Дивный мир Евгения Гутова

Имя сибирского ювелира, гравёра, камнереза, археолога Евгения Алексеевича Гутова, широко известно только узкому кругу специалистов по цеху. Но его поразительно проникновенные, глубоко одухотворённые художественные работы, неоднократно экспонировавшиеся на российских и международных выставках, всегда привлекали глубокое внимание самых взыскательных экспертов и зрителей. К сожалению, большинство его удивительных изделий, выполненных в особом «гутовском» стиле мало  сохранилось в России. Многие из них ушли с аукционов выставок, организованных Новосибирским аффинажным заводом в зарубежные частные коллекции, и на подарки за пределы родного города, повторив тем самым печальную судьбу многих русских культурных ценностей. Представленные на слайдах изделия отражают лишь малую часть сотворённого им удивительного по красоте, совершенству и исполнению дивного мира.

Будущий мастер родился 14 июля 1964 г. в Новосибирске в семье технической интеллигенции. Его далёкие предки были томскими казаками, основателями д. Гутова современной Новосибирской области. Первые сведения о казачьей службе Гутовых отмечены архивными документами уже в начале 1630 - годов. Не исключено, что среди них были умелые мастера, о чём свидетельствует этимологическое значение их фамилии, означающее в переводе «работник». Возможно, это генетическое родословие в немалой степени определило глубокий интерес подростка к изучению истории своего рода, культурного материального наследия, и повлияло, в конечном счёте, на выбор профессии и его будущее творчество.

С раннего детства он проявил незаурядные способности к рисованию, глубокий интерес к древней истории, особенно к археологии, и мастерство в изготовлении различных поделок. Уже в школьные годы решил стать археологом, для чего усиленно занимался самообразованием. С редким для подростка упорством и самостоятельностью постигал историю древнего мира, грезил открытиями Г. Шлимана, с большим воодушевлением рассматривал иллюстрации в альбомах, посвящённых античному, восточному и древнерусскому искусству. Стремление постичь таинственные законы красоты, секреты производства изделий мастеров прошлого стало главным императивом и смыслом его жизни. Больше всего, его интересовало из чего и каким способом были выполнены древние шедевры. Первым исходным материалом для выполнения собственных изделий стала глина, из которой он с поразительной точностью мог воссоздать различные предметы, а также изобразить на ватмане древнее оружие, орудия труда, украшения.

После успешного окончания школы он без труда поступил на исторический факультет педагогического института, окончив его отличием. Все студенческие годы являлся активным участником многих археологических экспедиций на территории Барабинской степи. Изучение артефактов первых людей Барабы и других древних культур окончательно сформировало его профессиональный выбор, подтолкнуло к созданию собственных уникальных вещей. Чтобы углубить свои сведения в познании памятников древних культур, материалов и техники их производства он целеустремлённо изучал старославянский, немецкий и английский языки, овладев которыми знакомится с достижениями древнерусского и западноевропейского искусства, результатами мировых археологических открытий. При этом, как и раньше, его больше всего интересовала технология изготовления предметов ушедших эпох, состав и структура исходных материалов.

Своей дипломной работой он выбрал тему «Бронзовый век Сибири», написание которой и ряда других научных работ сопроводил многими успешными литейными опытами. В них он пытался воспроизвести творения древних тюркских, алтайских и других безымянных мастеров, познать в них во многом скрытый, таинственный мир прекрасного. Эта тематика была продолжена им в последующий период в незавершённой кандидатской диссертации.

Наряду с выполнением изделий из глины, гипса, металла, дерева им увлечённо и целенаправленно постигаются секреты косторезного и камнерезного искусства. С этой целью ещё в студенческие годы он посетил Тобольск, где познакомился с творчеством местных мастеров - косторезов, ведущих свою традицию с начала XVIII в. С этого времени его любимым материалом стал один из самых древних органических веществ - бивень мамонта, из которого будут выполнены его лучшие миниатюры и другие изделия.

После окончания института, имея свободное распределение, молодой специалист поступил на работу а Новосибирский аффинажный завод в группу ювелиров резчиком – миниатюристом. Не имея специального и художественного образования, опыта работы, он за короткий срок сумел стать общепризнанным мастером: ювелиром, гравёром, камнерезом, портретистом, эмальером, свободно владеющим сложными технологиями выемчатых и витражных эмалей, эмалей по гильоше. Такой профессиональный рост был не случаен. Врождённое художественное чутьё, глубокое знание культур ушедших эпох и необыкновенное трудолюбие позволили ему создать глубоко индивидуальные, не повторяющиеся изделия. Обращаясь к наследию своих предшественников, он не стремился копировать и тиражировать их творения, а старался передать взгляд современного человека на прошлое, пропустить через личный творческий опыт приёмы и эстетические идеи, которыми были наполнены предметы искусства разных эпох.

Выработанный им стиль не поддается точному определению и описанию. Он вобрал в себя славяно – византийские, восточные, западноевропейские стилистические особенности, мотивы и образцы, которые органично сочетаются с глубоко прочувствованным и выстраданным собственным видением образа, создаваемого им произведения. Широкий кругозор, глубокое проникновение в задуманную тему, высокое исполнительское мастерство позволили ему, и вместе с мастером и другом В. Зеленцовым, создать немало новых уникальных ювелирных и других изделий, получивших высокую оценку на российских и международных выставках. Необычайно проникновенные, выполненные на высоком художественном уровне работы Е. Гутова неоднократно экспонировались в Новосибирске, Москве, Екатеринбурге, а также в Австралии, Южной Корее, Японии, где всегда получали восторженный отклик и высокую оценку.

