Опубликовано: Голодяев К.А. «Царица театра» // Сибирячки в историческом процессе: Литературно-краеведческий сборник. Серия Альманах Земляки. Новосибирск: Масс-медиа-центр», 2019. 400 с. Стр. 66-70.
Выдающаяся звезда сибирской оперной сцены Лидия Владимировна Мясникова переехала в Новосибирск в 1944 году. Здесь она приобрела все свои звания как официальные, так и народные: «царица театра», «жемчужина сцены», «мама оперного театра», «сибирский Шаляпин в юбке». Об этой блистательной артистке написано множество прекрасных статей и книг. Но и эта, надеюсь, будет не лишней.
Родилась Мясникова в Томске. Отец, Владимир Константинович, был врачом-патологоанатом, работал над докторской диссертацией по медицине. В тоже время хорошо пел, играл на фортепиано и скрипке, обучал игре и пению дочь, повторяя: «Лялька будет певицей». Музыка в доме звучала часто. Вскоре девочка уже разучивала по нотам небольшие пьески, подбирала на слух мелодии. Лидия Владимировна вспоминала: «Помню мне было лет шесть-семь. К нам пришли гости, и я пела «Пару гнедых», забравшись под стол, покрытый длинной скатертью с кистями, отчего петь под ним было очень уютно. Мое пение вызвало слезы на глазах бабушки...» [10; стр. 5].
Причём уже тогда будущая прима неосознанно начала работать над совершенно разноплановыми ролями: «Дома у нас было много оперных клавиров, и я часами играла в «Пиковую даму», «Руслана», «Русалку» и пела партии всех действующих лиц, нимало не смущаясь, для сопрано или для баса они написаны» [2].
В гражданскую войну глава семьи умер, заразившись при вскрытии трупным ядом. Мама, Анастасия Ивановна, работала в школе учительницей математики. И Лиля подавала хорошие надежды по данной дисциплине. Ей уже пророчили университетское будущее. Но победила музыка. Ещё в школе Лида занималась в хоровом кружке, который вела Мария Максимовна Ганчикова. В седьмом классе спела свою самую первую оперную партию – Людмилы из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Потом закончила Томский музыкальный техникум (класс Марии Альбертовны Фёдоровой), где её голос был поставлен именно как меццо-сопрано.
И уже на первом курсе новые партии: из «Фауста» Ш. Гуно и «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского. Практика в хоре оперетты, а через год и в оперном хоре Новосибирска. Уже тогда она становится выдающейся. Причём совершенно случайно. «Однажды в «Кармен», – вспоминает певица, – во втором действии я исполняла роль молодой цыганки. И вот, стоя на балконе, настолько вошла в роль, настолько увлеклась своей игрой, что не заметила, как привлекла к себе внимание зрителей, что явно не входило в планы режиссера. Помню, после спектакля получила выговор от исполнительницы главной роли…» [10; стр. 6, 7].
Подобный случай произойдёт много лет спустя в Москве, когда в трагической опере «Её падчерица» Л. Яначека в первом акте дьячиха в исполнении Мясниковой просто молча проходит в глубине сцене. В это время на первом плане происходит напряженная сцена диалога молодых героев. Но взоры зрителей почему-то обращались на проходящую позади фигуру в черном платке. Было в этом что-то зловещее.
А в 1959 году наш оперный показал «Её падчерицу» («Енуфа») в родной Чехословакии, на сцене Пражского национального театра. Местные газеты снисходительно анонсировали: «Сибирские артисты приехали к нам, чтобы показать, как они поют нашего Яначека…». Каково же была восхищение зрителей образом дьячихи в исполнении сибирской певицы, глубоко проникшей «в национальный характер драмы и музыки оперы» [2].
После окончания техникума Ленинградская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, где Лидия Владимировна с завидным упорством училась у известной русской певицы, профессора Марии Исааковны Бриан, у мастера оперной сцены Ивана Васильевича Ершова, камерной певицы Зои Петровны Лодий, слушала выдающегося музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского.
