Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Утвердить нижеследующее Временное Положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин Р.С.Ф.С.Р.
2. Краевым, областным и губернским исполнительным комитетам предоставляется право, в соответствии с местными особенностями, делать необходимые отступления по соглашению с Комитетом Севера при Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ТУЗЕМНЫХ НАРОДНОСТЕЙ И ПЛЕМЕН СЕВЕРНЫХ ОКРАИН Р.С.Ф.С.Р.
I. Общие положения
1. В целях защиты прав и интересов трудящихся туземцев северных окраин, а также в целях вовлечения их в дело управления наиболее полного и правильного проведения среди них законов Советского Правительства, для поднятия их хозяйства и культурных условий жизни организуются органы туземного управления среди народностей и племен северных окраин Р.С.Ф.С.Р., ведущих бродячий, кочевой и полукочевой образ жизни и занимающихся, главным образом, охотой, рыболовством и оленеводством, а также ведущих оседлый образ жизни и занимающихся морским звероловством, поскольку, однако, эти народности и племена не выделены в особые республики и области.
Настоящее Положение распространяется на нижеследующие народности и племена северных окраин Р.С.Ф.С.Р.:
а) Архангельской губернии - самоеды;
б) Автономной области Коми - самоеды;
в) Уральской области - вогулы, остяки, самоеды, юраки;
г) Сибирского края - самоеды (всех родов), остяки-самоеды, юраки, долгане (догоны), енисейцы (кето), орды затундринских обществ; карегассы, сойоты-оленеводы, тунгусы (всех родов), орочоны;
д) Автономной Якутской С.С.Р. - тунгусы (всех родов), ламуты, орочоны, юкагиры, чуванцы, омоки, чукчи;
е) Дальне-Восточного края - юраки, гольды, ольчи, самогиры, манегры, солоны, бирары, пегидальды (омгунцы), орочоны, орочи, гиляки, даурцы, менджу, тазы, чуванцы, коряки, чукчи, ительмены (камчадалы), карагийцы, олюторы, эскимосы (всех родов, например, айваны, пиеки и др.), алеуты, кереки;
ж) Автономной Бурято-Монгольской С.С.Р. - тунгусы (всех родов).
Примечание. Лица и группы, принадлежащие к какой-либо малой народности, проживающие оседло в городах и поселениях, жители которых не входят в состав малых народностей, управляются на общих основаниях.
2. Определение границ районов освоения каждой мелкой народностью производится Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по представлению Архангельского губернского исполнительного комитета, областного исполнительного комитета Коми, Уральского областного исполнительного комитета, Сибирского краевого исполнительного комитета, Дальне-Восточного краевого исполнительного комитета и центральных исполнительных комитетов Автономной Якутской и Бурято-Монгольской С.С.Р.
3. Органами туземного управления являются:
а) родовые собрания,
б) родовые советы,
в) районные туземные съезды,
г) районные туземные исполнительные комитеты.
4. Расходы по содержанию родовых и районных туземных исполнительных комитетов, а равно расходы по организации районных туземных съездов подлежат отнесению за счет местного бюджета.
II. Родовое собрание
5. Родовое собрание составляется из всех членов обоего пола данного рода или другого туземного объединения граждан (ватаги, наслега, улуса и т.п.), кочующих или проживающих совместно в данном районе, пользующихся избирательным правом и достигших восемнадцати лет.
Примечание 1. Члены туземных родов, кочующие в пределах кочевания другого рода, имеют право, с согласия последнего, принимать участие в его собраниях.
Примечание 2. В случае разделения ныне существующих родов, выделяющаяся в новый род группа лиц должна зарегистрироваться в подлежащем районном (уездном) исполнительном комитете.
6. Не избирают и не могут быть избираемы для отправления государственных и общественных должностей лица, предусмотренные ст. 69 Конституции Р.С.Ф.С.Р., как-то:
а) прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков, для которых это занятие является профессией;
д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, а также лица, руководящие деятельностью полиции, жандармерии и карательных отрядов;
е) признанные в установленном порядке душевно-больными или умалишенными;
ж) осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок.
