80 лет со дня рождения художника-монументалиста Чернобровцева Александра Сергеевича (1930), заслуженного деятеля искусств России, почетного жителя г. Новосибирска
Из книги «Золотые имена Новосибирска»
Художник-монументалист, заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин города Новосибирска Александр Сергеевич Чернобровцев – один из тех, кто создавал и создает неповторимое эстетическое лицо Новосибирска.
Родился он 12 сентября 1930 г. в Липецке. В предвоенные годы жил с мамой в Ленинграде. Вера Степановна Чернобровцева училась в архитектурном институте и много раз брала сына-детсадовца с собой – на лекции, на занятия по рисунку, – там он и сам что-то рисовал. «Бог знает, что там получалось, – вспоминает Александр Сергеевич, – но преподаватель однажды подошел ко мне и сказал: «О, коллега!» – и погладил меня по голове». Учитель подарил маленькому художнику краски, каких не было даже у мамы-студентки. В Ленинграде мальчик имел возможность посещать музеи, любоваться прекрасными зданиями – настоящими произведениями искусства.
В 1941–1942 годах Чернобровцевы жили в Забайкалье. А в 1943-м поехали в только что освобожденный Воронеж – Вера Степановна очень хотела восстанавливать разрушенный город. Но жить было негде, пришлось уехать – в Борисоглебск, а затем – в Липецк, где Александр закончил шесть классов средней школы.
В 1946 г. он решает осуществить мечту стать художником и поступает в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Во время войны здание училища пострадало от снарядов, и студенты с преподавателями занимались восстановительными работами параллельно с учебой.
Александру Чернобровцеву было всего лишь шестнадцать лет. На факультете монументальной живописи он был самым молодым, многие сокурсники прошли войну. «Осмысливая сейчас свой пройденный путь, – вспоминает художник, – я прихожу к выводу, что принадлежу к поколению Победы, к тому поколению, которое чувствовало свою причастность к этому великому событию. Мы, мальчишки того времени, жаждали сделать что-то значимое для своего народа, для своей страны...». Тогда, в 46-м, в руинах лежала вся западная часть страны. Студенты, будущие монументалисты считали своей миссией сделать разрушенные, истощенные войной города еще лучше, еще краше, чем они были в довоенное время.
Однако Александру Чернобровцеву пришлось решать иные задачи. Ведь окончив училище, он поехал в Сибирь – край, в годы войны находившийся в глубоком тылу. В начале 50-х годов Новосибирск, еще молодой город, активно строился, его архитектурно-художественный образ только предстояло формировать. Вся его атмосфера, – по воспоминаниям Александра Сергеевича, «дышала потребностью в искусстве». Чернобровцев стал одним из тех, кто делал первые шаги в монументальном искусстве нашего города.
Первой работой, давшей художнику имя, стало панно, созданное в сквере Героев революции и ставшее одним из первых значительных произведений монументального искусства в Новосибирске.
История сквера началась в январе 1920 года, когда в братской могиле в центре Новониколаевска были погребены жертвы колчаковского террора. Это были военнослужащие Барабинского стрелкового полка колчаковской армии, восставшие против своего командования в ночь на 7-е декабря 1919 г.; узники городской тюрьмы и арестантского дома, расстрелянные и зарубленные перед вступлением в город частей 27-й дивизии 5-й Красной Армии и партизан армии Е. Мамонтова. Всего – 104 человека.
В 1922 году новониколаевцы поставили надгробный монумент, выполненный по проекту художника В. Н. Сибирякова и инженера А. И. Кудрявцева. На долгие годы этот памятник – рука с горящим факелом, прорвавшаяся из скалы, стал одним из символов Новониколаевска-Новосибирска.
В 1924–1925 годах перед памятником возводится Дом Ленина и оформляется сквер памяти жертв революции. А в 1957-м сюда со старого городского кладбища перенесли останки революционеров, расстрелянных в 1918 году: А. И. Петухова, Ф. П. Серебренникова, Ф. И. Горбаня и других. В названии сквера слово «жертвы» заменили словом «герои».
