5 сентября 2018 года исполняется 127 лет со дня рождения уникального человека - Адриана Топорова.
Родившись в семье беднейших крестьян на Старооскольщине, он добился впечатляющих результатов в различных сферах творчества: просветитель, педагог, писатель, публицист, языковед, тонкий знаток многих видов искусств.
Его имя можно встретить в энциклопедиях. Личные фонды писателя имеются в ИМЛИ РАН, Пушкинском доме, госархивах, библиотеках и музеях многих городов России, Украины, Казахстана. О Топорове до сих пор пишут книги, научные работы, снимают фильмы, говорят на литературно-общественных чтениях...
Причина неослабевающего с годами интереса связана, в первую очередь, с главным детищем этого человека. Молодой сельский учитель Адриан Топоров в им же созданной коммуне «Майское утро», что была неподалеку от Барнаула, с 1920 по 1932 годы ежедневно проводил с неграмотными крестьянами читки мировой и отечественной художественной литературы. Диапазон услышанного коммунарами в мастерском артистическом исполнении А.М. Топорова был поразительным. Это сотни книг: от «Орлеанской девы» Ф. Шиллера и К. Гамсуна - до пьес В.В. Иванова и К.А. Тренева; от античных поэтов, А.С. Пушкина и А.А. Блока - до Демьяна Бедного и В.В. Маяковского; от Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя - до В.Я. Зазубрина и А.С. Серафимовича.
Высказывания коммунаров о литературных произведениях так поразили А.М. Топорова, что он стал стенографически записывать их. В 1927 году началась публикация этих заметок с его пояснениями в популярном «толстом» журнале «Сибирские огни». В 1930 году А.М. Топоров выступил в Москве с отдельной книгой «Крестьяне о писателях», которая получила восторженные отзывы известных деятелей культуры (А.М. Горький, В.В. Вересаев, К.И. Чуковский, Н.А Рубакин, П.М. Бицилли, чуть позже А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, С.П. Залыгин, В.А. Сухомлинский и др.) и злобную критику - от окололитературных деятелей. Вокруг нее шли ожесточенные споры, что и понятно, ибо на страницах «Крестьян», к примеру, «черным по белому» утверждалось, что Гомер или граф Л.Н. Толстой по языку своему ближе крестьянам, чем любой из советских авторов.
Как следствие, в 1937 году А.М. Топоров был незаконно репрессирован и до 1943 года отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа в Архангельской области, а сама книга на суде над ним фигурировала среди вещественных доказательств вины автора.
Дальнейшая ее судьба трагична. В публикации второго и третьего томов «Крестьян» Топорову было отказано Госиздатом, а их рукопись уничтожена. Последний ее экземпляр погиб во время оккупации Старого Оскола в годы Великой Отечественной войны. Позднее «Крестьяне» были включены Главлитом в «Аннотированные списки политически вредных книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети» по следующим причинам: «Книга засорена положительными упоминаниями врагов народа: Аросева, Пильняка, Кольцова. На с. 264—266 приведены положительные отзывы об Орешине и его творчестве».
Интерес к этому произведению и к личности его автора возобновился после его реабилитации (1958 г.) и космического полета Г.С. Титова (1961 г.), который называл А.М. Топорова своим «духовным дедом» (родители космонавта-2 были учениками и близкими друзьями писателя в коммуне «Майское утро»).
Но и тогда за нестандартность мышления, принципиальную беспартийность и ершистый характер власти и собратья по перу не слишком жаловали автора «Крестьян», орденами и званиями не награждали, а в члены Союза писателей СССР приняли в возрасте 88 лет(!).
Но книга продолжала жить и выдержала еще 6 изданий (последнее - в Москве, 2016 г.). Ее и ныне бережно хранят тысячи библиотек по всему свету - от Киева и Николаева, Москвы и Барнаула - до Братиславского университета и Библиотеки Конгресса (The Library of Congress) в Вашингтоне.
Уже в наши дни свет увидели мемуары писателя с замечательным оптимистическим названием «Интересное это занятие - жить на земле!» (2015 г.), коллекция любопытных миниатюр о великих людях культуры и науки «Мозаика» (2013 г.), рассказ «Фарт» (журнал «Дружба народов», 2016, №9) и многое другое.
Нынешний юбилей Адриана Топорова - это прекрасный повод вновь и вновь поговорить о роли печатного слова в обществе в наше непростое время, а также вспомнить до сих пор остающийся единственным в мире культурологический опыт «последнего рыцаря культуры ХХ века», как часто называли этого литератора его современники.
Добавить комментарий