20 февраля 2012 г. исполнилось 160 лет со дня рождения одного из самых известных инженеров путей сообщения, строивших Транссиб, Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, яркого представителя плеяды замечательных людей, основавших наш город.
Родился Николай Георгиевич в 1852 г. в г. Петербурге, в семье военного. После Ришельевской гимназии в Одессе поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но после года обучения понял, что это не для него.
В 1878 г. окончил институт инженеров путей сообщения императора Александра I, с званием гражданского инженера и с правом строительных работ.
Вошел в историю не только как инженер-изыскатель, строитель новых дорог, но и как путешественник, писатель, публицист.
Он был талантлив во всех гранях жизни, «душа общества», «фокус жизни».
Служба Н.Г. Гарина-Михайловского началась в Болгарии, в районе Бургасского залива. Приказом по МПС № 99 от 24 июля 1878 г. он был определен в распоряжение главнокомандующего действующей армией.
К тому времени только что закончилась русско-турецкая война 1877–1878 гг. – освободительная для народов Болгарии, Сербии, Черногории и Румынии от османского владычества.
В обязанности старшего техника Михайловского входило делать замеры, производить расчеты на строительстве пристани и шоссейной дороги для обеспечения быстрого возвращения русских войск на Родину.
За расформированием управления действующей армии отчислен за штат. 16 ноября 1879 г. последовала первая награда – орден Св. Станислава III степени за отличное исполнение поручений в турецкую войну.
В последующие годы Михайловский набирался опыта на строительстве железных дорог в Молдавии – Бендеро-Галацкой ж. д.; Закавказье – здесь Михайловский занимался постройкой Бакинского участка. На Либаво-Роменской ж. д., Жабинско-Пинской ж. д. исполнял обязанности начальника одного из участков службы пути.
С 1886 г. приказом по МПС за № 43 от 26 мая был назначен начальником по производству изысканий и составлению проектов на участке Уфа – Златоуст.
По окончании изыскательских работ с 1 января 1888 г. ему поручено исполнение обязанностей начальника по постройке железной дороги на участке Уфа – Златоуст. Коллеги Николая Георгиевича признавали его как неподкупного, знающего инженера, – он всегда стремился найти оптимальный вариант в изысканиях, более дешевый способ при строительстве. Умел отстоять свою точку зрения.
Многое мы узнаем из его писем к жене Надежде Валерьевне:
«Первая часть намеченной мною программы еще зимой исполнилась – я уничтожил бесполезный и бессмысленный тоннель, сделав сокращение до миллиона. Теперь дело за второю частью программы – устроить тоннель там, где ему надлежит быть, т. е. на перевале Сулеи, с сокращением 10 верст линии».
Строительство Самаро-Златоустовской железной дороги было закончено в сентябре 1890 г. В Златоусте по случаю прибытия первого поезда из Уфы состоялись торжества, на которых Гарин-Михайловский выступил с речью.
И все-таки широкую известность ему принесла работа на Транссибирской магистрали. Это мировое событие оставило для потомков дискуссионный спор по поводу Обского водораздела. Здесь нужно было определиться с местом для мостового перехода реки Обь.
15 апреля 1891 г. приказом № 23 Гарин-Михайловский назначен начальником партии по изысканиям Западно-Сибирской ж. д.
Не изменяя своему правилу выбирать лучший вариант и удешевлять строительство линии, Гарин-Михайловский защищает «Кривощёковский вариант». В письме «Сибирскому вестнику» он пишет:
«Вопрос о направлении не предрешен еще. Мною будут сделаны два направления: на Томск и в обход его, согласно данным мне инструкциям. Выбор направления определяется общегосударственными целями, местными экономическими данными и техническими условиями проводимой линии. Задача инженера чисто техническая, ничего не предрешающая. Претензий к инженерам в случае того или другого решения вопроса быть не может, так как такого рода дела и не могут быть и не составляют в действительности сферу их компетенции. Решаются такие вопросы правительством, государственными людьми, общественным мнением, печатью… Что касается причины, побудившей меня избрать Колывань, а не Томск сосредоточием нашей изыскательской деятельности, то она заключается в том, что в Колывани несравненно дешевле рабочие, подводы, а также жизнь, что при скромных, временных притом, окладах служащих составляет весьма существенную разницу. Колывань, 19 июня 1891 г. ».