При чём, если Ершов старался развивать сценическую выразительность студентов, то Бриан, наоборот, приходилось сдерживать эмоциональность Мясниковой, учить контролировать себя, больше внимание обращать на постановку вокала. Что ученице вполне удалось. В последующем, она даже предпочитала работать без участия концертмейстера, самостоятельно отрабатывая каждую ноту партии. Оперный режиссёр Лев Дмитриевич Михайлов вспоминал: «Когда я только начинал свою работу в Новосибирском театре, на меня колоссальное впечатление произвело, как Мясникова сказала концертмейстеру: «Сегодня хочу попробовать голос, но это место пока петь не буду – я еще не продумала, как его делать. Когда продумаю все до конца – тогда все до конца и спою». Она мыслит действенными категориями. Как-то спрашиваю у нее: «Лидия Владимировна, как вы делаете свое оглушительной силы пианиссимо?» И она сказала: «Я свой голос здесь продеваю сквозь игольное ушко». Вот вам и вокально-физическое действие, все по Станиславскому!» [9].
На одном курсе с Мясниковой учился Михаил Александрович Бухбиндер, впоследствии главный дирижер Новосибирского оперного театра: «Помню замечательный зал консерватории, строгую экзаменационную комиссию из знаменитых в прошлом певцов… Выходит девушка в строгом черном платье. После короткого музыкального вступления начинается знаменитая ария Жанны из оперы «Орлеанская дева» П. И. Чайковского. Замирает переполненный студентами и педагогами зал, застывают от удивления лица видавших виды членов экзаменационной комиссии, сияет довольная улыбка на лице М. И. Бриан. Сочный, красивый, полный горячего чувства голос ее любимой ученицы, казалось, до отказа заполняет своды зала, рвется за его пределы. Минуя все правила, связанные с экзаменационной обстановкой, бурно аплодирует зрительный зал» [12; стр. 71, 72].
Во время учёбы Мясникова подрабатывала пением в кинотеатрах, где приобрела псевдоним Лидия Сибирская.
В 1939 году Лидия Владимировна с отличием заканчивает консерваторию и получает квалификацию оперной певицы 1 плана. Способную ученицу оставляют в аспирантуре – «школе высшего мастерства». Она выходит замуж за Андрея Андреевича Макаровского, студента оперной режиссуры. Весной 1941 в семье рождается дочь Люба.
Началась война. В сентябре Лидия Владимировна с грудным ребенком на руках успела эвакуироваться в родной Томск. Девочку удалось устроить в ясли, Мясникова смогла работать в отделении Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, почти ежедневно выступала на концертах в воинских частях, в госпиталях. «Мне приходилось петь перед ранеными, потерявшими зрение. Эти люди не могли видеть жесты, мимику, они могли только слышать. И я старалась вкладывать все, что могу, в пение. Вспоминались слова Марии Исааковны Бриан: «Вся страсть героини – в вокальных интонациях. Необходимо их почувствовать и передать голосом, и исходя из этих интонаций, искать жесты и движения». И вот эти-то вокальные интонации я старалась делать максимально выразительными…» [10; стр. 7].
В этот тяжелейший, военный период Великой Отечественной войны происходит достройка Новосибирского театра оперы и балета, и вот 5 февраля 1944-го правительственная комиссия принимает его в эксплуатацию [8]. 14 мая областной Комитет по делам искусств постановляет открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр. При отсутствии обязательных «доноров»: хореографического училища (открытого только в 1951 году) и консерватории (1953) руководством было решено готовить артистов самостоятельно. Начинается формирование труппы, в которой была и группа стажёров.
Первая труппа собиралась «с мира по нитке» – кандидаты приходили как по объявлению, так и по специальным приглашениям, «в искусство» шли даже по путевкам завода. На удивление отклик на объявления оказался очень большим. Так, в детской группе конкурс на одно место составлял четыре-пять человек. У взрослых многие из молодых рабочих и служащих занимались в студиях «без отрыва от производства», и перешли работать в театр после его открытия.
