Формирование особенностей материальной и духовной культуры сибиряков на примере Купинской волости Каинского уезда Томской губернии

Реконструкция – воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок. В качестве модели можно использовать локализацию процесса познания прошлого, определив отдельную административную единицу в качестве объекта исследования.  Локальная история ориентирована на описание и изучение истории определенного места – незначительного по величине пространства (деревня, город), или более обширного – волость, район, область. В тоже время можно взяв локальную территорию в качестве объект наблюдения – изучать важнейшие социальные и культурные явления, происходившие в большом регионе или в стране в целом. Любую страну можно условно разделить на ряд локальных территорий и затем в ходе изучения выделить общие черты и особенности процессов социально-экономического и культурного развития, происходивших в данном пространстве.

В «Списках населенных мест Томской губернии» 1859 г упоминаются старейшие села, входившие в состав Юдинской волости Каинского уезда Томской губернии: село Яркуль – 25 дворов, 66 д.м.п. и 68 д.ж.п; село Мальково – 29 дворов, в них проживало 72 д.м.п. и 74 д.ж.п. [4, л. 145].

Особенно интенсивно переселенцами из Европейской части России Кулундинская степь стали заселяться в период столыпинской аграрной реформы. В это время на территорию Купинской волости прибывают переселенцы из разных губерний Российской империи. Среди прибывших в Кулундинскую степь крестьян были выходцы из Курской и Смоленской губерний, Украины и Белоруссии. Традиции материальной и духовной культуры данного локального пространства возникли в результате культурного взаимодействия переселенцев и местных жителей.

Согласно «Списку населенных мест Томской губернии» на 1911 год, на территории Купинской волости находилось 85 населенных пунктов, из них 63 являлись переселенческими поселками. Преобладание числа переселенческих поселков над количеством старожильческих сел ясно отражает влияние переселения на развитие волости [5, с. 378]. В 85 населенных пунктах находился 4801 двор, в которых проживало16085 душ мужского пола и 14836 душ женского пола. Жители волости получили в пользование 316336 десятин [4, с. 378]. Таким увидел Купино В. А. Вощинин: «Смесь обычаев, лиц и речей в этом огромном селе, объединяющем в общежитье крестьян чуть ли не с половины губерний» [1, с. 26].

На особенности повседневной жизни сибирских крестьян влияли такие факторы как: климат, хозяйственные занятия, традиции, обычаи, праздники, а также влияние коренных жителей. Важнейшей частью повседневной жизни была хозяйственная работа в поле и на дворе, крестьяне Западной Сибири выращивали различные злаковые культуры. Помимо земледелия они также разводили крупнорогатый скот, из молока изготовляли много молочных продуктов, особенно знаменитое масло «Белый лебедь».

По свидетельству современников, у переселенцев постепенно формируется настоящий сибирский характер и особенности в образе жизни. В. П. Вощинин в книги «На сибирском просторе» отмечал: «Для меня все здесь ново, и все интересно. И несообразное, с точки зрения европейского обывателя, ширина главных улиц, двухэтажные избы с «чистой половиной», убранной так, как у сельского батюшки с граммофоном, картинами и сами люди мощные умные, свободные. Здесь еще их деды осели и теперешнее поколение усвоило себе чисто сибирскую самостоятельность и широкие замашки.» [1, л. 27]. Свободные земли Сибири стали местом формирования нового типа крестьянина, более свободного и предприимчивого.

Взаимоотношения переселенцев и старожилов были далеко не идеальными, в частности, были споры из-за земли. В поселке Михайловском Купинской волости возник конфликт между переселенцами и старожилами. «В настоящее время в участке есть засельщики, живущие 15-18 лет и есть вновь прибывшие. Старые засельщики выходцы из центральных губерний Курской, Орловской, новые малороссы. Неодновременное заселение участка, пестрый состав засельщиков создали крайне неблагоприятные условия для производства разверстывания. Эти неблагоприятные условия отразились и на землеустроительном достоинстве подготовочного приговора. Последний в значительной степени представляется постановлением компромиссным, на котором помирилось большинство – старые засельщики и меньшинство новые малороссы. Новоселы требовали выделения причитающей им части земель в самостоятельный отруб, с переносом на него усадеб и с последующим подворным разделом» [3; Д. 19, Л. 1].

