Иловайский Серафим Дмитриевич

Годы жизни: 12 Август 1904 г. - 8 Февраля 1944 г.

Заслуженный артист РСФСР, актер драматического театра «Красный факел» в 1932-1944 гг., художественный руководитель и режиссер театра с 1939 г.

«Актер пламенного чувства, актер горения» – так театральные критики говорили об актере театра «Красный факел» Серафиме Иловайском, анализируя его творчество. «Актер-философ», «мудрый руководитель и заботливый наставник» – называли его коллеги по театру.

Родился Серафим Дмитриевич Иловайский 12 августа 1904 г. в Воронежской области. В 15 лет, бросив школу, вступил в ряды Красной Армии. Именно тогда Иловайский начал свою сценическую деятельность, сыграв в полупрофессиональном спектакле Алексея из пьесы М. Горького «На дне». С 1925 г. играет на профессиональных сценах Мичуринска, Моршанска, Ельца, Омска и др. С 1932 г. начинается новый этап в творческой жизни Иловайского – он становится актером Новосибирского театра «Красный факел».

Следует отметить, что бывший Одесский театр «Красный факел» переживал тогда трудный период. Вопреки ожиданиям краснофакельцев решением Управления театрами РСФСР театр стационировался не в Ленинграде, а в молодом сибирском городе Новосибирске. После столь ошеломляющего решения половина известной труппы уволилась. Уже не было того дружного и единого коллектива, сильно пострадала и «художественная сторона», а кое-кто даже уверял, что «Красный факел» закончился.

На актеров, пришедших в театр в это время, легла трудная задача не только реанимировать труппу, но и своим высокохудожественным искусством выполнять возложенные обществом на театр воспитательные и эстетические функции. Примером для новой труппы «Красного факела» был МХАТ как единый организм с собственной школой актерского воспитания, с чувством громадной общественной ответственности за свою работу и величайшей серьезностью к мелочам повседневной работы. Пока не весь театр, а лишь небольшая группа молодых актеров и режиссеров пытались в своем творчестве по-настоящему следовать традициям Московского художественного. В их числе был и Иловайский. В 30-е годы критики в своих обстоятельных рецензиях восторженно отзывались о таких ролях Серафима Дмитриевича, как Гамлет, Фирс из «Вишневого сада», Лысый лорд из «Беглянки», Жув из «Интервенции» и др. Иловайского уподобляли редким представителям русского актерства, особенностью стиля которых являлась пламенная декламация.

Но, несмотря на старания труппы и ряд удачно сыгранных отдельными артистами ролей, театр продолжал страдать от «сезонности»: с каждым новым сезоном менялась значительная часть коллектива, режиссеры. Критики отмечали в репертуаре «Красного факела» обилие «проходных спектаклей» и отсутствие у театра «собственного лица».

1939 год… «Красный факел» вступает в новую полосу своей жизни. Отказавшись от приглашения случайных художественных руководителей и режиссеров, театр впервые сделал ставку на своих. Художественное руководство труппа доверила «одному из лучших актеров театра» С. Иловайскому, а режиссуру – В. Редлих, Д. Крамскому, В. Дени и Н. Михайлову. Так, с 1939 г. и до последнего дня жизни Иловайский совмещал актерскую деятельность с трудными обязанностями художественного руководителя, о котором с небывалой теплотой и лаской отзывались краснофакельцы. Он не поставил за свою жизнь ни одного спектакля, но его умелое руководство сформировало особую творческую атмосферу в коллективе. Он был строг и справедлив, в оценках явлений искусства бескомпромиссен. Серафим Дмитриевич прекрасно знал запросы новосибирского зрителя, умело подбирал труппу, при формировании репертуара непременно учитывал интересы и склонности режиссеров. Успехи новых постановок «Анна Каренина», «Мать», «Обрыв» и ряда других пьес позволили критикам говорить о ярком расцвете «Красного факела» в конце 30-х – начале 40-х гг. Однако после столь удачных театральных сезонов наступает новое испытание для коллектива, за творческую жизнеспособность которого отвечал Иловайский, – Великая Отечественная.

