Среди исследователей и биографов прославленного сибирского лётчика до сих пор идут споры о том, сколько же самолётов противника сбил за время Великой Отечественной войны прославленный сибирский ас1. Официально считается, что на его счету числятся 59 самолётов противника, но эта цифра уже давно вызывает сомнения среди исследователей, причём сомнений вполне обоснованных. Есть многочисленные свидетельства того, что на самом деле количество сбитых им самолётов противника было более сотни. Вот лишь один характерный для него эпизод, из личных записей самого А.И. Покрышкина:
«…Рано утром на наш аэродром и на соседний аэродром ПВО произвели налёт две группы Ю-88 и Ме-110. Одна – 18 и вторая – 15 самолётов. Я с двумя лётчиками, Науменко и Бережным, дрались с 18 самолётами. Фёдоров с Вербицким с 15. В этом бою мы сбили 4 самолёта и 1 подбили, он сел на нашей территории севернее Кропоткина. В этом бою я сбил 2 Ю-88 и 1 Ме-110. Фёдоров сбил 1 Ме-10. В связи с тем, что мы дрались пятёркой и сбитых оказалось пять самолётов противника, то я предложил лётчикам разделить сбитые каждому по одному самолёту. Таким образом, мне засчитали один Ю-88».
Кроме того, часть самолётов противника, сбитых Покрышкиным в первые месяцы, не попали в его итоговый счёт, так как штабные документы полка, подтверждающие эти победы лётчика-сибиряка, были уничтожены во время отступления 1941 г.
И это при том, что в заключительный период войны командование запрещало ему лично участвовать в воздушных операциях вместе со своими однополчанами. Официально потому, что он уже командовал дивизией истребительной авиации, и это требовало его постоянного присутствия на земле, на командном пункте, где осуществлялось общее управление действиями боевых эскадрилий, а неофициально – высшее командование опасалось в ходе боевых действий потерять столь известного лётчика-истребителя.
Свою первую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил во время ожесточённых воздушных боёв в небе Кубани.
Из фронтовых воспоминаний Н. Уманского, личного водителя командующего 4-й воздушной армией К.А. Вершинина: «Был такой случай, когда К.А. Вершинин почти трое суток находился в конце апреля 1943 г. на РСКП (радиостанции командного пункта) у станицы Абинской, и в это время […] Александр Иванович и его ведомый Г.Г. Голубев барражировали между Краснодаром (там был штаб фронта) и Абинской. Появилось восемь «мессершмиттов», нахально направившихся к нашим двум «аэрокобрам», и вот тут командующий армией совершенно спокойно взял микрофон (что делал очень редко) и сказал: «Саша, держись, проучи этих спесивых стервятников […]» В то же мгновение закрутилась «карусель», море огня. Пока подошло вызванное подкрепление, Александр Иванович и Георгий Гордеевич сбили троих фашистов, упавших на нашей территории. Один из лётчиков, большой чин, остался жив, лежал в люцерне […] Когда допрашивали этого лётчика, он был страшно потрясён и всё время лепетал, что его сбил «Покрышкин», видимо считая это большой честью.
Бой был очень коротким, но жестоким, было жутко смотреть с земли – сплошной шквал огня и страшный вой моторов, работавших на пределе своих возможностей […]»
Здесь, в небе Кубани, Покрышкин применил свою, ставшую вскоре известной «этажерку» – боевой порядок наших самолётов при столкновениях с противником. Вот что пишет в своих воспоминаниях один из сослуживцев Покрышкина Андрей Труд, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза: «В 1943 году, в начале февраля, наша дивизия […] прибыла на Кубань на «аэрокобрах», полученных от американцев по ленд-лизу. С первого же дня уже с готовой тактикой боя вступили в сражение. Немцы здорово укрепились на «Голубой линии». Больше тысячи самолётов противника постоянно действовали по нашим войскам. Поле деятельности для нас открылось во всю ширь, и покрышкинская «этажерка» стала законом построения боевых порядков. Мы начали летать в 3–4 этажа, охватывая воздушное пространство от 2 до 6 километров в высоту. При появлении противника мы всегда наносили по нему удар с высоты, на больших скоростях, и за 10–15 дней боевой набили немало «мессершмиттов» и «юнкерсов» […]»
24 мая 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Покрышкину звания Героя Советского Союза. Сибиряку была вручена Золотая Звезда Героя под № 993. Этим же Указом звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено сослуживцу и большому другу Александра Ивановича – лётчику-истребителю Вадиму Фадееву, который погиб в начале мая 1943 г. Мария Покрышкина, жена прославленного лётчика-сибиряка, позднее в своих воспоминаниях писала: «Вадим, как и многие лётчики из Сашиного полка, весной 1943 г. погиб на Кубани. Он был превосходным и бесстрашным лётчиком. Саша всегда был уверен в том, что, если бы Вадим не погиб, быть бы ему трижды Героем! Количество сбитых самолётов у них было бы почти одинаковое…»
К моменту награждения Золотой Звездой на боевом счету сибиряка было около 354 боевых вылетов, 54 воздушных боя и 13 лично сбитых самолётов врага. И это без учёта тех боев и побед, документы на которые были утрачены в первые месяцы войны.
