Фонды Новосибирского художественного музея насчитывают более 14 тысяч экспонатов, почти треть из них – работы сибирских художников: из Новосибирска, Омска, Томска, Красноярска, Иркутска, Барнаула, Горно-Алтайска, Кемерово, Новокузнецка и других городов. 6 марта 2025 года в НГХМ представили обновленную экспозицию «Искусство Сибири», в которую вошло более 150 произведений. Это один из первых и редких в музейной практике страны опыт масштабной демонстрации культурных тенденций Сибири.
В начале 2025 года экспозиция была кардинально обновлена: проведена реставрация выставочных залов, разработано новое визуальное решение интерьеров и пространств, внедрены технические новшества, изменилось содержание выставки. Теперь многогранный образ Сибири предстает в хронологическом порядке, но с новыми акцентами. Экспозиция представлена в выставочных залах: «Сибирь. Истоки», «Традиции и современность», «Земля Сибири», «Поэзия жизни», «Сибирский классик», «Графика», раскрывающих ключевые сюжеты, мотивы и темы, затрагиваемые сибирскими художниками в разные исторические эпохи, в разных политических и социокультурных контекстах.
В первой половине ХХ века сибирские художники в своем творчестве опираются на традиции, сложившиеся в искусстве Москвы и Петербурга. Это нашло отражение в романтическом пейзаже «После грозы» (начало ХХ века) томского мастера В.Д. Вучичевича – Сибирского, в реалистической картине «На базаре» (1918 год) томского художника В.Д. Ложкина, в композиции «Шлиссельбуржец Н.А. Морозов» (1912 год), относящейся к раннему периоду творчества новосибирского скульптора В.Ф. Штейн.
В 1920-е годы в Сибири формируются самостоятельные художественные центры. В 1927 году в Новосибирске проводится Первая Всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры. Работы мастеров, которые на ней демонстрировались, представлены и в современной экспозиции «Искусство Сибири». В основе коллекции – значимые произведения таких сибирских художников как Алексей Вощакин, Николай Андреев, Николай Чевалков, Григорий Чорос-Гуркин и других. В их творчестве выразился интерес к природе родного края и жизни его народностей, воплотилась идея создания сибирского стиля.
В 1930-е годы программные установки искусства социалистического реализма находят выражение в произведениях «Рабфаковка» (1930 год) Н.Ф. Смолина и в сюжетно-тематическом полотне «Жатва» (1934 год) Н.А. Яновой-Надольской.
Произведения новосибирских художников середины ХХ века демонстрируют процессы обновления, характерные для всей страны в послевоенное время. Оптимистическими интонациями в ожидании перемен наполнены картины И.В. Титкова, Б.Д. Крюкова и Ю.А. Звездкина.
В 1960-1970-е года в изобразительном искусстве возрождаются ценности авангарда. Художники обращаются к деревенской тематике, создают портреты – типы колхозников, молодых спортсменов и комсомолок. Популярна тема геологических экспедиций.
1970-1980-е годы – период позднесоветского искусства. Ключевые тенденции: экспрессия, абстрактные искажения, цветовая раскрепощенность проявляются в творчестве красноярского мастера А.Г. Поздеева. Иркутская художница Г.Н. Новикова обращается к проблеме культурной памяти. «Полет шаманки» и «Сказание» (2006 год) иркутского монументалиста В.Г. Смагина становятся результатом его размышления об архаическом прошлом коренных сибирских народов.
Новосибирскому акварелисту Н.Д. Грицюку, создававшему абстрактные и фантазийные образы, в которых отразились противоречивые процессы его времени, посвящен отдельный монографический зал экспозиции. Ряд художников считают себя его учениками.
Экспозиция «Искусство Сибири» знакомит посетителей не только с величайшим наследием художников прошлого. Существенное место в ней занимают произведения современных сибирских авторов, приобретенные музеем в рамках персональных, областных, региональных, межрегиональных выставочных проектов.
Благодаря современным цифровым и техническим средствам, обновилась не только содержательная, но и технологичная часть экспозиции. Размещение картин с акцентом на цветовую гамму – на бирюзовом и красном фоне – по замыслу организаторов дает возможность по-новому ощутить эмоциональное восприятие уже знакомых образов, сделать их более яркими и многогранными.
В последнее время музей проводит целенаправленную политику знакомства с художниками Сибири и за пределами региона. В 2022-2024 годах был реализован выставочный проект «Сибирь многоликая» на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Минска (Республика Беларусь). Выставка дала возможность зрителям убедиться в том, что региональное искусство красноречиво выделяется в пространстве отечественной культуры и представляет собой целостное и самобытное художественное явление.
Антонова С.И.
Добавить комментарий