7. Очередное родовое собранно созывается родовым советом по мере надобности, но не реже одного раза в год. Чрезвычайное родовое собрание может быть созвано по требованию одной пятой общего числа членов данного туземного объединения.
8. Время созыва родового собрания приурочивается к бытовым и хозяйственным условиям данного туземного объединения.
9. Родовое собранно открывается председателем родового совета и ведется председателем, избираемым общим собранием из своей среды.
10. Дела, подлежащие рассмотрению общего собрания, разрешаются простым большинством голосов.
11. Постановления и решения родового собрания, как общее правило, должны быть изложены в письменном виде.
Примечание. В исключительных случаях, за отсутствием секретаря и вообще грамотного лица, решения могут иметь словесную форму.
III. Родовой совет
12. Каждый род или другое, соответствующее ему туземное объединение (ст. 5), избирает родовой совет, состоящий из трех лиц, одно из которых избирается, как председатель, другое, как заместитель председателя и третье, как член родового совета.
Родовой совет избирается сроком на один год и обладает правами юридического лица.
Примечание. Члены родового совета в промежуток времени между заседаниями несут возложенные на них советом обязанности в местах своих кочевок.
13. Рода или другие туземные объединения, насчитывающие менее ста человек всего состава рода, родовых советов могут не избирать; такие туземные объединения могут управляться общим собранием членов рода непосредственно, избирая в качестве исполнительного органа председателя родового собрания.
14. Каждому родовому совету присваивается особое наименование, вытекающее из названия его рода, места обитания или кочевки. В случае изменения этого наименования, родовой совет сообщает о том районному туземному исполнительному комитету, а последний, в свою очередь, - районному (уездному) исполнительному комитету.
15. Родовой совет имеет установленную законом гербовую печать.
16. Родовой совет ведет соответствующее делопроизводство.
Примечание. В исключительных случаях, определяемых районным туземным исполнительным комитетом, письменное делопроизводство не ведется.
IV. Районный туземный съезд
17. Рода или другие туземные объединения одноплеменного или родственного состава, обитающие в определенном районе и насчитывающие не менее четырехсот человек всего состава родов данного района, избирают районный туземный съезд.
Примечание. В отдельных случаях, с разрешения Архангельского губернского исполнительного комитета, окружных исполнительных комитетов Уральской области, Сибирского края, Дальне-Восточного края и Автономной Якутской С.С.Р., областного исполнительного комитета Коми и Центрального Исполнительного Комитета Бурято-Монгольской Автономной С.С.Р., право избрания районных туземных съездов может быть предоставлено районам, насчитывающим и менее 400 человек.
18. Если туземные рода или другие объединения одного племени, вследствие своей малочисленности - менее четырехсот человек всего состава родов - или по причинам отдаленности и чресполосности проживания, не могут составить районного туземного съезда, им предоставляется право присоединиться к районному туземному съезду другого племени, или же к ближайшей волости, улусу (в Якутии) и хошуну (в Автономной Бурято-Монгольской С.С.Р.). В первом случае вопросы, касающиеся присоединившегося объединения, рассматриваются в районном туземном исполнительном комитете, а в последнем случае - в волостном, хошунском и уездных исполнительных комитетах при участии представителей этих объединений.
19. На территории каждого туземного района районный туземный съезд является высшим органом Советской власти в пределах его ведения.
20. Районный туземный съезд составляется из депутатов, избираемых родовыми собраниями, из расчета одного депутата на каждые пятьдесят человек членов рода, но не свыше десяти депутатов от одного родового собрания.
Примечание. Рода, насчитывающие менее пятидесяти человек, избирают 1 представителя.
21. Районный туземный съезд созывается районным туземным исполнительным комитетом не реже одного раза в год. Чрезвычайный туземный съезд созывается по требованию районного туземного исполнительного комитета и вышестоящих органов власти или родовых советов, объединяющих не менее одной пятой населения данного района, и считается состоявшимся при наличии депутатов не менее, как от половины состава родов данного района.
Примечание 1. Время созыва районного туземного съезда устанавливается районным туземным исполнительным комитетом, по согласованию с районным (уездным) исполнительным комитетом.
