Есть ли в городе памятник Мичурину?

Прежде, чем приступить к ремонту здания, специальная комиссия должна решить: представляет ли рельеф архитектурную и историческую ценность? Однако, правильно поставить в предложении запятую: " Уничтожить нельзя сохранить", должна все же, общественность.

Наш город сравнительно молодой. Поэтому памятников архитектуры в Новосибирске не так уж и много. Мы их почти выучили наизусть: краеведческий музей, театр оперы и балета, стоквартирный дом. Но оглянитесь вокруг, а вдруг историки архитектуры что-то упустили из виду, что-то забыли, что-то не заметили. Часто бывает, что само здание не представляет исторической ценности, а вот его фасад или рельеф, выполненный на здании, интересен для историков, искусствоведов и архитекторов Новосибирска.

Так случилось со школой №54, что находится на пересечении улиц Крылова и Мичурина. Уже много лет фасад школьного здания украшают две композиции очень интересного рельефа, который до настоящего времени не имеет атрибуции, его авторство до сих пор остается неопределенным, на здании нет охранной таблички. Мы так привыкли к нему, что попросту его не замечаем и не задумываемся, откуда он там взялся. Вот как описывают это произведение искусства(?) специалисты Новосибирского государственного художественного музея:

« Справа от входа на рельефе – дети, сажающие деревья. На композиции с двух сторон дети представлены по парам: слева - девочка и мальчик в галстуках (девочка держит ствол саженца, а мальчик поливает); справа – два мальчика в галстуках (один копает землю лопатой, а другой – держит дерево, рядом лейка для воды и молодое посаженной деревце, на веточке сидит птица). В центре композиции – мужчина, окружен детьми, наблюдает за работой. Лица трех детей в центре обращены к мужчине. Можно сказать вокруг мужчины дети собрались вместе для посадки сада и внимательно слушают руководителя. Перед нами образ учителя.

Слева от входа композиция рельефа рассказывает о том, как дети собирают богатый урожай яблок. Три больших дерева, вокруг дети. Слева – два мальчика в галстуках несут большую тяжелую корзину яблок. Улыбки на лицах. Справа – мальчик собирает с веток яблоки, рядом собака следит за движением мальчика. Под деревом справа сидит малыш и в руке держит яблоко. В центре композиции - у яблони лестница. На лестнице – мальчик собирает яблоки, его окружают девочки с полными корзинами яблок. Раскрывается единый сюжет: богатство урожая – большие, полные яблок корзины, прекрасные кроны яблонь усыпаны плодами. Главный смысл композиции – труд и радость детей, собирающих богатый урожай».

Уголок Мичурина в Новосибирске

Школьное здание построили в далеком 1935 году. В сентябре уже состоялся первый педсовет. Однако датой открытия школы считается 1936 год. В 2011 году она отпраздновала свое 75-летие. После смерти ученого (1935) школе присвоили имя Мичурина, а прилегающую улицу (Александровскую) переименовали в улицу имени Мичурина. Имя основоположника отечественной научной селекции плодовых и ягодных культур, русского биолога и селекционера было очень популярно в стране в 30-е годы, ведь он положил начало продвижению на север южных культур: винограда, абрикоса, черешни и т.д. В 1934 на базе питомника Мичурина была создана генетическая лаборатория, в настоящее время — Всероссийский НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина, который занимается разработкой методов выведения новых сортов плодовых культур, селекционной работой.

Мичурин был поистине неугомонный, жадный преобразователь природы. Прадед, дед и отец Мичурина – все были любителями плодоводства. В бывшей Калужской губернии до сих пор известны выведенные одним из этих предков мичуринские груши.

