Если б не было войны…

В Новосибирске к 1942 году должен был быть построен Сибирский автомобилестроительный завод.

Как известно, история не знает сослагательного наклонения — поэтому мы имеем то, что имеем. Но если бы вдруг не было Великой Отечественной войны, если бы Гитлер взял и отменил реализацию плана «Барбаросса», а вождь всех народов и лучший друг советских физкультурников товарищ Сталин не захотел превентивной войны против Германии, советские люди спокойно претворяли бы в жизнь третий пятилетний план.

Согласно документу, принятому на XVIII съезде ВКП(б)"в марте 1939 года в Новосибирске к1942 году должен был быть построен Сибирский автомобилестроительный завод. Ему предписывалось выпускать мощные грузовые автомашины.

Несколько раньше, в середине 30-х годов, задумывалась в Новосибирске постройка автосборочного завода с численностью работающих в 3500 человек. Эти ранние, не столь грандиозные планы были сорваны «агентами вражеских разведок». Крайних, конечно же нашли – оказалось, что напакостили «подлые враги народа – троцкистско-бухаринские выродки». Самых виноватых быстро выловили, осудили и отправили к праотцам в подвалах НКВД, а раскаявшихся, тех, кто по дурости или недомыслию пошел на поводу «презренных вредителей», довольно долго перевоспитывали в лагерях ГУЛАГа.

В годы третьей пятилетки нужно было возвести уже сибирский автогигант, на котором предполагалось иметь 10000 рабочих. Выбор нашего города был неслучаен. Уже тогда Новосибирск был: довольно крупным промышленным центром в азиатской части СССР. Опыт строительства отечественных автомобильных заводов предполагалось наличие вблизи завода железнодорожной станции и речной пристани. Все это было в левобережье. Рядом с предполагаемым местом строительства была железнодорожная станция Чемская, а река Обь — совсем под боком. Построить пристань считалось менее трудным делом.

Тогдашние кремлевские деятели, которым удалось побывать в свое время в сибирской ссылке, считали, что тайги там немерено, и поэтому сибирский автомобиль должен быть обязательно... газогенераторным. Водителю вроде бы ничего не стоит, помахав с утра топором полчаса вместо зарядки, обеспечить машину дневной «заправкой».

Бензин был очень нужен в авиации, и автомобили могли бы обойтись «деревянным» топливом».

Несмотря на планы партии большевиков, сибирский автогигант не был построен. Так получилось, что в то время оказались вдруг более нужными боевые самолеты, и ассигнования, предназначенные первоначально для автозавода, ушли на более приоритетное производство. На месте предстоящей стройки так и не успели начать какие-либо работы. Если б не было войны — вместо улиц Северо-Чемского жилмассива был бы завод. История распорядилась так, что вместо заводских цехов поднялись дома.

Слугин Сергей Анатольевич

подкатегория: 
Average: 4 (3 votes)

Добавить комментарий

Target Image