Весной–летом 1943 г. в боях на Кубани Покрышкин сбил несколько десятков фашистских самолётов. А ведь в это время на Кубани главнокомандующий военно-воздушными силами Германии Г. Геринг собрал лучшие немецкие воздушные эскадры: 3-ю истребительную эскадру «Удет», 51-ю «Мельдерс», 54-ю «Зелёное сердце», а затем и 52-ю «Бриллиантовую эскадру», особую группу асов, летавших на лучших истребителях Германии – «Фокке-Вульф-190». В документах сбитых немецких лётчиков значилось, что они принадлежали к эскадре «Ас-пик». В своих воспоминаниях Герой Советского Союза К. Сухов, лётчик из полка, которым командовал Покрышкин, отмечает: «Падали на землю асы, неделю тому назад снятые с противовоздушной обороны Берлина, мастера авиационного спорта, пересевшие на истребитель […]» Но эти победы доставались нашим лётчикам нелегко, порой весьма дорогой ценой – потерями среди сослуживцев. Тот же К. Сухов с горечью вспоминал: «Только весной 1943 года в боях на Кубани погибло 20 пилотов полка!»
Как хорошо известно, в военных действиях в годы Великой Отечественной войны активное участие принимали и женщины-лётчицы. В составе военно-воздушных сил Красной Армии было несколько женских авиаполков. Доводилось и им встречаться во фронтовом небе с Покрышкиным. О такой встрече пишет в своих воспоминаниях А. Тимофеева-Егорова: «На Тамани в 1943 году воевал и наш 805-й штурмовой авиационный полк. Мы летали на Мысхако, на косу Чушка, на «Голубую линию». Наносили бомбовые и штурмовые удары по транспортам врага в Чёрном и Азовском морях, по аэродромам. […] Со мной произошёл следующий случай. В одном из первых своих боевых вылетов после заходов на штурмовку мой «Ил» отбился от строя […] Практически весь боезапас был израсходован, немецкие истребители взяли меня в «клещи» […] Вдруг слышу в наушниках: «„Горбатый” (так называли штурмовики Ил-2 из-за их характерного силуэта. – А. Т-Е.), спокойно […] Я тебя прикрою». Немцев словно ветром сдуло. Наша «аэрокобра» проводила меня до самого аэродрома, сделав над ним прощальный круг. После посадки мой командир сказал, что не стоять бы мне в этом строю, если бы не капитан из 16-го гвардейского полка Покрышкин […]» Чтобы уменьшить боевые потери лётчиков своего полка А.И. Покрышкин организовал обучение поступающего пополнения молодых лётчиков; как вспоминали сами лётчики, это была своеобразная академия. «Покрышкин учил нас видеть пространство, безошибочно ориентироваться в происходящем, мгновенно реагировать на действия противника. На разборе он обстоятельно анализировал воздушный бой, подчёркивал его сильные и слабые стороны, характеризовал, кто и как вёл себя в схватке с противником, какие допустил ошибки, называл тех, кто добился если не победы, то преимущества над врагом, разъяснял, в чём оно выражается, какой манёвр целесообразно было выполнить, атакуя гитлеровца, и как следовало уходить из-под огня, оказавшись у него в прицеле […]» Эту черту характера Покрышкина – беречь жизни своих боевых товарищей и подчинённых – отмечали многие, кто близко знал сибиряка.
Почерк сибирского лётчика хорошо был известен не только сослуживцам, но и противнику, поэтому не случайно появление в воздухе его самолёта сразу же отражалось в радиопереговорах немецких наблюдателей и лётчиков: «Ахтунг, ахтунг! В воздухе Покрышкин!» После такого объявления многие немецкие лётчики, находившиеся в области возможного появления самолёта сибирского аса, стремились побыстрее покинуть опасную для них воздушную зону.