Жизнь Ивана Владимировича Мичурина - настоящий научный, трудовой подвиг. Уже к 1920 году Мичурин вывел свыше 150 новых гибридных сортов, среди которых были: яблони — 45 сортов, груши — 20, вишни — 13, сливы (среди них три сорта ренклодов)— 15, черешни — 6, крыжовник — 1, земляника — 1, актинидия — 5, рябина — 3, грецкий орех — 3, абрикосы — 9, миндаль — 2, айва — 2, виноград — 8, смородина — 6, малина — 4, ежевика — 4, шелковица (тутовое дерево) — 2, орех (фундук) — 1, томаты— 1, лилии — 1, белая акация — 1.

По своему статусу, новая школа считалась трудовой политехнической школой. На ее территории был большой приусадебный участок, на котором выращивали пшеницу, овощи и диковинный в то время в Сибири виноград. Заведовал всем этим учитель биологи. Один из уникальных сортов пшеницы даже был представлен на выставке ВДНХ, и школьники получили за него высокую награду.

В послевоенное время здание достраивали, и фасад школы тоже претерпел некоторые изменения. Как менялась и сама школа. С 1940 года она называлась мужская средняя школа, с 1947 года – женская средняя школа, с 1955 года – общая средняя школа. В 1970 году ее объединили со средней школой № 50. С 1992 по 2000 – это уже экспериментальная площадка «школа-лицей». В 1999-2000 учебном году школа№54  прошла аттестацию и аккредитацию на статус «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного цикла». Со временем это учебное заведение утратило присвоенное ей имя – « школа имени Мичурина». В память о минувших днях остался лишь рельеф на фасаде.

То, что на рельефе изображен Мичурин в окружении детей, не вызывает сомнений. «Содержание двухрельефных композиций, размещенных на главном фасаде школы,- считают исследователи, - позволяет увидеть, что они непосредственно связаны с образом Мичурина. На рельефе нам удалось найти портретное сходство. К тому же школа имени Мичурина, улица Мичурина». Но вопрос, кто автор этого рельефа и в каком году он был создан, до сих пор остается открытым. К сожалению, в школьном музее на этот счет не сохранилось никаких документов.

Училась в Париже, а работала в Новосибирске

Историей рельефа заинтересовались сотрудники Новосибирского государственного художественного музея и провели собственное исследование, цель которого заключалась в установлении имени автора и даты его исполнения. На VII Баландинских чтениях Елена Геннадьевна Червова рассказала об итогах работы. По мнению специалистов музея, автором двух композиций рельефа на фасаде школы №54 является Вера Федоровна Штейн. О биографии известного новосибирского скульптора можно узнать из статьи архитектора Владимира Матвеевича Пивкина «Жизнь как подвиг» в книге «Знаменитые женщины Новосибирска».

 – Вера Федоровна родилась в Петербурге, в семье профессора консерватории Ф.Ф. Штейна – представителя старинной музыкальной династии, известного пианиста, концертировавшего в Европе и встречавшегося с Шуманом, Листом, Шопеном, – рассказывает Елена Червова. В 1903 – 1905 годах она изучала живопись и скульптуру в петербургской Академии художеств, а два года спустя продолжила образование в Париже, где брала уроки в академии и пользовалась советами Родена. После возвращения в Россию в 1909 году в круг интересов В.Ф. Штейн наряду с искусством вошла наука: она увлеченно занималась историей античного Причерноморья, участвовала в археологических раскопках в Крыму, читала лекции в Рабочем воскресном университете при Эрмитаже и Русском музее. Позднее, в конце жизни, она публиковала исследования по проблемам археологии Сибири.

В начале 1930-х годов, подобно многим ее современникам, пережив арест и ссылку, Вера Федоровна переехала в Новосибирск. Здесь, на протяжении долгих лет она постоянно участвовала в выставках, исполняла скульптурные портреты, в содружестве с архитекторами создавала монументально-декоративные композиции для различных зданий города. Всем новосибирцам хорошо известен барельеф "Танцы народов СССР" над входом в театр оперы и балета, по праву считающийся одним из лучших произведений скульптора. «Этот скульптурный фриз сразу получил всеобщее признание и широкую известность, стал пьедесталом почета ваятеля. Очень требовательная к своему творчеству и к творчеству других, Вера Федоровна признавалась: «Это, пожалуй, лучшее, что я сделала».