Приезжали и артисты из других городов. Так, из Томска приехала Лидия Владимировна Мясникова, из Красноярска Алексей Филиппович Кривченя, пришли в труппу Виталий Иванович Копылов, Арканов Вениамин Павлович, Михаил Григорьевич Киселев, Надежда Александровна Дезидериева-Буда, Наталья Михайловна Куртенер. Главным балетмейстером стал Михаил Федорович Моисеев, главным хормейстером Горбенко Евгений Павлович, музыкальным руководителем Лео Морицевич Гинзбург, главным дирижером Исидор Аркадьевич Зак. Будущие заслуженные и народные артисты.
За год руководству театра удалось собрать и создать профессиональную творческую труппу, в которой к моменту официального открытия было уже более тысячи человек, и которая 12 мая 1945 года достойно представила праздничному городу оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин». Мясникова не пела в этой опере, но с благодарностью вспоминала, как зимой 1944-45 годов ей, чтобы не застудиться, театром были выданы «мужской белый полушубок и валенки из гардероба «Ивана Сусанина».
Ещё на прослушивании в 1944 году И. А. Зак, услышав Мясникову, сказал: «Вы нам очень понравились. У вас хороший голос. Вы музыкальны. Я хочу ставить на вас «Кармен» [4; стр. 37]. И вот 21 июня 1945 года Лидия Васильевна дебютирует на сцене Новосибирского оперного театра. Она спела Кармен более 100 раз. Более того, в «Кармен» маэстро даже доверял Мясниковой вести оркестр. В спектакле есть сцена народного танца «Сегидилья», сопровождаемого пением. И на это время великий дирижер опускал свою палочку на пульт. Оркестр слушал певицу.
Позднее И. А. Зак скажет: «За шестьдесят лет дирижерской деятельности в оперных театрах Союза и России мне довелось обращаться с большим числом оперных певцов…. Но один мастер оперного искусства мне кажется, что этот эпитет в большей мере подчеркивает значительность творческой личности, чем «певица» – оставил прочный след в моей творческой памяти, запечатлелся в ней как эталон, отвечающий многообразным требованиям, которые должно предъявлять к служителю оперного искусства. Это народная артистка СССР Л. В. Мясникова. Безупречная музыкальность, скрупулезная точность, высокий вдохновенный накал интерпретации, исключительно красивый голос, отменная вокальная культура, позволяющая не знать технически непредсказуемых трудностей, актерская одаренность, делавшая доступным всё…» [7].
Всего за годы работы в Новосибирском театре оперы и балета она исполнила 26 разноплановых партий: Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Аксинья («В бурю» Т. Н. Хренникова), Аксинья («Тихий Дон» И. И. Дзержинского), графиня («Октябрь» В. И. Мурадели), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), королева Гертруда («Банк Бан» Ф. Эркеля), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Мать («Севастополь» В. И. Рубина), Одарка («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артёмовского), Солоха («Черевички» П. И. Чайковского), Дьячиха («Её падчерица» Л. Яначека), Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди), Полина, а после и графиня («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Любовь («Мазепа» П. И. Чайковского), Княгиня («Чародейка» П. И. Чайковского), и другие.
Особо стоит отметить роль Марфы-раскольницы в классической трагедии, опере Мусоргского «Хованщина». Мрачно-страстное, трагичное исполнение роли княгини-монахини принесло Л. В. Мясниковой не только восторг зрителей, но и номинирование на главную премию страны – Сталинскую. Но из-за развенчания культа личности награждение было отменено [11].
Талант Лидии Владимировны состоял ещё и в том, что обладая уникальным, сильным, широкого диапазона меццо-сопрано она не просто пела, она была и серьёзной, характерной, драматической артисткой. Певица создавала выдающиеся, масштабные, оперные образы. Её героини были цельные, сильные духом, с индивидуальным характером, актриса воплощала их в живую, реальную форму. Она пела как бы изнутри своего персонажа, его миром, эмоциями и ощущениями.