Именно тогда, в 1957-м 27-летний Александр Чернобровцев по собственной инициативе сделал для сквера (для стены между сквером и Домом Ленина) проект монументального панно. По воспоминаниям Александра Сергеевича, когда приступил к работе, то «и сам не знал, художник я или еще нет, хоть и закончил институт с отличием». Стал работать с архивными документами, в частности, прочел протокол опознания ста четырех казненных. Этот документ помог представить трагические события так, как будто и сам был их участником, помог представить себя самого на месте убитых людей. Исторический момент вступления красноармейских частей и партизан в Новониколаевск, опознания жертв белогвардейцев лег в основу работы, выполненной в технике цветного бетона на стене площадью 600 квадратных метров.
Натурщиков для своей работы Чернобровцев искал прямо на улице. Всего ему позировали около ста пятидесяти человек, в том числе – свидетели гражданской войны. Рассказы этих людей о трагическом прошлом настолько потрясли художника, что, по его словам «потом довольно трудно было работать». Одним из убиенных Александр Сергеевич изобразил себя.
Руководство области поддержало молодого художника, предложившего свой проект. В одном из соседних домов выделили подвальное помещение. Началась работа по воплощению замысла. «Довольно сложно было – просидеть полтора года в подвале и делать эти тяжелые плиты, каждая по 180 килограммов. …Думал, что не доживу до конца работы», – вспоминает Александр Сергеевич.
Поистине бесценной оказалась помощь учеников мастера из рабочей студии живописи (в благодарность Чернобровцев подписал их имена под работой). Железнодорожник Д. И. Обуховский, инженер-химик О. Б. Александрова и маляр Н. Г. Мавротский днем работали каждый на своем производстве, а вечерами – до ночи – участвовали в создании исторического панно. Условия в подвальном помещении были ужасны, но все испытывали огромный энтузиазм, чувство причастности к чему-то очень значительному.
2 ноября 1960 г. монументальное Панно памяти борцов за Советскую власть в Сибири было открыто. Содержание картины трактовалось тогда как сцена опознания замученных большевиков и клятва оставшихся в живых продолжать дело коммунизма. Монументальная работа в центре города помогала новосибирцам ощущать чувство сопричастности к истории своей Родины, чувство огромного уважения к тем, кто смог изменить мир, сделать жизнь более справедливой. Но прошло несколько десятилетий, и общественно-политический строй в стране поменялся. Произошла переоценка ценностей. Изменилось отношение многих людей и к советской истории, и к памятникам, прославлявшим борцов за Советскую власть. И тогда стало понятно, что автор новосибирского панно Памяти Героев революции заложил в своей работе объединяющее начало, вдохнул в нее что-то вневременное, и «Реквием» – название, которое больше всего подходит к этой работе.
Журналист А. Метелица в одной из публикаций так описал свои впечатления. «…За оградой Сквера, как обрубленный, разом пропадает городской шум. Тишина, скорбный покой и вдруг – панно, как удар грома, как окаменевший многоголосый крик. Люди на панно – в разных позах и ракурсах, неизменно трагичных. Они прошли сквозь холод и зной того времени и склонили головы над теми, кто идти уже не мог; скорбная печаль и боль на лицах, а в глазах – отсвет предчувствия новых сражений и новых утрат… совершенно исчезла политическая подоплека – просто видны беспощадность и бессмысленность гражданской войны. Человеческая боль, человеческая скорбь – и н и к а к о й надежды».
Всесоюзная слава к А. С. Чернобровцеву пришла после сооружения в 1967 г. Мемориального ансамбля «Подвиг сибиряков в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.».
Сложность этой работы заключалась, прежде всего, в том, что памятник предстояло воздвигнуть в городе, который в годы войны находился в глубоком тылу. От воспроизведения реальных сцен, фигур атакующих, рвущихся в бой солдат художник сознательно отказался. Ведь так создавались первые послевоенные памятники, непосредственно в местах боев и массовых захоронений. Новосибирский же монумент как бы «ушел» от войны во времени (после Победы прошло 22 года) и пространстве (война проходила за тысячи километров от Сибири).