Конечно, нельзя сравнить трудности театральной труппы с теми, что переживали люди на фронте, но все же… Помимо многочисленных концертов, спектаклей, выездных агитбригад, весь коллектив участвовал в акциях по сбору средств в Фонд обороны, принимал участие в массовых воскресниках, выходил на постройку жилых бараков для эвакуированных; некоторые были призваны в армию. Благороднейший поступок совершил коллектив, предоставив в столь трудное время для эвакуированного Ленинградского академического театра имени Пушкина не только помещение, сцену, подготовленного зрителя, но и свои квартиры со всей обстановкой и разной хозяйственной утварью. Вера Павловна Редлих вспоминала об этом так: «…Осень 1941 года. Серафим Дмитриевич Иловайский собрал коллектив.

– Нашему театру предложили перебазироваться в Кузбасс, в город Сталинск, а помещение передать театру им. Пушкина…

Свое сообщение Серафим Дмитриевич закончил словами:

– Что же мы ответим областному комитету партии? Согласны?

Ответ был единодушным. Начались сборы – с семьями, детьми, вещами…».

Так в конце сентября 1941 г. “Красный факел” переехал в Сталинск (ныне – Новокузнецк). В 1942 г. пришлось перебазироваться в г. Прокопьевск. Маленькая, плохо приспособленная сцена, круглосуточная работа, голод, житье в бараке бывшей инфекционной больницы. В таких условиях неоценимую роль в поддержании бодрости и творческого оптимизма сыграл Серафим Дмитриевич. Мобилизовав все силы, коллектив театра плодотворно работал над новыми спектаклями. Там, в Кузбассе, поставлен один из лучших спектаклей периода Великой Отечественной войны «Фельдмаршал Кутузов». Очень ко времени прозвучал тогда вдохновенный голос Иловайского-Багратиона: «Солдаты! Мы сражались вместе, мы сотни верст прошли в пороховом дыму. Отдайте жизнь, но Родины, но чести не отдавайте никому!». Жаль, что в этой великолепной роли Иловайского видели немногие. Его Багратион с аскетически сухим лицом поражал необыкновенно горящими глазами, щемящими душу монологами.

Но не только патриотические спектакли, как считал художественный руководитель, но и легкие, веселые пьесы должны в такое время быть в репертуаре. И краснофакельцы дарят своим зрителям комедии и водевили: «Собака на сене», «Лев Гурыч Синичкин», «Чужой ребенок», «Раскинулось море широко» и другие.

Лишь в апреле 1943 г. труппа «Красного факела» вернулась в Новосибирск. Весь коллектив включился в стройку театрального помещения на первом этаже клуба имени К. Цеткин завода «Сибсельмаш». Уже в июле 1943 г. спектаклем «Кремлевские куранты» краснофакельцы во главе с Иловайским начали новый театральный сезон в реконструированном зале. Здесь шли и «Фронт», и «Олеко Дундич», и «Петр Крымов»…

Жизнь постепенно налаживалась, но в феврале 1944 г. театр понес невосполнимую утрату – в автомобильной катастрофе погиб заслуженный артист РСФСР Серафим Дмитриевич Иловайский, мудрый худрук, заботливый наставник. Зрители потеряли неподражаемого Яго, Багратиона, Фирса, Гамлета, с которым Иловайский был чем-то схож. Серафиму Дмитриевичу было всего 39 лет: осталось столько неосуществленных планов, несыгранных ролей…

«Он не был красивым, не был воином… Он был мыслителем, философом с чистым и умным сердцем».

Мартынова Ю.Г. 100 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Иловайского Серафима Дмитриевича […] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год.

ЛИТЕРАТУРА

БАЛАНДИН Л. А. На сцене и за кулисами: Путь театра «Крас. факел» (1920-1970). – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 303 с., 10 л. портр.

ОДИЯНКОВА Л. Жизнь, отданная театру: [К 80-летию со дня рождения С. Д. Иловайского] // Сов. Сибирь. – 1984. – 5 окт. – С. 3.

ЖУРАВЛЕВА Г. К. Иловайский Серафим Дмитриевич // Новосибирск: энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 366.

 

Добавить комментарий

Target Image