Творчество Нины Греховой хорошо известно любителям лирической поэзии в Сибири и за ее пределами. Сборники ее стихотворений не залеживаются на прилавках книжных магазинов, у Нины Греховой есть не только верный читатель, но и внимательный, отзывчивый слушатель – с этим согласится каждый, кто хоть раз побывал на поэтическом вечере с ее участием. Зал замирает как один человек, и в этой тишине от сердца к сердцу протягивается незримая нить, подобная шелесту леса, журчанию ручья, напеву ветра. Общая мелодия адресована каждому, кто откроет книжку стихов Нины Греховой.
Яркий, образный строй стихов, их музыкальность, подкупающая искренность поэзии, удивительная трепетность и беззащитность, пронизывающая каждую строчку — всем этим покоряет поэзия Нины Греховой.
Стихи ее растут из тишины, из «тайного трепета листа». Они органичны и естественны, как сама природа. Стихи находят отклик в сердцах читателей еще и потому, что оптимизм автора непоказной, необманный, а действительный и жизненный, где за каждое мгновение счастья заплачено борьбой и трудом.
Н. М. Грехова родилась в 1941 г. Юность ее сложилась нелегко: учеба в средней школе была прервана тяжелой болезнью. Старшие классы она закончила заочно и поступила в Новосибирский педагогический институт.
Ее первые стихи были опубликованы в газете «Советская Сибирь» в 1957 г. А двумя годами позже в журнале «Смена» появилась первая крупная подборка, принесшая ей российскую известность. И вот уже более четырех десятков лет поэтический голос Нины Греховой волнует сердца многочисленных ее почитателей.
Е. Стюарт сказала о ней: «Очень талантлива Нина Грехова, голос ее завораживает, как флейта, гипнотизирует, как Белла Ахмадулина, хотя природа таланта другая».
«Внутренний мир молодого поэта Нины Греховой предстает в стихах очень наполненным, богатым, индивидуальным, — писала она позднее в предисловии к первой книжке стихов Н. Греховой. — Неповторимость, какая-то «единственность» интонаций и образов сразу же завоевывает читателя... Стихи Н. Греховой как дыхание – то спокойное, то прерванное волнением: «Наверно, такое уж это время баламутных и гордых весенних снов...». Имя этого времени — молодость».
Первая книга «Стихи» вышла в Новосибирске в 1964 г. Через год в журнале «Знамя» на нее появилась рецензии (авт. И. Роднянская), в которой говорилось о чуде рождения еще одного поэта, наделенного «веществом поэзии»...
С тех пор прошли годы, выходили сборнички ее стихов «Осень» (1978), «Шиповник» (1987), «Стихи» (1991), редкие и маленькие, как лепестки ее любимого шиповника.
Судьба не баловала лирическую героиню Нины Греховой. Были и надежда, и любовь, и разочарования...
Есть у поэтессы характерные строки: Вопреки всему, а не вместе с тем... Так воспринимает мир ее лирическая героиня. И причиной тому не пресловутый дух противоречия, а особенный внутренний склад и душевный опыт (преимущественно печальный, драматический), обостренное видение и чувствование, далеко не всегда согласующиеся с традиционной житейской моралью и даже здравым смыслом.
«Описывать бессонницу смешно...», — читаем у Н. Греховой. Ее стихи, полные зыбко-тревожащих предчувствований н нередко напоминающие причудливые бессонные бдения, трудны для толкования. Иной раз кажется, что не поэтесса управляет словом, а оно, преломляясь в сполохе очередного видения, увлекает автора за собой. Будто берется поэтесса за кончик словесной ниточки и сматывает его в клубок стихотворения: Уже рассвета осторожный призрак остановился, замер у дверей. Не надо плакать — это только призрак, а не знаменье гибели моей...
Любовная лирика Нины Греховой сдержанна, чиста и благородна. Любовь — не выдуманная, не декларированная — настоящая, выстраданная любовь составляет таинственное «вещество поэзии», Любовь в поэзии Н. Греховой доминирует. Именно в ней отчетливей всего и проявляется парадоксальная логика чувств: Ломай меня как хворост для костра. Мне хорошо гореть в твоем огне, который ты забыл задуть вчера.
Образ всепожирающего огня любви очень близок Н. Греховой. Языки его пламени возникают то в одном, то в другом стихотворении, некоторые пронизаны насквозь этой огненной метафорой, отчего драматическое напряжение достигает высокого накала.
Проявления любовных чувств лирической героини Н. Греховой могут быть самыми разными, подчас неожиданными, как, например, в лирическом монологе «Ночь», где неприкаянная любящая душа предстает в облике ночи-женщины.
Тема одиночества не случайна для Греховой. Она пришла из опыта любви и серьезных раздумий о предназначении женщины. «О, нарисуй меня прозрачной», «Глупая песня», «Венера», «Построй мне домик из песка», «Колыбельная песня», «Песня бабьего лета», «Лодка» — это своеобразная хроника становления характера, история любви.