В какой-то момент монументалист понял, что не знает, как в одном изображении – а памятник задумывался как одно единственное панно – отразить эпопею войны: отступление первых месяцев, последовавший за этим прорыв, наступление и, наконец, победа… Кроме того, ведь у каждого человека в войну была своя судьба: кто-то воевал, кто-то работал в тылу, кого-то ранило, кого-то убило...
«Эта мысль, что все с одной стороны дробится, а с другой – объединяется общим горем, – не отпускала меня, не давала покоя ни днем, ни ночью», – говорит художник. Перебрав массу вариантов, Чернобровцев пришел к образу памятной медали. На ее лицевой стороне изображен народный подвиг, эта сторона – парадная. Оборотная же, камерная сторона рассказывает о том, чего этот подвиг стоил, в какие человеческие жертвы он обошелся.
Именно две стороны одной медали символизируют две площади Монумента Славы: площадь Подвига (большая белая площадь, место для манифестаций, митингов) и площадь Скорби и Памяти. Между ними – композиция из пяти 10-метровых пилонов. По замыслу художника, они могут ассоциироваться у зрителя и со стенами храма Памяти, и с воинами, вставшими на защиту Родины. Как у медалей, у пилонов есть внешняя и оборотная стороны и два оттенка – светлый и темный. На внешней (со стороны площади Подвига), белой стороне изображены сюжеты Великой Отечественной войны – они не расцвечены красками, а как бы врезаны резцом в белый холодный камень: «Призыв», «Тыл. Трудные испытания», «Победа», «Мир». На пятом, центральном пилоне (он выдвинут вперед) – надпись «1941–1945» на фоне языков пламени.
Кроме символических изображений, на четырех пилонах – строки из фронтовых писем, из песни воинов-сибиряков. Начала и концы этих строчек не видны, слова как бы «всплывают» в памяти. С обратной, черной стороны четырех пилонов (стороны, обращенной на площадь Скорби и Памяти) – фамилии более 30 тысяч погибших воиновновосибирцев. На обороте центрального – горельеф Скорбящей матери (его выполнил по эскизу А. С. Чернобровцева скульптор Б. Л. Ермишин). У подножия каменного изваяния – могила Неизвестного солдата-сибиряка и круглая чаша с Вечным огнем. Огонь зажжен от металлургической печи авиационного завода имени В. П. Чкалова, которая работала в годы войны.
Могила неизвестного солдата была задумана автором еще в проекте, но сделали ее не сразу. Останки привезли из-под города Белый, где погибло много новосибирцев. «Сибири сын Родины неизвестный солдат» – написано на чугунной могильной плите.
Между пилонами расположены четыре квадратные урны. В них хранится земля с мест сражений сибиряков: из-под Ельни, с Бородинского поля, Мамаева кургана, с мест сражений 19-го гвардейского сибирского добровольческого стрелкового корпуса, прошедшего боевой путь от Подмосковья до Балтийского моря.
За пилонами, как бы под их защитой, располагается березовая роща. Деревья здесь олицетворяют Родину. Чтобы это прочитывалось, чтобы березы воспринимались как часть памятника, автор приподнял их над уровнем земли на 40 сантиметров.
По замыслу художника, монумент должен был стать настоящим оазисом памяти. И все элементы мемориального комплекса помогают пришедшим сюда отвлечься от повседневной суеты, вспомнить о том, что неизменно ценно и о чем нельзя забывать никогда. Для создания особого настроения был придуман специальный вход и пять проходов, которые, как дорожки, положенные на ковер, приглашают войти внутрь. Ступеньки, которые как будто мешают пройти запросто.
Чтобы осуществить художественный замысел, необходимы были точные расчеты, конструктивные чертежи. Эту работу выполнила группа сотрудников Сибирского зонального института экспериментального проектирования, где работала мама Александра Сергеевича, В. С. Чернобровцева.