Успешное обустройство переселенцев, прибывших в Сибирь, зависело от целого ряда факторов: качество полученной в пользование земли, этнографического и конфессионального состава населения и урожайности первого посева. Для успешного развития какого-либо населенного пункта было необходимо, чтобы крестьяне получили плодородные земли, оказались в родственной им этнической и культурной среде, а также в первые годы должны были получить хорошие урожаи. Успешное освоение переселенцами земель в Сибири завесило от многих условий: от плодородия почвы, от обеспеченности деревни водоснабжением и даже от взаимоотношений между ее жителями. Во многом ситуация с обоснованием переселенцев на новом месте зависела от того, какие урожаи будут в первые 2-3 года. Хорошие урожаи давали им возможность обзавестись продовольствием и денежными средствами на покупку необходимого инвентаря и скота, а в случае неурожая они разорялись. «Громадное значение имеет также и то под какой год попадут переселенцы, если им удастся застать пару хороших урожаев, тогда первый же небольшой посев может обеспечить и продовольствием, и даже некоторыми денежными средствами, а хороший спрос на труд гарантирует им изобильные заработки – они хорошо устроятся и на посредственной земле и напротив, под два последовательных неурожая переселенцы, как правило, обречены на разоренье, как бы ни хороша была земля» [5, с. 55].

Переселенцы на новом месте были вынуждены не только приспосабливаться к новым природно-климатическим условиям, но и адаптироваться к новому этническому окружению, и как следствие – сибирский регион стал местом формирования новых элементов материальной и духовной культуры, становления нового диалекта.

Культурное взаимодействие переселенцев и местных жителей отразилось в топонимах. Кулунда происходит от двух слов: «кулун» – жеребенок и «дала» – степь, буквально степь для выпаса жеребят. Одним из наиболее значимых мест юга Сибири является озеро Чаны, название которого в переводе означает «Большой котел». К тюркским топонимам на территории Купинского района относятся названия Яркуль – «озеро с высоким берегом» и Копкуль – «пересыхающее озеро».

В 1907-1908 годах в Кулунду прибывает несколько больших групп переселенцев из Украины, в результате чего практически одновременно возникают переселенческие поселки Метелёво, Березовка, Митрофановка (Окуниха), Кочубей (Алферовка) и др.

Село Метелёво получило свое название от фамилии первого жителя – некого Метелёва и это название сохранилось до сих пор. Первоначально ныне существующее село Митрофановка называлось Окунихой. После нарезки и переделе земли государственным землеустроителем на сходе граждан стал вопрос о новом наименовании села. Митрофан Окуниха, по чьей фамилии оно именовалось первоначально, предложил назвать село Митрофановкой.

В 1908 году была основана деревня Кочубей, получившая свое название по фамилии казаха, который выпасал на этом месте свой скот. К 1914 году в этом селе остро стал вопрос о внутринадельном межевании, решить которое смог землемер Алферов. На сельском сходе село было переименовано в честь землеустроителя Алферова и поныне называется Алферовкой.

Местный диалект русского языка включает в себя немало украинских слов. В деревнях Купинского района до сих пор можно услышать от стариков «хата» вместо «дом»; «шматок» вместо «кусок». В отдельных деревнях Купинского района, по мере увеличения числа новых жителей в селе, соседями могли оказаться выходцы их разных районов Европейской России, что приводило к обмену словами и понятиями. Важной частью культуры являются праздники и обряды. Переселенцам приходилось проводить их в зависимости от условий природы. Праздник «Проводы зимы», называемый Масленицей, отмечается позже, чем в Европейской части.

На территории района представлены русский и украинский стили строительства жилых помещений, сочетаются деревянные бревенчатые избы с хатами, сделанными из самана (глины и камыша). При строительстве использовали местный лес, не слишком высокого качества, и замазывали щели тем же саманом.

