В новосибирском музее «Заельцовка» открылась выставка, посвященная развитию города Болотное. В числе прочего посетители могут увидеть редкие предметы XIX – XX веков железнодорожной тематики.
– В архивных документах Болотное упоминается как ямщицкая стоянка на Московско-Иркутском тракте по пути к Томску, где проходила смена лошадей и обмен почтой. Но именно железная дорога способствовала дальнейшему развитию села, – подчеркивает Алена Харченко, методист музея «Заельцовка». – Первый паровоз на станцию Болотная прибыл 5 ноября 1895 года. Это было временное движение между станциями Обь и Болотной. И только на следующий год дорогу сдали в постоянную эксплуатацию.
Рассказывая это, молодой специалист музея показывает копию старинной фотографии 1898 года. На нечетком снимке можно разглядеть деревянное здание, рельсы, паровоз, работников и жителей села. Глядя на фотографию, понимаешь: сегодня воспользоваться услугами ОАО «РЖД» может каждый, но тогда это было целым событием.
– Железная дорога привела к росту населения. Рядом с ней строили жилые дома для рабочих, а также служебные помещения, – подтверждает мои мысли рассказом Алена Харченко. – Некоторые из этих домов все еще жилые! Появляются новые улицы: Линейная, Вокзальная, переулок Симофорный. Здание вокзала простояло до 50-х годов ХХ столетия. Потом в Болотном возвели вокзал из кирпича, а деревянное строение разобрали и из еще крепких бревен возвели детскую библиотеку, которая благополучно стоит до сих пор. Поэтому к этой частичке истории буквально можно прикоснуться и сейчас.
С развитием села и притоком людей появляются и редкие вещи. Один из экспонатов выставки – бульотка. Небольшой сосуд для подогрева воды похож на самовар, но в отличие от своего «большого брата» он обогревался расположенной снизу горелкой. Хотя бульотке уже около ста лет, в 1982 году ее передали в Болотнинский историко-краеведческий музей в прекрасном состоянии. Этот предмет быта использовался как дома, так и в путешествиях, хотя был совсем не дешев.
Сотрудники музея «Заельцовка» выделили часть экспонатов в «железнодорожный уголок». Здесь и рабочие инструменты, и корзины, и даже знакомый всем граненый стакан с подстаканником. Особое внимание привлекает деревянный дорожный чемодан. Это один из тех предметов старины, который не бросается в глаза, но, если его заметишь, не можешь отвести взгляд. На серых досках можно разглядеть красные и черные иероглифы. В свое время этот «сундучок» передала музейным работникам Любовь Емельянова. Около 80 лет назад она вместе с семьей ехала с Дальнего Востока с этим чемоданом. Потом отца репрессировали. В Болотном у семьи оставались родственники, с которыми они поддерживали связь. Прежде, чем оказаться в музее, деревянный чемодан проехал несколько тысяч километров, увидев разные эпохи культуры и истории страны.
– Один из самых популярных и необычных экспонатов выставки – «шарманка» 1958 года. Небольшой «саквояж» из жести использовали машинисты, а иногда и помощники машинистов, – объясняет методист. – В них перевозили инструменты, продукты, документы и инструкции. «Шарманка» защищала личные вещи, в первую очередь, от огня.
Одни говорят, что необычное название металлический чемоданчик получил из-за сходства с музыкальным инструментом, другие – из-за того, что вещи в нем гремели и звенели, издавая «мелодию». «Шарманка» была особым предметом своего времени, по которому безошибочно узнавали работников железной дороги.
Дарья Доротова
Добавить комментарий