Событие это прошло почти незаметным в Новосибирске, но в московских СМИ и в Интернете о нем появилось немало публикаций. 27 августа в День кино в центральном кинотеатре Москвы «Октябрь» на Новом Арбате состоялась презентация и, можно даже сказать, премьера документального фильма новосибирских документалистов «Дни будущих Будд». Стоит разве только добавить, что прошлым летом этот фильм был представлен на Международном московском кинофестивале, а за месяц до показа в «Октябре» прошел его показ в Париже, в центре Помпиду, где он был отмечен как одно из значительных достижений российской кинодокументалистики последнего времени. Правда, о «последнем времени» можно говорить в масштабе скорее историческом, чем современном, ибо со дня окончания съемок прошло уже свыше двадцати лет, в течение которых фильм так и не был представлен широкому зрителю.
Этот фильм снимался в 1988 – 1993 годах, но по цензурным соображениям так и не вышел на широкий экран. Людей, которые в то время бдительно надзирали за нашим кинематографом, категорически не устраивало в этом фильме почти все. И, прежде всего, выбор главного героя — хамбо-ламы Мунко. Хамбо-лама в иерархии северного буддизма, который исповедуют в автономной республике Бурятия, входящей в состав России, для местных буддистов главный и глубоко почитаемый буддист. Уже одно то, что после двадцати пяти лет страшнейших Колымских лагерей Мунко выжил, не отступил от своей веры, которая только одна, по его словам, спасла его от неминуемой гибели, в глазах верующих буддистов делало его человеком незаурядным, достойным глубочайшего почитания и уважения. После лагерей он вернулся в свой дацан, в котором с раннего детства был хувараком (учеником), и своей мудростью, неизбывным оптимизмом, глубоким знанием сложного многотысячелетнего учения безоговорочно заслужил высшую должность хамбо-ламы. Но по понятиям людей, решавших выпускать или не выпускать фильм на экраны, государственный когда-то преступник не мог быть героем фильма.
Авторы фильма рискнули и еще на один, явно не стандартный для документального кинематографа того времени шаг — доверили рассказать о судьбе Мунко, о трагической судьбе буддизма и буддистов в СССР, о современном возвращении людей к истокам древнейшей и гуманнейшей веры простому школьному учителю из отдаленного улуса. Вместе с ним они прошли непростой путь от погребального костра Хамбо-ламы Мунко до встреч со многими простыми людьми, возвращение которых к вере отцов и прадедов стало переломным этапом в их жизни.
В фильме часто звучат слова о «смысле жизни» и о надежде. Надежды на приход Майтреи (Майдара) — будущего Будды, который сделает жизнь простых людей счастливой. Это было тоже совершенно неприемлемым для надзирателей за тогдашним смыслом жизни. Даже уже начавшаяся перестройка не изменила их отношения.
В фильм включены рассказы самого Мунко, как о своей жизни, так и о смысле жизни для буддиста, который должен молиться о благе для каждого человека; его размышления о русском народе и о природе веры. Использована редчайшая кинохроника 20-х годов, снятая в Бурятии немецкими кинематографистами незадолго до начала гонений на буддизм и расстрела сотен и тысяч проповедников буддийского учения.
В 2015 году фильм был заново перемонтирован авторами – известным кинорежиссером В.В. Соломиным и драматургом А.Ф. Косенковым За прошедшие годы они по-новому увидели и осмыслили отснятый когда-то материал, так и не увидевший широкого экрана, но сейчас особенно актуальный в свете геополитических событий происходящих в мире.
В переполненном зале кинотеатра «Октябрь» собрались профессиональные востоковеды, представители многочисленной бурятской диаспоры, тибетцы и простые зрители, которых очень заинтересовала заявленная в анонсе фильма тема. Разговор после показа получился предельно заинтересованным и значительно превысил часовой лимит самого фильма. Автору сценария известному драматургу и кинорежиссеру А.Ф. Косенкову пришлось отвечать на десятки непростых вопросов. Особое удивление и даже недоумение вызывало — как создатели фильма в атмосфере начальственного неприятия, всеобщего тогдашнего разора, бытовой неустроенности, отсутствия финансирования сумели снять фильм, значение которого, как выразился известный профессор-востоковед С.Л. Кузьмин, «непреходяще» и тема которого год от года становится все актуальнее и значительнее. Пришлось ответить, что таково вообще свойство правдивых и талантливых кинодокументов. Их смысл и значение год от года не уменьшаются, а становятся поистине драгоценным свидетельством нашей жизни.
А.Ф. Косенков
Добавить комментарий