Л. Д. Михайлов говорил: «Мясникова – явление не только уникальное, но и абсолютно национальное. Она знала, видела, проживала и заставляла вместе с ней проживать характер, страсти, судьбу России. Она поет и играет как истинно русская актриса. Певица, которая хранит в себе дух Сурикова и Мусоргского» [9].
Она целиком отдавала себя образу, и это было ошеломлением для зрителя. Певицу называли «Сибирским Шаляпиным в юбке». В оперу на Мясникову ходили специально. Театр заполнялся до отказа. Это было целым событием в культурной жизни города. Каждая из её ролей была блестяща. Зритель получал незабываемые впечатления, он просто не мог не верить актрисе.
Кроме того, Лидия Владимировна выступала и как камерная, концертная певица. Она принимала участие во многих программах, исполняя как свои оперные арии, так и другие вокальные, классические, народные и современные произведения: Рахманинов, Хренников, Мокроусов, Григ, Лист, Шуберт, Мейтус… А русские романсы! За несколько минут она показывала зрителю всю натуру героя, весь накал его эмоций и глубину переживаний. Был в костюме у Лидии Владимировны такой интересный акцент. На концертные выступления она всегда выходила в строгом, черном бархатном платье, держа маленькую записную книжечку с текстами произведений, которую никогда не открывала.
В 1951 году Мясниковой присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, в 1955 году – звание народной артистки РСФСР. Её имя написано почти в каждой концертной афише. И неважно где проходил концерт, в театре или в заводском доме культуры на другом конце города, всюду зрители, очарованные сильным, благородным голосом и незаурядным драматическим исполнением артистки, приветствовали её искренними овациями.
Вообще, в 1950-е годы в Новосибирске сложилась уникальная культурная среда. Новосибирские музыкальные и театральные коллективы достигли в своём развитии уровня столичных, вернули ту планку, что задали здесь в годы войны эвакуированные ленинградские филармония и театры.
Каждое лето театр в полном составе выезжал на гастроли в города Сибири и Дальнего Востока. Выступали на самых разных площадках: от колхозов и заводов до воинских частей и кораблей. Более полумиллиона зрителей побывали на тех спектаклях и концертах.
О безукоризненном вокале и выдающемся мастерстве Лидии Владимировны Мясниковой вскоре узнали далеко за пределами Новосибирска. В 1955 году Новосибирский оперный театр выезжает на гастроли в Москву. На сцене Большого тетра показывается 10 спектаклей. Они восхитили столичных жителей, в «Трубадуре» зрители шесть раз вызывали сибирскую артистку на сцену.
Чтобы понять Мясникову, совсем не обязательно было знать русский язык. В Кремлевском Дворце съездов в Москве на концертах часто бывают иностранцы. Как-то раз на «Пиковой даме» их было особенно много. И вели себя они достаточно вольно. «Но когда вышла на сцену старуха – все шесть тысяч почему-то затихли. А после четвертой картины они бросились к рампе, стали кричать «браво!» и бесноваться. А я понял – опера написана не про Германа, а про нее. Мясникова сыграла в этот вечер огромную пьесу – «век нынешний и век минувший». И главной в ней была горькая тема старости, одиночества. Этой Графине сочувствуешь всем сердцем, понимаешь ее до конца» [9].
К концу десятилетия к нам, в создаваемый Академгородок стало приезжать множество деятелей науки. Их поистине удивляла увлеченность новосибирцев искусством, заполняемость театров и концертных залов. Культуролог Татьяна Артеменкова пишет: «В то время на домашних вечерах у первого ректора университета И. Векуа часто пели солисты Новосибирского оперного театра Л. Мясникова и Н. Дмитриенко. В доме академика А. Ляпунова, где регулярно играла известная пианистка Вера Лотар-Шевченко, собирались любители камерной музыки. В доме С. Соболева часто пел доктор технических наук Г. Мигиренко. На музыкальных вечерах у химика В. Эренбурга собиралось трио в составе: хозяин дома (фортепиано), А. Трегубов – научный сотрудник СО АН СССР, доцент МГУ (скрипка и альт), и А. Бородин – преподаватель ДМШ № 10 (виолончель). Также много лет существовал инструментальный ансамбль в доме физика-теоретика А. Покровского, в репертуаре которого звучали сонаты Прокофьева, Грига, Рахманинова, Баха» [1].