Создателям памятника, и, прежде всего, автору художественного проекта приходилось преодолевать не только творческие, строительные трудности, но и бюрократические. Строительство, уже на этапе почти полной готовности объекта, запрещали городские власти. Требовалось разрешение в ЦК КПСС, в Совете Министров, в Министерстве культуры, но разрешения не было. Огромную роль в осуществлении проекта сыграл первый секретарь комитета партии Кировского района (с 1970 г. – Ленинский районный комитет КПСС) В. Ф. Волков. Владимир Фёдорович сказал художнику: «А мы вот как поступим: мы никого не будем ни о чем просить. Все сделаем сами! Поднимем все заводы, всех людей района и сделаем!» Взяв на себя всю полноту ответственности за сооружение, он задействовал все предприятия района, мобилизовал людей. Кировчане восприняли строительство памятника как свое кровное дело, выкладывались – и стар и млад, помогая, кто чем может, проводя воскресники и субботники. Бригада отделочников, которой поручили отпескоструить пилоны для монумента, дружно отказалась от защитных масок, потому что контролировать качество работ, соблюдая такие меры предосторожности, было трудно. Никто не жаловался на условия, не прекращал работу. Все были счастливы, что оказались причастны к такому великому делу.
Монумент продолжал строиться, несмотря на запреты. Автор принимал в этом самое непосредственное участие – делал рельефы, отливал формы. Две с половиной тысячи ведер гипса пришлось размешать. Списки фамилий новосибирцев, погибших в войну, Александр Сергеевич тоже собирал сам – связывался с райвоенкоматами, где хранились копии похоронок...
6 ноября 1967 года памятник был открыт. За создание панно памяти Героев революции и Монумента Славы в Новосибирске А. С. Чернобровцев стал лауреатом премии Ленинского комсомола 1968 года.
За прошедшие десятилетия у Монумента побывали тысячи людей. Из разных уголков страны приезжают поодиночке и семьями почтить память своих родных и близких, отметить украдкой их фамилии бронзой или серебрянкой. Ежегодно в дни Победы у Вечного Огня собираются ветераны войны, приходят с детьми и внуками, вспоминают минувшие испытания, фотографируются.
Новосибирский Монумент Славы, как жизнеспособный организм, продолжает развиваться. В 1985 г., в канун 40-летия Победы, в 400 м от монумента сооружена Аллея оружия, на которой представлены образцы военной техники 1941–1945 годов. 3 мая 2005 – появилась Аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Новосибирска и Новосибирской области. В конце центральной аллеи парка Победы построена часовня.
Еще один памятник, ставший частью мемориального ансамбля, называется «Тыл – фронту» (2000 г.). В соответствии с проектом А. С. Чернобровцева, в центре памятника стоит обелиск, выполненный в виде 18-метрового обоюдоострого меча. Меч украшен венком славы и окружен изображениями главных орденов Великой Отечественной войны на вертикальных плитах – от ордена Красного Знамени до ордена Александра Суворова. По обеим сторонам обелиска расположены две стелы. На одной из них – рассказ о роли сибиряков в разгроме врага и перечень дивизий, сформированных в Сибирском военном округе. На другой описан вклад тружеников тыла в Победу, дан перечень промышленных предприятий Новосибирской области, изготавливавших продукцию для фронта. То есть смысл композиции в том, что сибиряки, находившиеся в тылу, ковали оружие, с которым их земляки воевали на фронте. Основная идея памятника заключена в словах Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!».
В начале 80-х годов в Новосибирске началось строительство метрополитена. Горожан, конечно, интересовало, каким будет его внутренний облик. Александр Сергеевич Чернобровцев, в 1984– 1986 гг. – главный художник города, предложил украсить станции первой очереди произведениями монументального искусства. Он привлек к работе московского художника А. Н. Кузнецова (оформил станцию «Площадь Ленина»), новосибирских мастеров: Н. А. Толпекину («Студенческая»), В. П. Сокола («Речной вокзал»), В. П. Грачёва («Красный проспект»). По проекту самого А. С. Чернобровцева была оформлена станция «Октябрьская».
