9 января – 90 лет со дня рождения Орлова Бориса Антоновича (09.01.1934, г. Канск – 30.10.2000, г. Жуковский), Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР, рекордсмена мира, мастера спорта СССР международного класса.
Родился в г. Канске Красноярского края. Детство и юность провёл в Новосибирске. В 1952 г. окончил Новосибирский авиационный техникум и Новосибирский аэроклуб. Работал техником в НИИ. В 1955 г. окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ (г. Саранск). До 1963 г. был лётчиком-инструктором, штурманом и командиром звена в Новосибирском аэроклубе. Член сборной СССР по высшему пилотажу. В 1965 г. окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1970 г. – Московский авиационный институт. В 1965–1987 гг. – на лётно-испытательной работе в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1985 г. выполнил первый полёт и провёл испытания самолёта перехватчика МиГ-31М. Участвовал в испытаниях самолётов МиГ-25Р, сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций. В 1973 г. установил мировой авиационный рекорд скороподъёмности на самолёте МиГ-25. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1974 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награждён орденами Октябрьской Революции (1982), Трудового Красного Знамени (1971), «Знак Почёта» (1967), медалями. Скончался 30 октября 2000 г. Похоронен в г. Жуковском. На здании Новосибирского аэроклуба установлена мемориальная доска, посвящённая Б. А. Орлову. (Новосибирцы – Герои Отечества. 2010. С. 254).
Он был в небе 5 тысяч часов
Бориса Антоновича Орлова — заслуженного летчика-испытателя СССР, рекордсмена мира, члена сборной команды Советского Союза по высшему пилотажу, мастера спорта СССР международного класса хорошо знают в Новосибирске. Судьба связала его с нашим городом, хотя родом он из Канска Красноярского края. В начале войны семья Бориса переехала в Новосибирск. В то время все мальчишки бредили авиацией. В своей книге «Записки летчика-испытателя», изданной в 1999 году, Борис Орлов вспоминает: «С чего все началось? Наверное, с того неосознанного стремления залезть куда-нибудь повыше, заставляющего многих ребятишек карабкаться на деревья и забираться на крыши домов. Каждый ребенок мечтает в детстве кем-нибудь стать — кто врачом, кто пожарным, кто милиционером, кто летчиком. Далеко не всегда это желание сохраняется надолго, еще реже оно сбывается. Мне в этом отношении повезло: удалось осуществить детские мечты о небе».
Авиация притягивала к себе всегда: «любимыми игрушками были самолеты, авиационная, так сказать, тематика доминировала в моих детских рисунках. Если же случалось увидеть пролетевший низко самолет… то это событие вызывало почти языческий восторг не только у меня, но и у всей ребятни. Мы бегали вприпрыжку по улице, пока самолет не скрывался за крышами домов, выкрикивая: «Ероплан, ероплан, посади меня в карман!» А если с самолета сбрасывали листовки, то для детей это был предел мечтаний. Листовки ведь были в кабине самого самолета, поэтому их трогали, рассматривали, даже нюхали.
В Новосибирске самолетов тоже хватало. Зелено-голубые Яки, выпускаемые на Чкаловском заводе, носились над городом, даже выполняли пилотаж, чего делать по инструкции не разрешалось. Борис и его друзья «во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двух-этажного дома все поближе к небу, жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики».
Однажды Борис Орлов был свидетелем страшной катастрофы. «…Гул мотора перешел в пронзительный вой, окончившийся глухим ударом, над крышами взметнулся столб черного дыма. Самолет упал на центральной магистрали Новосибирска Красном проспекте, недалеко от нашей улицы»… Вместе с самолетом погиб летчик-испытатель Василий Старощук. Но и это событие не охладило желание стать летчиком.
Как-то на трамвайной остановке Борис увидел ребят с большими фанерными ящиками, в которых лежали модели самолетов. Узнал, что те занимаются в авиамодельной секции. Дело было летом, кружок не работал, но через окно Борис с друзьями увидел множество самых разнообразных моделей, а в углу стоял самый настоящий самолет.
«Назад пути не было. Как только секция открылась, я в нее записался, а через некоторое время построил свое первое летающее сооружение — коробчатый воздушный змей. Так, в 1944 году я приобщился к авиамоделизму, впервые потрогал руками настоящий самолет, посидел в его кабине и больше уж не мыслил свою жизнь без того, чтобы хоть каким-то боком не прилепиться к авиации».
Кроме авиамоделизма, Орлов занимался парашютным, самолетным спортом. Окончил Новосибирский авиационный техникум, Новосибирский аэроклуб, Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ. Потом восемь лет работал в Новосибирском аэроклубе инструктором-летчиком, командиром звена, штурманом.
Но этого ему было мало. Он хотел быть летчиком-испытателем и вскоре учился в школе летчиков-испытателей и Московском авиационном институте.
30 лет отдал работе в ОКБ имени Микояна, испытывал новую, самую современную боевую авиационную технику и принимал непосредственное участие в ее создании. Борис Антонович Орлов установил мировой рекорд, налетав свыше пяти тысяч часов и совершив более десяти тысяч посадок.
11 октября 1974 года летчику-испытателю Орлову за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был единственным летчиком из Новосибирска, получившим Звезду Героя в мирное время. Остальные десять наших летчиков-героев получили звание во время войны.
Борис Орлов награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.
За год до смерти вышла в свет его книга «Записки летчика-испытателя».
«Взяться за эти записки меня побудило не столько стремление оставить потомкам свое жизнеописание, сколько желание и возможность поделиться с читателем, интересующимся авиацией, своими соображениями о специфике летного труда, с некоторыми событиями, в коих мне довелось участвовать; рассказать о самолетах, хорошо мне знакомых и представляющих интерес с точки зрения участника их создания и испытаний, а также рассказать о близких мне людях, оставивших заметный след в авиации».
В память об известном летчике на здании Новосибирского аэроклуба была установлена мемориальная доска: «Здесь учился и работал с 1951 по 1963 год Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель Борис Орлов». И приняли решение присвоить Новосибирскому аэроклубу имя Бориса Орлова.
Подготовила Людмила Кузменкина
Добавить комментарий