В 1960 году Лидия Владимировна удостоена следующего звания – народной артистки СССР – «за выдающиеся заслуги в области советского музыкального искусства», а в 1967-м награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Мы не знаем сколько тайн хранит сцена, сколько реальных событий превращаются в театральные анекдоты и байки. Вот и Народный артист СССР Валерий Егудин рассказывал, как Мясникова помогла ему во время дебюта в театре. Это было в 1961 году в опере М. Я. Магиденко «Тропою грома»: «Надо ли говорить, как я волновался, выйдя на огромную сцену, где мне предстояло, проходя мимо домика сестры Сварц, поймать вступление дирижера и запеть: «Здравствуйте, сестра Сварц! Волнуетесь, наверное, ведь сын приезжает, и какой сын!» Я на дрожащих ногах спускаюсь с высокого пандуса и, проходя мимо сестры Сварц (народная артистка СССР Л. В. Мясникова), не узнаю музыки: в оркестре она не так звучит, как на фортепьяно. Дирижер вообще где-то очень далеко, и такой маленький, что я не могу понять, кому он там машет. Тихо спрашиваю у Лидии Владимировны: «Мне вступать?» Она мне: «Нет, подожди, еще рано... вот теперь». Я увидел дирижера и его жест, обращенный ко мне, и запел...» [6]. «Почти вся молодёжь театра называла её «мама», «мать». Она не обижалась, но панибратского отношения не допускала», – вспоминал певец [5].
С Егудиным Мясникову будут связывать долгие годы сотрудничества. Они будут часто солировать в одних спектаклях, в 1974 году вместе снимутся в фильме «Поёт Лидия Мясникова», созданном на ГТРК «Новосибирск» замечательным, увлечённым искусством режиссёром Виталием Гонновым.
С 1968 года Мясникова начинает преподавать в Новосибирской консерватории на кафедре сольного пения, где также позднее будет преподавать В. Г. Егудин. В 1981 получила учёное звание профессора. При этом продолжала работать в оперном театре.
Конечно, её приглашали и другие театры. На своём 70-летии Лидия Владимировна сказала: «Меня не раз спрашивали, почему я не уехала из Сибири – ведь были приглашения ведущих оперных театров страны. Я ездила в Большой театр «пробоваться»… В театре её взяли в труппу, оформили документы, но в министерстве переход запретили – «мы не хотим оголять провинцию» [4; стр. 41, 42].
Почти четыре десятилетия артистка оставалась верна новосибирской оперной сцене, была её примой. Кстати, дочь, Любовь Андреевна Макаровская, пошла по стопам мамы, закончила Новосибирскую консерваторию и также работала в нашем оперном театре. Уже в Новосибирске Лидия Владимировна вышла замуж второй раз, за учёного-биолога, профессора Сергея Семёновича Фолетарека и счастливо прожила с ним 36 лет.
1982 год стал для певицы критичным. И хотя она по-прежнему могла великолепно исполнять некоторые партии, возраст (71 год) и состояние здоровья вынудили Лидию Владимировну покинуть театральную сцену. Но педагогическую деятельность артистка продолжала ещё 12 лет, вплоть до 1994 года.
Урокам вокального мастерства, полученным от музыкального педагога народной артистки СССР Мясниковой, обязан ряд замечательных певцов, которым она передала тонкость музыкального вкуса и широту исполнительского темперамента. Среди учеников Лидии Владимировны – около десяти заслуженных и народных артистов РСФСР и других республик, солистов оперных театров и филармоний: Н. Н. Чигирева, Т. А. Лагунова, Т. С. Агапова и другие.
В 1940-е – 1960-е годы Л. В. Мясникова была депутатом Областного совет депутатов нескольких созывов. В 1983 году ей первой среди женщин присвоено звание Почетного гражданина города Новосибирска — «за большие заслуги в развитии культуры города и пропаганду достижений советского искусства». В 2000 году актриса стала лауреатом премии Новосибирской филармонии «Золотой ключ-99».