Александр Сергеевич смотрит на город глазами художника, желающего, чтобы все вокруг было красиво. Над этой красотой нужно постоянно работать, кропотливо выстраивать ее. И мелочей быть не должно. В свое время он много воевал против того, чтобы вырубали Первомайский сквер.«В конце концов, нельзя же представить, что кто-то вырубит Летний сад, – говорит мастер. – Как там берегут старые деревья! Подпирают, закрепляют, заделывают дупла металлом. Под ними прошла вся наша история, и эти деревья – ее воплощенный в природе образ. Какие-то ценности непреходящие, очень важные, должны доходить до всех людей, и поэтому очень высоким должен быть авторитет художника, архитектора, который создает и утверждает правила красоты своим творчеством. …Если бы все мы, а не только художники, старались жить по законам красоты! И стали бы прекрасными люди в прекрасном мире…» (из публикации «Мастер и его город»).
Эти слова – не просто благие пожелания. В течение сорока шести лет (с 1955 г.) Александр Сергеевич руководил народной студией изобразительного искусства. А в 1984 г. способствовал открытию отделения изобразительного искусства в Новосибирском музыкальном училище; впоследствии отделение превратилось в самостоятельное учебное заведение – Новосибирское художественное училище. По мнению Чернобровцева, Новосибирск – город «…еще не сложившийся, он еще не приобрел своего законченного лица и ему очень нужны люди, способные его лицо одухотворять» (Молодость Сибири, 21 августа 1984 г.).
Начало 90-х годов. Очень трудное для страны и Новосибирска время. На фоне серьезных социально-экономических проблем искусство, особенно такое затратное, как монументальное, воспринимается как что-то неважное и ненужное для людей. В это смутное время Чернобровцев создает монументально-скульптурное панно из кедра «Апофеоз русской музыки». Работа размером 140 квадратных метров была выполнена для Новосибирской государственной консерватории. Величие русской музыки «золотого» XIX века, давшей миру таких гигантов, как М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский и много других, – такова идея нового произведения новосибирского мастера.
«Панно «Апофеоз русской музыки», – писал в 1991 г. архитектор В. М. Пивкин, – обещает быть произведением большого искусства. Это, по-моему, лучшее в творчестве … А. С. Чернобровцева. Пусть мы голодные и холодные, озлобленные и неудовлетворенные, но надо непременно реализовать то достойное, что мы передадим потомкам, чем мы сможем всегда гордиться».
С 1988 г. – с момента, когда праздновалось 1000-летие крещения Руси, в стране начался процесс православного возрождения: стали восстанавливаться старые и строиться новые храмы, монастыри. В 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил полное освящение отреставрированного и переданного Новосибирской епархии собора святого благоверного князя Александра Невского (был закрыт с 1938 г.). А Новосибирский горисполком, тогда же, в 1991-м, поддержал предложение епархиального управления о восстановлении часовни во имя святителя Николая, построенной в 1914 г. в честь 300-летия Дома Романовых на Николаевском (ныне Красный) проспекте. В конце 20-х годов, в соответствии с политикой советской власти, направленной на уничтожение религии и Церкви, часовню разрушили, в 1993-м – в год 100-летия Новосибирска – возродили.
Восстанавливали часовню те, кто родился и вырос в государстве, отделенном от церкви. Новый проект составил тридцатилетний архитектор Пётр Чернобровцев – сын А. С. Чернобровцева. Сам же Александр Сергеевич осуществил роспись часовни.
До 90-х годов ему ничем подобным заниматься не приходилось. Художник вспоминает: «…Когда сын уговаривал меня расписать ее, я не соглашался, ведь я атеистом был всю жизнь. Для того чтобы войти в этот мир, я ездил три раза в Свято-Сергиевскую лавру, общался с художниками, которые всю жизнь расписывают соборы, старался многое увидеть, учился».
В 1999 г. А. С. Чернобровцеву было присвоено звание «Человек года». В интервью газете «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» художник сказал: «Сейчас я считаю счастьем, что 45 лет тому назад, после окончания института, я оказался в Новосибирске. Этот город для меня как отец. И как отца только с годами начинают любить осознанной любовью, так и я теперь понимаю, что этому городу я обязан всем. Обязан прежде всего тем, что прожил яркую, интересную жизнь. Именно он сделал из меня человека и художника».