Вера Федоровна Штейн – автор декоративной скульптуры для фронтона здания Западно-Сибирского филиала Академии наук в Новосибирске (на улице Фрунзе), реконструированного по проекту А.Д.Крячкова и Н.Г.Васильева. И далее Пивкин пишет: «После войны она создает композиции «Мичуринцы» для средней школы в Новосибирске (1948 г.)» Владимир Матвеевич предполагал, что две композиции рельефа на фасаде школы №54 относятся именно к 1948 года. Однако, сотрудники художественного музея Новосибирска обнаружили в архивной картотеке музея, среди перечня произведений Штейн, следующую запись: «Барельеф “Юные мичуринцы” 1939 г. Школа им. Мичурина». Но это еще не все. В 1950 году в Новосибирске проходила седьмая областная художественная выставка. В каталоге читаем: «В.Ф. Штейн представила на выставку скульптурный барельеф «Юные мичуринцы», где показала юных садоводов, собирающих богатый урожай яблок». Так, где же истина? В каком году, все-таки, был создан рельеф на школе? Исследователи пришли к такому выводу:

– Это дает возможность предположить, что рельеф на здании школы был выполнен в 1939 году, а в 1948 году при подготовке к выставке скульптор повторила и дополнила сюжет рельефа уже в другом материале (глине).

Скульптурный рельеф В.Ф. Штейн «Юные мичуринцы», представленный на выставке в 1950 году, дополняет линию сюжета фасада школы № 54. Дети и взрослые собирают урожай яблок. Справа мужчина руководит работой. Уже знакомый образ ученого – Ивана Владимировича Мичурина. Герои барельефа «Юные мичуринцы», представленного на седьмой художественной выставке в 1950 году присутствуют на рельефах фасада школы. На выставку был представлен более детальный рельеф – ажурно, подробно проработаны мельчайшие детали для того, чтобы рассматривать сюжет близко, на выставке. Рельеф у входа в школу монументален и хорошо читается.

Итак, делают вывод специалисты художественного музея, «рассматривая композиции на фасаде и рельеф, представленный на выставке, мы можем предположить, что рассматриваем три композиции единого сюжета. Тема и стилистика рельефа на здании школы дает основание считать, что автором рельефа является выдающийся скульптор Вера Федоровна Штейн».

Спасти нельзя уничтожить

Сегодня здание школы находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта. По плану ремонт запланирован на 2014 год. «Но что будет с рельефом, – говорит директор школы №54 Суворова Ольга Владимировна, – неизвестно. Его дальнейшую судьбу определит специальная комиссия, которая будет решать: представляет ли рельеф архитектурную и историческую ценность или нет. Но в Новосибирске таких специалистов нет, так что вопрос сохранности и реставрации рельефа, либо его уничтожения, будет решаться приглашенными профессионалами».

Само здание школы архитектурной ценности не представляет, поэтому есть опасения, что оно может утратить первоначальный облик. А две композиции рельефа, выполненные Верой Павловной Штейн, могут кануть в лету.

Очень хотелось бы, чтобы школьное здание, характеризующее архитектуру Новосибирска 30-х годов XX века, сохранило свой неповторимый облик. А отреставрированный рельеф являлся бы своеобразным памятником Ивану Владимировичу Мичурину. Отремонтированное здание школы с обновленным рельефом на фасаде и табличкой с именем скульптора рельефа – Верой Федоровной Штейн, можно было бы включить в список памятников архитектуры регионального значения и демонстрировать экскурсантам. Хочется надеяться, что все так и будет, и общественность Новосибирска примет активное участие в решении этого непростого вопроса.

 Людмила Кузменкина

 

 

подкатегория: 
Average: 3 (3 votes)

Добавить комментарий

Target Image