Примечание 2. Время созыва районного туземного съезда, в силу местных условий, по представлениям родовых советов и по согласованию с районными (уездными) исполнительными комитетами, может быть отстрочено, но не свыше, чем на один год, с соответствующим продлением срока полномочий членов районных туземных исполнительных комитетов.
Примечание 3. Районные туземные исполнительные комитеты заблаговременно оповещают родовые советы о дне созыва районного туземного съезда и о предполагаемой его повестке дня.
22. Заседания туземного районного съезда открываются председателем районного туземного исполнительного комитета и ведутся под председательством лица, избранного съездом из своей среды.
23. Дела, подлежащие рассмотрению съезда, решаются простым большинством голосов.
24. Все постановления съезда заносятся в протокол, который ведется секретарем, избранным съездом. Секретарь может быть избираем и не из числа членов съезда.
25. Для руководства работами съезда и наблюдения за правильностью выборов на районных туземных съездах могут быть командируемы представители вышестоящих органов власти, а также Комитета содействия народностям северных окраин и его органов на местах.
V. Районный туземный исполнительный комитет
26. Районный туземный исполнительный комитет состоит из председателя и двух членов, один из коих назначается заместителем председателя и исполняет обязанности последнего за время его отсутствия.
27. Члены районного туземного исполнительного комитета, а также два кандидата к ним, избираются районным туземным съездом на годичный срок простым большинством голосов.
Примечание. О составе избранного туземного районного исполнительного комитета доводится немедленно до сведения районного (уездного) исполнительного комитета, которому предоставляется право отвода.
28. Районный туземный исполнительный комитет является в промежуток между съездами в границах своего района высшим органом власти, в пределах его ведения. Районный туземный исполнительный комитет обладает правами юридического лица.
29. Районный туземный исполнительный комитет в своей деятельности подчиняется районному (уездному) исполнительному комитету.
30. Районный туземный исполнительный комитет ведет делопроизводство по всем делам, входящим в круг его ведения.
31. Каждому районному туземному исполнительному комитету присваивается особое наименование и установленная законом гербовая печать.
32. Деятельность районного туземного исполнительного комитета является постоянной, при чем в случае откочевания туземцев данного района, работа районного туземного исполнительного комитета может быть отправляема в неполном его составе, а также и единолично путем установления определенной очереди, с последующим докладом районному туземному исполнительному комитету в полном составе. При этом районный съезд устанавливает временные пункты нахождения районного туземного исполнительного комитета, сообразуясь с местными условиями.
VI. Предметы ведения туземных советов
33. Общему родовому собранию предоставляется:
а) избрание родовых советов;
б) избрание депутатов на районные туземные съезды советов;
в) решение вопросов по охране здоровья, а равно имеющих для данного туземного объединения хозяйственное и культурно-просветительное значение;
г) рассмотрение отчетов о деятельности родовых советов и заслушание докладов депутатов, избираемых на вышестоящие съезды и советы;
д) прием в туземное объединение новых членов и разрешение вопросов о выходе из него.
34. Родовой совет выполняет все постановления и распоряжения как общих родовых собраний и районных туземных исполнительных комитетов, так и (вышестоящих органов власти, относящихся к подлежащему туземному объединению и содействует представителям советской власти в выполнении возложенных на них задач.
35. Родовой совет ведет учет численности данного туземного объединения и собирает данные о его хозяйственном состоянии. Родовой совет наблюдает за деятельностью всех хозяйственных организаций и предприятий, расположенных на территории данного родового объединения, не вмешиваясь в их работу и о всех недостатках доводя до сведения соответствующего районного туземного исполнительного комитета.
36. Родовой совет имеет ближайший надзор за порядком и спокойствием в пределах кочевий данного рода.
37. Родовой совет производит засвидетельствование договоров, заключаемых отдельными лицами и группами их, и прочих документов и выдает гражданам необходимые справки и удостоверения.
38. Родовой совет отчитывается в своей работе, а равно в израсходовании им государственных имущественных сумм родовому собранию и туземному районному исполнительному комитету.
39. За неисполнение обязательных постановлений районного туземного исполнительного комитета, родовой совет вправе налагать в административном порядке взыскания на граждан, находящихся в пределах его кочевий, в виде общественных принудительных работ до двух суток или штрафа до трех рублей.
