Очередной баттл Экспертного клуба, тема которого была обозначена как «Потенциал развития туризма в Новосибирской области. Точки роста», оказался не только самым продолжительным по времени (дискуссия шла около двух часов), но и самым эмоциональным. На первый взгляд, казалось бы, не самая важная для региона тема – развитие внутреннего туризма – вызвала шквал полярных оценок и показала большой интерес к этому предмету в обществе.
А поскольку в баттле участвовали бизнесмены, представители известных туристических фирм и организаций (например, НАТО – Новосибирской ассоциации туристических организаций), музейные работники, журналисты и экскурсоводы, то затронуты были так или иначе все проблемы, касающиеся потенциала региона в плане развития туризма.
Разумеется, в начале баттла его участники сосредоточились на проблемах. Известный новосибирский краевед Констаин Голодяев даже обозначил 12 основных сегодняшних проблем, предварительно напомнив, что первая туристическая поездка из Ново-Николаевска состоялась более ста лет назад: в 1912 году горожане отправились на алтайские озера.
Основными факторами, негативно влияющими на ситуацию, являются: острая нехватка в городе гостиниц, отсутствие даже простейших туристических схем и разработанных общедоступных маршрутов, кюар-кодов и сувенирной продукции, имеющей именно новосибирскую специфику. Часть проблем связана уже не только с туризмом: например, крайне малое число в Новосибирске общественных туалетов и слишком дорогая цена за их посещение. Константин Голодяев констатировал: «Это «наше все», но верно будет сказать – «наше ничего». Мало того, что их мало, но они еще и дороги». То же самое, по мнению участников баттла, касается и вечной российской проблемы – состояния дорог.
Отдельная тема – китайские туристы. Получается, что они практически не имеют в городе экскурсионной программы и, образно говоря, не оставляют в городе никаких денег, что важно для экономики туризма. По мнению экспертов, суть проблемы заключается в том, что туристический поток из Китая формируется и обслуживается только китайскими же фирмами, которые не хотят терять деньги и не заинтересованы в развитии своего присутствия в Новосибирске иначе как в количественном плане. Известный в Новосибирске бизнесмен Александр Бойко, создатель отеля «Мариотт», ставшего для многих визитной карточкой Новосибирска, заметил: «Весь этот туризм из Поднебесной существует вне нашего бизнеса и правового поля».
Крайне пессимистическая точка зрения гласит, что по большому счету туризм не нужен, поскольку региональные и муниципальные власти в силу существующей системы налогообложения практически не получают никакой выгоды от развития туризма, а, значит, не видят смысла совершать какой-то прорыв в этом направлении. Власть интересуют проекты развития внутреннего туризма, но вкладываться в них она не намерена, перекладывая все на плечи бизнеса.
Бизнесмены принявшие активное участие в баттле, формулируют основной вывод просто: мелкий и средний бизнес должен активно самостоятельно включаться в процесс, поскольку опыт показывает, что надеяться на поддержку власти не имеет смысла. Как ни удивительно, но выяснилось, что Новосибирску не нужны гостиницы со статусом выше трех звезд – на рынке высококлассные отели абсолютно не востребованы, поэтому стоит сосредоточится на более дешевом сегменте. Тот же Александр Бойко отметил: «Нам нужны «трёшечки» и «двушечки». У каждого бренда сейчас есть такие решения, где 3-минус и 3-плюс – это отличные гостиницы с прекрасным дизайном, в которых есть всё что необходимо. Они рассчитаны на молодежь возраста 22-25 лет, то есть на наиболее активную прослойку пользователей этой услуги».
Представители крупных отелей также убеждены, что совершенно отсутствует перспектива развития бизнеса внутри региона, с чем не согласны представители туристических организаций, уверенные, что суть проектов не заключается только в трафике, но и имеет важное значение в плане региональной идентичности и развития образовательных программ.
Одно из предложений, прозвучавших в ходе обсуждения, запомнилось многим своей неожиданностью: Новосибирску нечем похвастать в сравнении с другими российскими городами, поскольку он имеет очень недолгую историю, что означает, что туристический потенциал нужно создавать заново, делая упор на уникальные объекты (истребители, выпускавшиеся авиазаводом имени Чкалова, одомашненные в Академгородке лисицы). Требуется создание мощной легенды, которая потянет за собой развитие необходимой инфраструктуры. Краевед Федор Григорьев, возглавляющий Новосибирскую школу журналистики, уверен: «Сначала нужна легенда, а потом появится объект!»
Руководитель Агентства «Центральное бюро путешествий» Игорь Соловьев напомнил, что еще с советских времен туризм в Новосибирске имел транзитный характер: город был и остается точкой транзита на Байкал или в Горный Алтай. Поэтому, нужно прагматично обеспечить программу именно на эти три дня. Важен и материальный фактор: «Стоимость туродня в Санкт-Петербурге дешевле, чем стоимость одного туродня в Новосибирске. Вот экономика такая». Разумеется, этого нельзя не учитывать.
Участники баттла не только сфокусировали внимание на многочисленных проблемах, но и высказали свои предложения. Например, практически все отмечают необходимость более тесной кооперации в работе областного правительства и мэрии Новосибирска в плане развития туризма. Хотелось бы большего числа рейсов в заграничные аэропорты, что может быть связано с расширением представительства в хабе авиакомпаний. Об этом говорила директор по туризму «Глобус-тур» Вера Петрова. Прозвучала идея активнее задействовать возможности Ассоциации городов-побратимов, которых у Новосибирска немало.
Никто не спорит, что туристический рынок региона не является конкурентным в мировом масштабе, но если использовать грамотно имеющиеся возможности, и, прежде всего, организовать продуктивный диалог власти и бизнеса, то точки роста для туристического потенциала Новосибирской области будут активированы. Исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО) Светлана Фоменко считает такой сценарий вполне реальным.
Добавить комментарий