Лирическая героиня Греховой смело идет навстречу любви и, становясь матерью, сохраняет всю непосредственность, романтическую окрыленность и благородство юности. Для нее характерны доброе отношение к людям, тревога не за свою личную, а за общечеловеческую любовь и любовь женскую, непреодолимое желание защитить и возвысить ее.
Тяготея к развернутым метафорическим образам, Н. Грехова нередко за их основу берет времена года или какие-то явления и состояния природы (беседует с ветром, дождем...). И в то же время стихов о природе в традиционном понимании, когда созерцающий поэт описывает облака, деревья, травы и т. д., у Н. Греховой практически нет. Она не созерцает, а вовлекает природу центробежными силами души в сферу своих чувств и переживаний, делая ее как бы подругой и наперсницей, которой поверяются сердечные тайны, боли тревоги. Постоянно в той или иной форме подчеркивается мысль о нераздельной связи всего сущего в мире: По великой, по вечной спирали до земной, до последней юдоли сколько раз мы с тобой умирали, возрождаясь в любимой ладони. Облаками, цветами, корнями миллионы веков мы кружили...
Поэтический мир Н. Греховой не замыкается в локальном пространстве собственного «я», а обретает в лучших ее стихах поистине философские емкость, масштабность и глубину осмысления. Сопряжение разных уровней бытия-житейско-бытового (сиюминутного) и глобально-космического (вечного) происходит естественно.
В стихах поздней Н. Греховой все глуше ноты интимных переживаний, зато все настойчивее звучат апокалипсическое тона. И это понятно. Последнее десятилетие ХХ века слишком тому способствует. Н. Грехова не может равнодушно взирать на позор «нищей супер-Державы, где нынче даже «столб фонарный обворован, чьей любви сегодня так ненадежен полис и чьей «груди так беззащитна твердь». Трагедия не так еще давно великой России становится острой сердечной болью поэтессы: Крестами сплошь заштопана, как рана, судьбы твоей обугленная треть... Ищу лицо твое из-за Урала И страшно мне в глаза тебе смотреть.
На трагическом этом фоне возникновение в творчестве Н. Греховой еще одного мотива – мотива бегства – видится вполне естественным. Но лирическая героиня Греховой «замыслила свой побег отнюдь не ради того, чтобы поменять опостылевшую «страну Дураков» на что-нибудь поприличнее, «отгородиться хочется от мира» не для того, чтобы уберечь свое сердце от чужих бед и горестей. Ей надо выбраться из болота ненависти, лжи, равнодушия и предательства, в которых погрязло современное общество, «пока не устала душа свое постигать ремесло».
Важно признание Н. Греховой о таинстве рождения стиха, цели и смысле поэзии: Стихи мои, Неласковые дети! Мне вновь и вновь вас суждено спасти. Внезапно возникают на рассвете... слепые, бездыханные почти. На проблему, волновавшую не одно поколение художников слова, она взглянула по-своему. Эта самоотверженная материнская забота о детях-стихах, стремление создать их такими, чтобы, успешно преодолевая Пространство и Время, они могли бы продолжить самостоятельную жизнь, не пропав, не затерявшись в тучах рифмованных строк, лучше всего характеризуют самое Н. Грехову как подлинного мастера. Стихи ее не окажутся «чужими» еще многим поколениям читателей.
Г. П. Рыбина
Литература
ГРЕХОВА Н. М. Стихи. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1991. — 240 с.: ил.
ГРЕХОВА Н. М. Шиповник: Стихотворения. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1987. — 63 с.
ГРЕХОВА Н. М. Осень: [Стихи / Предисл. Е. Стюарт «Найти дорогу к людям»]. — Новосибирск> Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. — 79 с.
ГРЕХОВА Н. М. Стихотворения. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1976. — 79 с.
ГОРШЕНИН А. В. «Моя душа болеть осуждена...»: («Невеселое перо» Нины Греховой) // Горшенин А. В. Беседы о сибирской литературе. — Новосибирск, 1997. — С. 24с 251.
КОЛМАГОРОВА Г. Не напугайте тишину// Молодость Сибири. — 1981. — 15 окт. — С. 3
СТЮАРТ Е. «Я разгадать секрета не могу... [Стихи, посвящ. Н. Греховой / Предисл. «Читаю — оторваться не могу!.. » А. Плитченко // Горница. — 1997. — № 1. — С. 136: портр.
СИБИРСКИЕ огни: Лит.-худож. и обществ.-полит.журн.:Указ.содерж./Новосиб. обл. науч. б-ка – Новосибирск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1967-1982.
[Вып.] 1922-1964 гг.-1967.-431 с.
[Вып.] 1965-1980 гг.-1982.- 215 с.
Включены сведения о публикациях Н.М. Греховой.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год
Добавить комментарий