В течение двух сезонов велись самые тщательные изыскательские работы, река была исследована на протяжении 160 верст, и как наивыгоднейший был избран «переход в 40 верстахъ выше г. Колывани, у с. Большаго Кривощёкова». Верным другом и незаменимым помощником был Викентий Игнатьевич Роецкий.
Хлопоты Константина Яковлевича Михайловского (Михайловского 1-го), руководителя изысканий и строительства Западно-Сибирской ж. д., в министерстве закончились благополучно, и в мае 1892 г. направление линии с мостовым переходом через Обь у с. Кривощёково было утверждено как магистральное.
Возвратившись из Сибири, Михайловский с головой окунулся в совершенно новую деятельность: он отошел от строительства железных дорог, решил заняться сельским хозяйством. И как истинный инженер-новатор, сумел в короткий срок закупить новейшую технику, внедрить самые передовые методы работы, но талантливый разбег его нововведений не был принят местным кулачеством, они в штыки восприняли его, почувствовав конкуренцию.
После двух страшных пожаров семья Михайловских навсегда покинула Гундуровку, свое имение в Самарской губернии.
Вернувшись в распоряжение МПС, он приступает к строительству узкоколейной дороги. Предпочтение узкоколейкам Михайловский отдавал из соображений дешевизны и быстроты постройки, особенно для необъятных просторов России!
«Безопасность, защита государства, административные удобства прямо пропорциональны количеству дорог данного государства».
С 31 августа 1895 г. назначен штатным инженером VII класса, заведующим изысканиями и постройкою узкоколейной ж. д. от ст. Кротовка Самаро-Златоустовской ж. д. до г. Сергиевска (Ныне – с. Сергиевск Сергиевского района Самарской области).
15 апреля 1903 г. назначен начальником изыскательской партии на южном берегу Крыма.
Электрические железные дороги – это новое дело, за которое с неиссякаемой энергией пылкого сторонника прогресса берется Николай Георгиевич. Были проведены изыскания, сделаны проекты, но их осуществлению помешала русско-японская война 1904–1905 гг.
И в послужном списке Михайловского появляется запись:
«4 апреля 1904 года приказом по военному ведомству № 14 назначен инженером для делопроизводства и поручений при Управлении начальника военных сообщений Маньчжурской армии».
Это был самый трудный период его жизни. Инженерная работа заключалась в проведении изысканий для подвесной дороги в Корее. В качестве военного корреспондента газеты «Новости дня» каждый день писал репортажи о военных событиях.
Приказом № 231 по интендантскому ведомству войск Дальнего Востока Николай Георгиевич Михайловский отчислен за штат. С 19 августа 1906 г. приказом по МПС № 156 причислен к министерству.
В Петербурге Михайловский сразу же «оброс делами», занимался активно издательской работой, много писал. Всей душой болел за судьбу России, видел, какими богатствами располагает и как бедно живет народ! «Хозяин этой жизни – нужда, – писал Гарин-Михайловский в одной из своих статей, – бесконечная, суровая, беспощадная нужда, которая ведет свою жертву, не давая ему в утешение даже сознания, что он жертва».
Умер от паралича сердца на редакционном заседании марксистского журнала «Вестник жизни», в делах которого принимал участие. Гарин-Михайловский сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилег на диван, и смерть оборвала жизнь этого талантливого человека. Это случилось 27 ноября 1906 г. в Петербурге.
Литературное творчество принесло Н.Г. Гарину-Михайловскому широкую известность еще при жизни. Его перу принадлежат повести, рассказы, пьесы, путевые очерки, сказки для детей, статьи по различным вопросам. Рассказы Н. Гарина вышли отдельно под заглавием «Очерки и рассказы» (1893–1895).
Совершая кругосветное путешествие, Николай Георгиевич проехал через всю Сибирь, по Дальнему Востоку – и как всегда много писал. Его Дневник путешествий был опубликован в 1899 г. «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». В 1898 г., находясь в Корее, Гарин-Михайловский составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899).
Лучшие из его произведений пережили автора. Собрание сочинений Гарина-Михайловского вышло в 8 томах (1906–1910). Многие произведения переиздаются и сегодня.
Имя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского увековечено в названиях площадей, станций метро (в г. Новосибирске), улиц, библиотек.
Документы хранятся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский дом, СПб).
Музеи в Петербурге, Одессе, Новосибирске, Сергиевске представляют материалы о нем.
В Новосибирске учреждена литературная премия им. Гарина-Михайловского.