В росписи глиняной посуды и вышивке также сочетаются традиции разных регионов России, Украины и Белоруссии. Искусство вышивки представлено вышитыми полотенцами, скатертями, постельным бельем. Расшитые полотенца дарили сваты друг другу накануне свадьбы, вышитым постельным бельём застилали постель новобрачных.

Умение вышивать считалось одним из важнейших достоинств девушки, секреты вышивки передавались от матери к дочери. Девушка из села, основанного украинскими переселенцами, выходя замуж в русскоязычное село приносила с собой привычные ей сюжеты и манеру вышивки, так происходил обмен секретами мастерства.

Важнейшим проявлением народного прикладного искусства стало изготовление игрушек из глины, дерева, соломы, а также тряпичных кукол. Изготовление игрушек было делом очень сложным и творческим, потому что дети всегда отличают по-настоящему творчески сделанную вещь.

Одной из главных функций игры является адаптация ребёнка к взрослой жизни, поэтому все игрушки были изготовлены на бытовую тему. Изготовлением глиняных игрушек занимались исключительно женщины. Глиняные игрушки делали из глины с добавлением озерного песка, после сушки в печи игрушку покрывали смесью молока с мелом, а потом уже наносили роспись.

В росписи игрушек использовали только яркие тона красок, чтобы привлечь внимание ребёнка, а одежду глиняных человечков расписывали красивыми узорами. В изготовлении игрушек также заметен синтез русских, украинских и белорусских традиций. В Кулундинской зоне возникла так называемая чинюшка (чанюшка) – местная игрушка – русалки, водяные с характерными выпученными глазами.

Материальная и духовная культура Кулундинской зоны стала результатом мирного взаимодействия самых разных народов и взаимообогащения культур.

Путевые заметки чиновника В.П. Вощинина, впоследствии переработанные в книгу «На Сибирском просторе» иллюстрируют превращение Кулундинской степи в район эффективного земледелия и скотоводства. «Об успехах культуры Кулундинской степи говорят все (от Челябинска), тяготящие к Кулунде и ее окрестностям переселенцы со всех уголков России – факт совершенно бесспорный. Чуть не все самовольцы направляются именно туда, жители даже соседних губерний Тобольской и Оренбургской, имеющие право вновь переселяться лишь на Дальний Восток, выправляют свидетельства и документы, слезают с вагонов в Татарске, чтобы идти на авось в Кулунду» [1, л. 28].

В Купинской волости в период столыпинской аграрной реформы быстрыми темпами развивается производство масла и создаются маслодельческие артели. «Еще по данным 1908 года три смежных волости (в том числе и Кулундинская) давали на магистраль около 70 тыс. пудов готового масла – это при отсутствии всякой организации» [1, л. 29]. К 1911 году в Купинской волости производство молочных продуктов выросло и было организованно «Товарищество по производству и сбыту масла». Переселенцы, освоившись на новом месте, смогли вскоре почувствовать себя настоящими хозяевами сибирских просторов.

Одним из важных условий успешного освоения новых земель стали такие качества переселенцев, как инициативность, предприимчивость и стремление преодолеть трудности. Свободные целинные земли юго-запада Сибири стали местом формирования нового типа крестьянина, более свободного и предприимчивого. Активная деятельность переселенцев, направленная на обустройство на новом месте, их заряженность на успех и вера в собственные силы стали важнейшим условием успешного социально-экономического развития переселенческих поселков.

Овчинников Алексей Алексеевич, учитель истории МКОУ СОШ № 148 г. Купино

Библиографический список:     

Источники:

1.Вощинин В. П. На Сибирском просторе. СПб; 1912

2. Государственный архив Томской обл. Ф.239. Оп. 4. Д. 107.

3.Отдел архивной службы администрации Купинского района. Ф. 1. Оп. 1.

4. Списки населённых мест Томской губернии на 1859. Т; 1860.

5. Список населённых мест Томской губернии на 1911. Т; 1912.

Литература:

6.Кауфман А.А. Переселение и колонизация. Спб, 1905

7.Маловичко С. И., Булыгина Т. А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Ставрополь, 2003. Вып. 1.

8.Скляров Л. Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы. Л; 1962.

категория: 
подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image