четвёртый день войны он добровольцем ушёл на фронт. В первом же бою, 26 июня 1941 г., в порту Клайпеда подорвал гранатами 2 танка и уничтожил 6 немецких солдат. За этот бой Быков награждён медалью «За боевые заслуги». Три года воевал разведчиком-снайпером на Ленинградском фронте. За этот период захватил в плен двоих, уничтожил 197 немецких солдат и офицеров, получил 11 боевых наград. В 1943 г. был тяжело ранен под Тихвином, потерял руку. После госпиталя работал старшим инструктором снайперской стрельбы. Победу встретил в г. Омске. Только после войны удалось Эдуарду Александровичу осуществить свою давнишнюю мечту – заняться педагогической деятельностью. Он окончил учительский и педагогический институты, был вожатым в одной из московских школ (1947 г.), затем секретарем Пушкинского райкома комсомола столицы.
В 1950 г. Быков переехал в г. Новосибирск. «Волшебником» называли его учителя 24-й школы, в которой он работал в начале пятидесятых годов: за то, что сумел обуздать «трудный» 6 «б», скомплектованный в результате неудачного эксперимента из одних бузотёров-второгодников. То ли восемь его кружков – от боксёрского до хореографического – помогли, то ли твердостью духа и добротой «взял» он их, но ученики в классе из разряда «разбойников» перешли в разряд обычных школьников.
В 1956-1960 гг. Быков возглавлял детскую трудовую колонию. В 1960 г. был назначен директором школы № 79 Центрального района г. Новосибирска (ныне гимназия № 13). Из воспоминаний учителей о первых впечатлениях от нового директора:
– Он не ходил по школе, а носился, как ветер. Везде успевал. Ни один поход, ни один вечер не проходили без него. На вечере затевал аттракционы, весёлые массовки. Ребята ходи ли за ним по пятам.
– Всегда настежь распахнута дверь кабинета. Над столом хорошо виден портрет Макаренко. И постучать-то некуда, если требуется побеседовать: входи и говори. Высокий, худощавый человек мгновенно отрывается от бумаг, легко и быстро поднимается навстречу, предлагая присесть, внимательно выслушивает. Весь облик исключает какую-либо официальность в общении.
– Администраторский тон явно чужд ему, он готов стать другом всем добрым и толковым людям. Необыкновенная живость характера, весёлый нрав, стремительность натуры и внешний вид – смуглое лицо с глубокими карими глазами, красивая шевелюра курчавых тёмных волос с лёгкими сединами, быстрый, глуховатый говор – выдавали в нём человека южного.
– Его интересовало абсолютно всё в школе, второстепенного не существовало. К этой вездесущности вскоре привыкли…
После появления в школе нового директора ни одни каникулы больше не обходились без походов. Путёвку в школьный спортивно-трудовой лагерь «Бригантина» ребята не променяли бы ни на какую другую, они проходили там школу «мастеров на все руки». Их директор мог сложить печку, приготовить плов и сварить фруктовый суп, верхом отправиться за водой, в нестерпимую жару – привезти для всех мороженое из Академгородка, быть часовым и дневальным в их лагере, пойти в двенадцатидневный лодочный поход. Дети платили ему искренней любовью и уважением. Быков, географ и историк по специальности, зимой и весной отправлялся с учениками в Горную Шорию, летом путешествовал на лодках по Берди, ездил на озеро Байкал. Вот так его подопечные и знакомились с родным краем: учились разжигать костёр и ставить палатку, управлять плотом и готовить ужин. Участвовали в конкурсе джентльменов и в состязании старших с младшими, хорошо узнавали друг друга, а главное – учились любить свою необъятную Родину. Выпускали огромную фотогазету «Учитесь отдыхать, потомки!».
Осенью и зимой в школьных коридорах им было о чём поговорить, и третьеклассник запросто обращался к выпускнику – так незаметно стирались различия между классами, возникал единый школьный коллектив, в котором всем до всех было дело.
Шли годы. Но время не меняло отношение Быкова к профессии учителя и к ученикам. Воспитанник колонии, он – последователь педагогического метода Макаренко. Трудовое воспитание, воспитание через коллектив, постоянное общение с ребятами – вот основы его педагогического мастерства. Уважение, доброта и доверие в сочетании с разумной требовательностью – главное в работе этого мудрого учителя: доверием и поощрением, считал он, можно добиться большего, чем наказанием.
На долгие годы Быков (1960–1986) определил пути развития школы, её традиции. Он был большим выдумщиком и отличным организатором. 27 лет существовали школьный палаточный лагерь «Бригантина» на берегу Бердского залива, шлюпочные походы по Оби, поездки на Байкал, выезды в Горную Шорию (в лагеря «Снежинка» и «Сосулька»), сплав по горным рекам, туристические поездки в Шушенское, Канев. Сотни детей и учителей прошли через эту школу романтики и творчества, дружбы и сотрудничества.
Школе очень повезло: ею руководил талантливый, добрый, чуткий, влюблённый в своё дело человек. Всю оставшуюся жизнь – до 1989 года – он первым приезжал в школу в день начала экзаменов, чтобы пожелать детям удачи. А 1 сентября вновь встречал детей на пороге школы.
Подготовила Т.Н. Рахимова
Источники
НАШЕЙ гимназии 70 лет! // Вечер. Новосибирск. – 2006. – 26 дек. – С. 8–9 : ил., портр.
Подборка материалов о гимназии № 13. БЫКОВ Эдуард Александрович // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 131 : портр.
«…И ВЕЧНЫЙ бой» // Вечер. Новосибирск. – 1983. – 2 авг. – С. 3. Беседа с директором школы № 79 Э.А. Быковым.
КИБАЛЬЧИШИ идут за ним… // Вечер. Новосибирск. – 1975. – 31 дек. – С. 2–3. Очерк об Э.А. Быкове.
Печатается по книге: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год. – Новосибирск: [ Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки], 2012 – 254 с., [35] л. ил.+ 1 эл. диск (CD).
Добавить комментарий