Но главный памятник Николаю Георгиевичу и его сподвижникам, инженерам путей сообщения, – железные дороги, связавшие многие окраины России и давшие ей новую жизнь.
Т.Н. Козлова
ИСТОЧНИКИ
Гарин-Михайловский Н.Г. Письма Н.Г. Гарина-Михайловского [жене из Симского карьера, Колывани, Томска и др.] / Н.Г. Гарин-Михайловский ; публ., [вступ. ст.] и примеч. И.М. Юдиной // Сиб. огни. – 1979. – № 8. – С. 172–184.
Гарин-Михайловский Н.Г. Письма Н.Г. Гарина-Михайловского жене и сыну с Дальнего Востока / Н.Г. Гарин-Михайловский ; публ., [вступ. ст.] и примеч. И.М. Юдиной // Сиб. огни. – 1970. – № 12. – С. 152–163.
Приложения № 4 к отчету по постройке Западно-Сибирской железной дороги, 1892–1896 г. Пояснительные записки. – СПб., 1898. – 11, 41, 87, 22, 37 с. разд. паг.
РГИА. Ф. 229. Оп. 10. Д. 1950.
ЛИТЕРАТУРА
Гарин-Михайловский Н.Г. «К дороге у них громадный интерес…» / Н.Г. Гарин-Михайловский ; предисл. ред. // Горница. – 1997. – № 3. – С. 112–114.
Письма Гарина-Михайловского жене, Н.В. Михайловской, написанные в период работы на строительстве Западно-Сибирской железной дороги (1891).
Гарин-Михайловский Н.Г. Собрание сочинений : в 5 т. – М. : Гослитиздат, 1958. – 5 т.
Канн С.К. Публицистика Н.Г. Гарина-Михайловского и ее роль в удешевлении проекта Сибирской железной дороги // Восьмые Макушинские чтения : материалы науч. конф., 13–15 мая 2009 г., г. Красноярск. – Новосибирск, 2009. – С. 135–140. – Лит. в примеч. в конце ст. В т. ч. о месте перехода магистрали через р. Обь.
Горшенин А. Жизнь яркая, как вспышка // Созвездие земляков : знаменитые мужи Новосибирска. – Новосибирск, 2008. – С. 19–21 : ил., портр.
Строители Транссиба // Магистраль : начальники желез. дорог Зап. Сибири, 1896–2006. – Новосибирск, 2006. – С. 25–45 : ил., портр., карта. См. с. 33–35.
Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [10] л. ил., [3] л. карт. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / И.Ф. Цыплаков. – С. 187; Премия мэрии Новосибирска имени Н.Г. Гарина-Михайловского в области литературы / К.С. Ильина. – С. 698.
Носова Н.П. 150 лет со дня рождения Н.Г. Гарина-Михайловского (1852–1906), писателя, инженера-изыскателя железных дорог, начальника изыскательских партий на Западно-Сибирской железной дороге (1891) // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2002 год. – Новосибирск, 2002. – С. 19–21. – Библиогр.: с. 20–21.
Цыплаков И.Ф. Н.Г. Гарин-Михайловский – инженер, строитель и писатель : (к 150-летию со дня рождения) // Новосиб. арх. вестн. – 2002. – № 9. – С. 95–97 : ил.
Никульков А.В. Н.Г. Гарин-Михайловский : современник из прошлого века / А.В. Никульков. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1989. – 181, [2] с., [17] л. ил. На с. 81–101 о работе Гарина-Михайловского начальником партии по производству изысканий Западно-Сибирской железной дороги на участке Челябинск – Обь (1891–1893), его роли в утверждении варианта дороги с переходом р. Обь у с. Кривощёково, обусловившего возникновение Новосибирска.
Н.Г. Гарин-Михайловский – основатель города Новосибирска : рек. список лит. / сост. Т.В. Яцко. – Новосибирск, 1983. – 10 с. Н.Г. Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников : сборник / сост., авт. предисл. и примеч. И.М. Юдина. – Доп. изд. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 303 с., [5] л. ил. – (Сибирью связ. судьбы). – Библиогр. в примеч.: с. 226–274.
Горюшкин Л.М. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX – нач. XX в.) / Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова, Л.Н. Цепляев. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1978. – 293, [2] с. : ил., портр., табл., [8] л. ил. – Лит. и арх. источники в подстроч. примеч. См. Именной указатель (с. 289–294).
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год. – Новосибирск, 2011. – С. 134–137.
Добавить комментарий