Александра Сергеевича Чернобровцева в Новосибирске знают все. Даже те, кто и не слышал о таком художнике-монументалисте. Знают – по его работам. 18 июня 2003 г. за выдающийся вклад в развитие монументального искусства и культуры города А. С. Чернобровцев был удостоен звания «Почетный гражданин города Новосибирска».
Подготовила Е. Е. Лурье
Литература
ЧЕРНОБРОВЦЕВ, А. С. Простор для работы // Мой Новосибирск : кн. воспоминаний. – [Новосибирск], 1999. – С. 272 – 281.
Об истории создания Монумента Славы.
ЧЕРНОБРОВЦЕВ, А. С. «Там, у меня на алтаре» : [интервью о Монументе Славы] /А. С. Чернобровцев ; подгот. М. Шабанова // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2005. – № 14 (8 апр.). – С. 21 : ил., портр.
ЧЕРНОБРОВЦЕВ, А. С. «И навсегда вошел в мою судьбу…» : [интервью] // Сиб. горница. – 2003. – Спец. вып. «В городе моем светло…». – С. 159 – 164 : ил. Воспоминания об истории создания панно в сквере Героев Революции, Монумента Славы и др.
ЧЕРНОБРОВЦЕВ, А. С. У меня, как у сапера, нет права на ошибку // Вечер. Новосибирск. – 2000. – 12 сент. – С. 5 : портр. Интервью с художником о его творчестве.
ЧЕРНОБРОВЦЕВ, А. С. Талант есть чудо не случайное : [изинтервьюразныхлет] / А. С. Чернобровцев ; подгот. А. Метелица // Сиб. горница. – 1997. – № 3. – С. 76 – 78 : ил. О детстве, о работе по созданию панно в сквере Героев Революции и Монумента Славы.
ЧЕРНОБРОВЦЕВ, А. С. «Любовь не должна быть безликой!» : [интервью] / А. С. Чернобровцев ; подгот. Н. Поцелуёнок // Молодость Сибири. – 1984. – 21 авг. – С. 2 : портр. Монументалист – о своем творчестве и о необходимости совершенствования художественного облика Новосибирска (в связи с открытием отделения изобразительного искусства в музыкальном училище).
О ПРИСВОЕНИИ звания «Почетный житель города» : решение Новосиб. гор. Совета от 18 июня 2003 г. № 274 // Вечер. Новосибирск. – 2003. – 24 июня. – С. 4 : портр.
АЛЕКСАНДР Сергеевич Чернобровцев / подгот. Е. Е. Лурье // Золотые имена Новосибирска : почет. граждане и жители города. – Новосибирск, 2008. – С. 194 – 205 : портр. – Библиогр.: с. 203 – 205.
КОСЕНКОВ, А. Два мира Александра Чернобровцева // Созвездие земляков : знаменитые мужи Новосибирска. – Новосибирск, 2008. – С. 62 – 68 : ил., портр.
МЕМОРИАЛЬНЫЙ комплекс «Монумент Славы сибиряков» : обелиск «Новосибирск – фронту», 1941–1945 : проспект / [сост. М. С. Клобуков, В. И. Обыскалов, А. Г. Жуков]. – Новосибирск : [Кн. изд-во], 2004. – [12] с. : ил.
МАРТЫШЕВ, Е. Ф. Творчеством одержимый // Созидатели : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. – Новосибирск, 2003. – Т. 2. – С. 461 – 468 : портр.
МОНУМЕНТ Славы, сооруженный в честь подвига сибиряков в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области : кат. / Науч.-произв. центр по сохранению ист.-культур. наследия Новосиб. обл. – 2-е изд., перераб. – Новосибирск, 2003. – Кн. 1 : г. Новосибирск : (памятники, состоящие на гос. охране). – С. 179 – 180 : ил.
УСОЛЬЦЕВА, Л. С. Живые! Помните о них! // Дом Ленина. Сквер Героев революции / Л. С. Усольцева. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – С. 44 – 72 : ил.