Первое большое признание работы молодого мастера получили на «Большой выставке мамонтов», прошедшей с 23 июля по 28 августа 1991 г. в г. Китакюси (Япония), организованной Институтом археологии и этнографии СО РАН. Выставка имела ошеломляющий успех в японском обществе, в течение месяца её посетило более 100 тыс. человек.

Среди экспонатов выставки взыскательные японские посетители сразу выделили талантливые работы Е. Гутова: складень «Святой Владимир» в золотом окладе с драгоценными камнями, складень «Святой Владимир» в серебряном окладе с камнями и скульптуру мамонта, выполненную из бивня на куске халцедона. Директор института академик А.П. Деревянко в благодарственном письме администрации аффинажного завода сообщал: «Особым успехом у японских детей и подростков пользовалась статуэтка мамонта, выполненная работником Вашего завода Е.А. Гутовым. Помещённая в специально изготовлённую витрину она привлекала всеобщее внимание, фактически стала символом Выставки и была многократно отмечена в прессе. Была выражена единодушная оценка: работы из бивня мамонта такого высокого уровня в Японии никогда не экспонировались. Многие бизнесмены, побывавшие в павильонах, интересовались возможностью приобретения данного изделия. Складень в золотом окладе и складень в серебряном окладе привлекли, прежде всего, внимание специалистов – работников различных музеев и галерей, владельцев магазинов по продаже произведений искусства. Отмечалась интересная работа автора с «пейзажной» корочкой бивня, тонкая работа по созданию образа Святого Владимира, сохранение уникальных традиций русских мастеров. Специалисты отметили великолепное сочетание бивня мамонта и окладов из золотого и серебряного металлов, изящное использование драгоценных камней. Было выражено пожелание организовать демонстрацию подобного уровня в ряде галерей и музеев».

Начало расцвета его мастерства пришлось на первые годы третьего тысячелетия. Не довольствуясь работой на заводе, где было мало места творческим изысканиям, он вместе с друзьями - единомышленниками  в 2001 г. создают своё предприятие по изготовлению ювелирных изделий и миниатюрных украшений. В основанной ими художественной мастерской с самого начала возникла особая творческая атмосфера мастеров -подвижников, применялись новые технологии, выполнялся широкий перечень ювелирных, гравёрных, чеканных, камнерезных и других изделий. Вдохновителем и организатором многих художественных работ был непосредственно Е. Гутов, который являлся автором многих проектов и их исполнителем.

Этот последний период его необычайно насыщенной творческой жизни был отмечен исполнением ряда портретных миниатюр, посвящённых и отражающих национальную символику России, проникнутых глубоко историческим, эстетическим и религиозным содержанием.

 

Будучи глубоко религиозным православным человеком, он уделял большое внимание и постижению секретов шедевров древнерусского православного изобразительного искусства. В нём он черпал вдохновение и идеи в создании новых творений. Любимыми сюжетами его самобытного творчества стали образы Спасителя, Божьей матери, Св. Владимира, а одной из последних работ апостол и евангелист Матфей. Выполненные в это время работы Е. Гутова, по мнению специалистов, «отличаются одухотворённостью образов, удивительным полётом фантазии, высоким качеством исполнения и мельчайшей проработкой деталей».

Жизнь Евгения Гутова трагически оборвалась на сорок пятом году жизни в самом расцвете его неповторимого самобытного творчества. Его преждевременный уход был вызван травмой, полученной в результате автомобильной аварии. Предвидя неизбежность трагического столкновения, с возникшим препятствием, он в последний момент заслонил своим телом сына, который, в отличие от отца, не получил серьёзных повреждений.

Уникальные, замечательные творения Е. Гутова высоко оценены в ювелирном мире. Он был посмертно награждён высшими «мастерскими» наградами, учреждёнными Мемориальным фондом Карла Фаберже – Орденом Михаила Перхина и Орденом Денисова - Уральского[1]. По замыслу организаторов фонда этих наград удостаиваются лишь те, кто следуют традициям Фаберже и демонстрируют в своей работе наиболее высокий профессиональный уровень.

Жизнь и творческое наследие Евгения Гутова невольно напоминают нам судьбу его замечательного предшественника, выдающегося русского мастера - ювелира Михаила Перхина. Создатель бессмертных творений, среди которых всемирно известная коллекция «Императорские пасхальные яйца», не имел художественного образования, но был наделён необычайным природным талантом и особым трудолюбием. Он также ушёл из жизни на пике своего творческого подъёма, в неполные 44 года, но, невзирая на эту скоротечность, успел оставить после себя непревзойдённые по красоте и совершенству изделия.

 

[1] Золотых дел мастер Михаил Евлампиевич Перхин (1860 - 1903) был руководителем главной мастерской фирмы Фаберже в Санкт- Петербурге.  А.К. Денисов – Уральский (1864-1926) являлся выдающимся российским камнерезом и художником.

подкатегория: 
Average: 1 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image