Нам хотелось бы привести еще один из эпизодов боевой деятельности Покрышкина по воспоминаниям Н. Уманского: «Это случилось в районе станицы Крымской весной 1943 года. Я с группой генералов приехал на КП армии, где они наблюдали за воздушными боями и работой радиосвязи. В это время восемь наших истребителей ЯК-1 какого-то полка вели воздушный бой против двенадцати «мессершмиттов». Бой они вели плохо, нервничал их командир, и немцы буквально издевались над «яками». Генералы очень переживали, кричали, ругались между собой, как и бывает в таких случаях, говорили, что лётчиков надо послать в пехоту. Такое было резюме. Но на их счастье Александр Иванович со своей группой из четырёх самолётов возвращался из боя, который они провели под Керчью и Темрюком. Они имели преимущество в высоте и как ястребы смело набросились на немцев. За каких-нибудь 5–7 минут четыре Ме-110 уже горели как костры на земле, два лётчика спаслись на парашютах, а два погибли, остальные ретировались немедленно […] Покрышкин их не преследовал, так как горючее и боезапас были уже на исходе. Они улетели в свою ст. Поповическую.
А мои генералы, переругавшись между собой, на радостях начали целоваться, чуть не в пляс пустились и долго-долго поздравляли Александра Ивановича и его питомцев. Это настоящие асы – так говорили они, высокого ранга генералы, приехавшие из Москвы на краткосрочную стажировку во фронтовых условиях. А фамилии лётчиков они записали себе в блокноты: Покрышкин, Клубов, один из Глинок и Труд […]»
24 августа 1943 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении группе военнослужащих Красной Армии высокого звания Героя Советского Союза. На следующий день этот Указ был опубликован в газете «Красная звезда». Если быть более точным, то следует отметить, что Указов в этом номере газеты было два. В одном из них перечислялись фамилии воинов Красной Армии, награждённых первой Золотой Звездой – 66 фамилий. А другой Указ был посвящён фронтовикам, награжденным второй Золотой Звездой. В Указе отмечалось: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза – наградить Героев Советского Союза второй медалью «Золотая Звезда», соорудить бронзовые бюсты и установить их на постаментах на родине награждённых…» Далее перечислялись фамилии награждённых. В этот день семь человек стали дважды Героями Советского Союза. Все они служили в авиации: М.З. Бондаренко, Д.Б. Глинка, В.М. Голубев, В.С. Ефремов, В.А. Зайцев, П.А. Покрышев, А.И. Покрышкин. Майору Покрышкину была вручена высокая награда под № 10. Боевой счет лётчика-сибиряка к этому времени заметно вырос: 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. Что же касается установления бюста на родине, то этот бюст был установлен в центре Новосибирска на площади им. Сталина в ноябре 1949 года в присутствии первого в стране трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина.
Военные действия продолжались, впереди было еще почти два года войны с Германией, впереди были и очередные победы, и горькие потери боевых товарищей, а лётчику-истребителю Александру Ивановичу Покрышкину до получения третьей Золотой Звезды под № 1 в августе 1944 г. оставался ровно один год.
В.И. Баяндин
ИСТОЧНИКИ
КРОНИХ Г. Высокая судьба // Созидатели : кн. очерков : в 2-х т. – Новосибирск, 2003. – Т. 1. – С. 359–366.
ПОКРЫШКИН А.И. Тактика истребительной авиации. – Новосибирск : Сиб. горница, 1999. – 391 с. : ил.
ПОКРЫШКИН в воздухе и на земле / сост. М.К. Покрышкина, А.В. Тимофеев. – Новосибирск : АВИОН, 1995. – 351 с.
ПОКРЫШКИН А.И. Небо войны : повесть фронтовых лет / А.И. Покрышкин ; лит. обраб. А.М. Хорунжего. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1988. – 448 с. : ил.
ПОКРЫШКИН Александр Иванович // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 681–682.
ТИМОФЕЕВ А.В. Покрышкин. – М. : Молодая гвардия, 2003. – 524 с., [16] л. ил. – (Жизнь замечат. людей). – Библиогр.: с. 523.
БЮСТ-монумент трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. – Новосибирск, 1998. – Кн. 1 : г. Новосибирск. – С. 121–122 : ил.
НОВОНИКОЛАЕВСК-Новосибирск : События. Люди, 1893–1993. – Новосибирск, 1993. – С. 219. – Загл. пер.: Новосибирск, 100 лет : События. Люди.
ПОКРЫШКИНА М.К. Жизнь, отданная небу. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1991. – 160 с. : ил. – (Земляки).
ПОКРЫШКИНА М.К. Жизнь, отданная небу. – М. : Патриот, 1989. – 150, [2] с., : [16] л. ил.
1 Весной 1916 г. во Франции появился специальный термин «ас» («as» или «туз»), которым обозначали наиболее выдающихся лётчиков. В царской России термин «ас» практически не употреблялся. В США существует «Ассоциация Асов» (American Fighter Aces Association), объединяющая всех американских лётчиков, одержавших не менее пяти побед, и небольшого числа «почётных иностранных членов». Одним из таких иностранных членов являлся советский ас А.И. Покрышкин.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год
Добавить комментарий