Лидия Владимировна Мясникова умерла 14 января 2005 года. В память об уникальной артистке, замечательном педагоге был учреждён и в ноябре 2008 года проведен Первый межрегиональный конкурс вокалистов и вокальных ансамблей имени Л. В. Мясниковой, задачей которого стоит поиск новых, молодых и талантливых вокалистов. Аудитории консерватории, где она работала, дано её имя, а в холле второго этажа установлен её бюст. Также, как и бюст Валерия Егудина. В Калининском районе Новосибирска одна из улиц также названа именем Мясниковой.
Имя Лидии Владимировны Мясниковой золотыми буквами навсегда вписано в историю русского оперного искусства. Говорить о ней можно много и долго. Но лучше посмотреть и послушать. У нас остался фильм «Поёт Лидия Мясникова». На Центральном телевидении также был снят фильм «Пиковая дама» с участием Л.В. Мясниковой.
В 1951 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с ариями и романсами в исполнении Лидии Владимировны, это была первая пластинка среди «периферийных» певиц СССР. В 1953-м сингл «Гуляла я в садочке», в 1957-м арии из опер, в 1960-м – сборный диск «Soloists Of The Bolshoi Theatre In Russian Operatic Arias», потом сборники «Поют солисты Новосибирского театра оперы и балета» В 1970-м и 1973-м – записи русских народных песен, в 1973-м – диск арий из опер, в 2008-м Новосибирской консерваторией выпущен трёхчасовой диск с записями Лидии Владимировны Мясниковой.
Закончу я свой рассказ трогательными словами большого поклонника актрисы Владимира Бякина: «Всю свою творческую жизнь Лидия Владимировна Мясникова множество раз склонялась в благодарных поклонах перед рукоплескавшими ей зрителями. Сегодня эти воспоминания – единственная наша возможность склониться в глубочайшем поклоне перед ней за те прекрасные минуты, которые она дарила нам своим талантом. К сожалению, эта возможность представилась нам только тогда, когда поклониться мы можем лишь ее светлой памяти...» [3].
Литература
- Артеменкова Т. А. Академгородок: от альтернативной культуры к провинциальной «Столица Сибири», № 5 – 2002.
- Афанасьева Т. Б. «Продела голос сквозь игольное ушко» // «Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 302-311. Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. – 512 с.
- Бякин В. М. Её образ не тускнет в нашей памяти. / Головнёва Н. И. Лидия Мясникова: Жизнь и сценическая деятельность. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2008 – 312 с.
- Головнёва Н. И. Лидия Мясникова: Жизнь и сценическая деятельность. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2008. – 312 с.
- Егудин В. Г. Уважение к ней питали самое глубокое / Головнёва Н. И. Лидия Мясникова: Жизнь и сценическая деятельность. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2008. – 312 с.
- Егудин В.Г. «Наверное, мне везло…» Сибирские огни, 2015, № 2.
- Зак И. А. Памятная записка (о Л. В. Мясниковой) // Новосибирская консерватория – 50 лет. Материалы и документы. – Новосибирск, 2006. – 636 с.
- Здание оперного театра принято государственной комиссией // Газета «Советская Сибирь» № 26. 06.02.1944.
- Михайлов Л. Д. Семь глав о театре: размышления, воспоминания, диалоги. – М.: Искусство, 1985. – С. 177–182.
- Нейштадт И. Я. Народная артистка СССР Лидия Мясникова. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 39 с.
- Российский государственный архив литературы и искусства» (РГАЛИ). Ф. 2073. Оп. 2. Д. 34. Цит. по Свиньин В. Ф., Осеев К. А. Сталинские премии: две стороны медали. Сборник документов и художественно-публицистических материалов. Новосибирск: Свиньин и сыновья. 2007. 880 с
- Штуден Л. Л. Мелодии судьбы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. 160 с.
Добавить комментарий