40. К предметам ведения районного туземного съезда относится:
а) избрание членов районного туземного исполнительного комитета;
б) заслушание отчетов районного туземного исполнительного комитета и родовых советов данного района за истекшее время и утверждение планов их работ на будущее время;
в) заслушание докладов депутатов на вышестоящие съезды;
г) утверждение приходо-расходных смет данного районного туземного исполнительного комитета на его местные нужды, в том числе и на нужды родов данного района;
д) избрание депутатов на районные (уездные) съезды советов;
е) избрание заседателей в народные суды;
ж) решение всех вопросов, имеющих значение для данного района: хозяйственно-экономических, культурно-просветительных и по охране здоровья;
з) утверждение инструкции районному туземному исполнительному комитету.
41. На районный туземный исполнительный комитет возлагается:
а) руководство и наблюдение за деятельностью подведомственных ему родовых советов;
б) проведение в жизнь постановлений высших органов власти и содействие представителям ее в выполнении возложенных на них задач, а равно содействие к исполнению решений судебных органов;
в) принятие мер к широкому ознакомлению населения подведомственных ему родов со всеми мероприятиями Советской власти;
г) принятие мер к поднятию подведомственного ему района в культурном, хозяйственном и политическом отношениях;
д) принятие необходимых мер по борьбе с азартными играми, пьянством и незаконной продажей и распитием спиртных напитков;
е) наблюдение за тем, чтобы не могли иметь места кабальные сделки, и принятие мер к расторжению таковых в судебном порядке;
ж) выдача гражданам удостоверений личности и других необходимых удостоверений;
з) засвидетельствование договоров и документов и утверждение договоров, заключаемых родовыми советами, как органами власти;
и) принятие своевременных мер против повальных болезней и падежей скота;
к) наблюдение за исполнением правил и сроков, установленных для охоты и рыбной ловли;
л) принятие своевременных мер и забота о здравоохранении и просвещении туземцев;
м) принятие предупредительных мер против лесных пожаров и борьба с ними;
н) принятие своевременных мер и забота о снабжении подведомственного ему района продовольствием, предметами широкого потребления и орудиями охоты, лова и огнеприпасами;
о) содействие организации хлебозапасных магазинов и наблюдение за ними;
п) оказание помощи нетрудоспособным членам данных туземных объединений;
р) наблюдение и принятие необходимых мер по охране порядка и общественной безопасности в подведомственном ему районе;
с) регистрация рождений, смертей, браков и разводов;
т) наблюдение за выполнением правил о торговле и соблюдением установленных регулирующими органами цен;
у) содействие кооперированию населения;
ф) составление годовых приходно-расходных смет, а равно и утверждение смет родовых советов.
42. Районные туземные исполнительные комитеты имеют право издания обязательных постановлений в установленном порядке по вопросам, указанным в пп. "д", "и", "к", "л", "м", "р" и "т" ст. 41 настоящего Временного положения.
43. Районный туземный исполнительный комитет имеет право налагать взыскания в административном порядке за нарушение обязательных постановлений, как издаваемых им, так и вышестоящими исполнительными комитетами, если в самом обязательном постановлении это право предоставлено районному туземному исполнительному комитету, в виде штрафа до пяти рублей и общественных принудительных работ до пяти суток.
44. Районный туземный исполнительный комитет представляет районному (уездному) исполнительному комитету отчеты о своей деятельности, сведения о движении населения подведомственного ему района, об его экономическом состоянии, а также отчитывается в своей работе за истекшее время перед районным туземным съездом.
45. За бездеятельность, злоупотребления, превышение власти, грубое обращение с населением, а также по ходатайствам родовых собраний и туземных районных съездов за неподчинение и неаккуратное исполнение постановлений вышестоящих органов власти, председатель и члены районных туземных исполнительных комитетов, равно как и председатель и члены родовых советов, могут быть постановлением районного (уездного) исполнительного комитета отстранены от занимаемых ими должностей, независимо от возбуждения уголовного преследования или наложения дисциплинарного взыскания.
За Председателя
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Заместитель Председателя Совета
Народных Комиссаров
А. ЛЕЖАВА
И. о. Секретаря
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
ЯН ПОЛУЯН
Добавить комментарий