Он был в небе 5000 часов

11 октября исполнится 40 лет со дня присвоения звания Героя Советского Союза (1974) летчику-испытателю Орлову Борису Антоновичу (1934-2000).

Бориса Антоновича Орлова — заслуженного летчика-испытателя СССР, рекордсмена мира, члена сборной команды Советского Союза по высшему пилотажу, мастера спорта СССР международного класса хорошо знают в Новосибирске. Судьба связала его с нашим городом, хотя родом он из Канска Красноярского края. В начале войны семья Бориса переехала в Новосибирск. В то время все мальчишки бредили авиацией. В своей книге «Записки летчика-испытателя», изданной в 1999 году, Борис Орлов вспоминает: «С чего все началось? Наверное, с того неосознанного стремления залезть куда-нибудь повыше, заставляющего многих ребятишек карабкаться на деревья и забираться на крыши домов. Каждый ребенок мечтает в детстве кем-нибудь стать — кто врачом, кто пожарным, кто милиционером, кто летчиком. Далеко не всегда это желание сохраняется надолго, еще реже оно сбывается. Мне в этом отношении повезло: удалось осуществить детские мечты о небе».

Авиация притягивала к себе всегда: «любимыми игрушками были самолеты, авиационная, так сказать, тематика доминировала в моих детских рисунках. Если же случалось увидеть пролетевший низко самолет… то это событие вызывало почти языческий восторг не только у меня, но и у всей ребятни. Мы бегали вприпрыжку по улице, пока самолет не скрывался за крышами домов, выкрикивая: «Ероплан, ероплан, посади меня в карман!» А если с самолета сбрасывали листовки, то для детей это был предел мечтаний. Листовки ведь были в кабине самого самолета, поэтому их трогали, рассматривали, даже нюхали.

В Новосибирске самолетов тоже хватало. Зелено-голубые Яки, выпускаемые на Чкаловском заводе, носились над городом, даже выполняли пилотаж, чего делать по инструкции не разрешалось. Борис и его друзья «во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двух-этажного дома все поближе к небу, жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики».

Однажды Борис Орлов был свидетелем страшной катастрофы. «…Гул мотора перешел в пронзительный вой, окончившийся глухим ударом, над крышами взметнулся столб черного дыма. Самолет упал на центральной магистрали Новосибирска Красном проспекте, недалеко от нашей улицы»… Вместе с самолетом погиб летчик-испытатель Василий Старощук. Но и это событие не охладило желание стать летчиком.

Как-то на трамвайной остановке Борис увидел ребят с большими фанерными ящиками, в которых лежали модели самолетов. Узнал, что те занимаются в авиамодельной секции. Дело было летом, кружок не работал, но через окно Борис с друзьями увидел множество самых разнообразных моделей, а в углу стоял самый настоящий самолет.

«Назад пути не было. Как только секция открылась, я в нее записался, а через некоторое время построил свое первое летающее сооружение — коробчатый воздушный змей. Так, в 1944 году я приобщился к авиамоделизму, впервые потрогал руками настоящий самолет, посидел в его кабине и больше уж не мыслил свою жизнь без того, чтобы хоть каким-то боком не прилепиться к авиации».

Кроме авиамоделизма, Орлов занимался парашютным, самолетным спортом. Окончил Новосибирский авиационный техникум, Новосибирский аэроклуб, Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ. Потом восемь лет работал в Новосибирском аэроклубе инструктором-летчиком, командиром звена, штурманом.

Но этого ему было мало. Он хотел быть летчиком-испытателем и вскоре учился в школе летчиков-испытателей и Московском авиационном институте.

30 лет отдал работе в ОКБ имени Микояна, испытывал новую, самую современную боевую авиационную технику и принимал непосредственное участие в ее создании. Борис Антонович Орлов установил мировой рекорд, налетав свыше пяти тысяч часов и совершив более десяти тысяч посадок.

11 октября 1974 года летчику-испытателю Орлову за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был единственным летчиком из Новосибирска, получившим Звезду Героя в мирное время. Остальные десять наших летчиков-героев получили звание во время войны.

Борис Орлов награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.

За год до смерти вышла в свет его книга «Записки летчика-испытателя».

«Взяться за эти записки меня побудило не столько стремление оставить потомкам свое жизнеописание, сколько желание и возможность поделиться с читателем, интересующимся авиацией, своими соображениями о специфике летного труда, с некоторыми событиями, в коих мне довелось участвовать; рассказать о самолетах, хорошо мне знакомых и представляющих интерес с точки зрения участника их создания и испытаний, а также рассказать о близких мне людях, оставивших заметный след в авиации».

В память об известном летчике на здании Новосибирского аэроклуба была установлена мемориальная доска: «Здесь учился и работал с 1951 по 1963 год Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель Борис Орлов». И приняли решение присвоить Новосибирскому аэроклубу имя Бориса Орлова.

Подготовила Людмила Кузменкина.

Добавить комментарий

Target Image