МЕТЕЛИЦА, А. Снег нужен для тепла земного : [очерк] / А. Метелица ; [по материалам интервью с А. С. Чернобровцевым] // Нам шагать и шагать. – Новосибирск, 1974. – С. 224 – 238. О работе над панно для сквера Героев Революции и Мемориалом Славы.
ВАСИЛЬЕВА, Л. Свидание с Родиной // Лауреаты Ленинского комсомола : [сборник]. – [М.], 1970. – С. 207 – 211, [2] л. ил. на вкл. л. между с. 96 и 97.
КОНЬЯКОВА, Т. Александр Чернобровцев: «Отступать не умею, даже тогда, когда отступить, может быть, и надо»… : [к 75-летию худож.] / Т. Коньякова ; [по материалам интервью с А. С. Чернобровцевым] // Вечер. Новосибирск. – 2005. – 13 сент. – С. 2 : портр.
ИСТОРИЯ в памятниках : [о Монументе Славы : подборка материалов] / подгот. С. Сиваковская, Ю. Хомич // Совет. Сибирь. – 2004. – 8 мая. – С. 12 – 13 : ил., портр. – Из содерж.: Грани войны : [интервью с худож.] / А. С. Чернобровцев ; Как это было : [об истории создания Монумента] ; Мы плачем о тебе, солдат!
КОНЬЯКОВА, Т. «Это мой город – я понял его характер, я чувствую его пульс…» : худож.-монументалист А. Чернобровцев стал почет. гражданином города // Вечер. Новосибирск. – 2003. – 10 июля. – С. 29 : ил., портр.
КОНЬЯКОВА, Т. Александр Чернобровцев: портрет в городском пейзаже / Т. Коньякова ; [по материалам интервью с А. С. Чернобровцевым] // Вечер. Новосибирск. – 2000. – 15 сент. – С. 15 : портр.
Об истории создания Монумента Славы и панно в сквере Героев Революции.
СИВАКОВСКАЯ, С. Мастер и его город / С. Сиваковская ; [по материалам интервью с А. С. Чернобровцевым] // Совет. Сибирь. – 2000. – 12 сент. – С. 2 : портр. – Содерж.: Метро. Против течения : [о работе по оформлению станций новосиб. метрополитена] ; Училище. Воскресные будни : [о роли Чернобровцева в создании Новосиб. художеств. училища] ; Люди и деревья. По правилам красоты : [мастер – о необходимости художеств. подхода к озеленению города].
СИВАКОВСКАЯ, С. Восставшая из неверия // Совет. Сибирь. – 1999. – 20 мая. – С. 3 : ил. О восстановлении часовни святителя Николая Чудотворца и работе А. С. Чернобровцева над росписью часовни.
ВОРОНКОВА, С. Три города Александра Чернобровцева : [твор. биогр.] // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 1996. – № 29 (19–25 июля). – С. 15 : ил.
ТУМАНИК, Г. Шаги духовного возрождения : [о панно в консерватории] / Г. Туманик, М. Колпакова // Совет. Сибирь. – 1994. – 12 марта. – С. 6 : ил.
ПИВКИН, В. Апофеоз русской музыки : [о панно в консерватории] // Совет. Сибирь. – 1991. – 17 окт. – С. 3 : ил., портр.
ФЕДОРОВСКИЙ, Е. Утверждение красоты : [твор. портр. худож.] // Молодая гвардия. – 1976. – № 5. – С. 172 – 179, 182 – 183 : ил.
НОВОСИБИРСК : энциклопедия. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [10] л. ил. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Монумент Славы / П. Д. Муратов. – С. 538 ; Обелиск Славы. – С. 628 ; Чернобровцев Александр Сергеевич. – С. 956.
ЧЕРНОБРОВЦЕВ, Александр Сергеевич // Кто есть кто в новосибирской культуре : [справ.-биогр. изд.]. – Новосибирск, 2003. – Т. 1. – С. 281 – 283, портр. на 11-м вкл. л. между с. 128 и 129.
ЧЕРНОБРОВЦЕВ Александр Сергеевич : [биогр. справка] // Сибирь в лицах. – Новосибирск, 2001. – С. 247 2-й паг.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2010 год
Добавить комментарий