Источники о пребывании антирелигиозника-распопа М.В. Галкина (М.Горева) в Новосибирске (1941-1944 гг.)

Опубликовано: Азиатская Россия: проблемы социально-экономического, демографического и культурного развития (XVII-XXI вв.) // Материалы международной научной конференции, - Новосибирск,  28-29 ноября 2016 г.       

Работа посвящена неизвестным страницам биографии бывшего петроградского священника М.В. Галкина (М. Горева) (1885-1948), знаменитого советского антирелигиозника, который вошел в историю как ярчайший пример церковного ренегатства в ХХ в. Рассмотрены исторические источники, отражающие его служебную деятельность в Сибири во время Великой Отечественной войны, когда он находился в эвакуации в Новосибирске.

Ключевые слова: Русская православная церковь, М.В. Галкин (М. Горев), Великая Отечественная война, Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

После публикации двух статей, посвященных крупнейшему религиозному ренегату ХХ в. петроградскому священнику Михаилу Владимировичу Галкину (Михаилу Гореву), перипетиям его жизни в годы Первой мировой войны [5; 6], дальнейшее обращение к его непростой биографии, которая в последние годы находится в центре внимания историков [4; 7], в качестве исследовательской задачи нами не ставилась. Но выяснилось, что во время Великой Отечественной войны он эвакуировался со своей семьей в Новосибирск, где прожил два с половиной года - с ноября 1941 по апрель 1944. Об этом периоде его жизни известно крайне немного. Сам он в учетно-регистрационных партийных документах указывал, что работал в Сибири в областном совете Союза воинствующих безбожников, возглавлял кафедру основ марксизма- ленинизма в Новосибирском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (НИИГАиК).

Священник-перевертыш, как бы сказали сейчас, обладал высокой мобильностью и не менее высокими адптационными качествами, быстрее всех из духовного сословия сумел встроиться в новую жизнь, нанеся колоссальный вред Русской православной церкви. Успешный столичный священник, плодовитый духовный писатель (Михаил Горев - его литературный псевдоним), активный сторонник антиалкогольного движения, он после большевистского переворота стал не менее ревностным антирелигиозником. Священник Галкин принял деятельное участие в создании декрета об отделении Церкви от государства, крупнейших антирелигиозных акциях большевиков того времени. Чрезвычайно энергичен и инициативен распоп был в первой половине 1920-х гг., когда занял пост помощника Л.Д. Троцкого по разгрому Русской православной церкви и расстрелам духовенства. Весьма активен он был и в атеистической пропаганде, стоял у истоков создания антирелигиозных обществ и их периодических изданий. Довольно быстро большевик Галкин стал номенклатурным работником ЦК РКП(б). После устранения Троцкого от власти распоп оказался на Украине: боролся с националистической интеллигенцией, занимался антирелигиозной пропагандой, работал в высших учебных заведениях Харькова.

В 1941 г. Галкин эвакуировался в Новосибирск именно из Харькова и туда же после освобождения города вернулся в 1944 г. Элементарные эвристические расчеты говорят, что для реконструкции его деятельности в Сибири, исходя из уже имеющихся сведений, нужно, как минимум, обратиться к архивным фондам соответствующих учреждений. Однако оказалось, что фонд Новосибирского областного совета Союза воинствующих безбожников не сохранился, а фонд общества «Знание», к которому после войны были присоединены воинствующие безбожники, содержит документы только с начала 1950-х гг. Не менее печальная участь была и у архива НИИГАиК: в результате пожара практически не осталось документов до 1953 г. (уцелели только бухгалтерские отчеты). Правда, сохранились материалы первичной партийной организации института. Подокументный просмотр архивных дел позволил выявить сведения о распопе Галкине, дающие представление о характере его деятельности в НИИГАиК.

Отмечу, что в книгах по истории НИИГАиК, написанных к юбилейным датам, имя Галкина не упоминается [3; 8]. Внимание здесь уделено его преемнице по кафедре Ф.И. Овсянниковой, долгие десятилетия проработавшей в институте. Исключением является, пожалуй, только работа В.В. Алексеева, в которой можно найти небольшой фрагмент, связанный с Галкиным [1, с. 152], правда, в размещенных в Интернете текстах в качестве заведующего кафедрой основ марксизма-ленинизма в военные годы указывается совсем другой человек [2].

Несмотря на партийную специфику выявленных сведений о деятельности Галкина, удалось установить, что в НИИГАиК бывший священник появился в марте 1942 г., в сложное для института время, когда он был на грани закрытия. Ему пришлось в очень короткие сроки практически с нуля создать кафедру основ марксизма-ленинизма, которая, несмотря на многочисленные переименования и качественные изменения, существует по сей день.

Сохранившиеся протоколы заседаний парткома и партсобраний НИИГАиК говорят о Галкине, как о бдительном идеологическом контролере, призванном определять соответствие знаний марксистко-ленинской теории преподавателей и сотрудников занимаемым должностям. Не случайно именно он председательствовал на собрании в июне 1942 г., посвященном смене руководства НИИГАиК, когда властные полномочия перешли от эвакуированных из Белоруссии ученых-геодезистов к преподавателям общественных дисциплин, получившим высшее образование в Харькове. Номенклатурное положение, а в октябре 1943 г. распоп был избран еще и заместителем секретаря парткома, позволило в тяжелых условиях тылового существования получать дополнительные продовольственные пайки и одежду.

Помимо протоколов в архивном фонде парторганизации НИИГАиК отложились и разнообразные отчеты перед вышестоящими организациями. Все эти источники позволяют сделать вывод о высокой востребованности бывшего петроградского священника. Он инструктировал институтских агитаторов, просматривал тексты их выступлений, организовывал изучение приказов, призывов и работ И.В. Сталина, возглавлял кружки по освоению «Краткого курса истории ВКП(б)», рекомендовал к приему в партию сотрудников и студентов НИИГАиК, курировал институтских комсомольцев, прорабатывал неуспевающих и недисциплинированных студентов. В общем, выполнял в соответствии с занимаемой должностью заведующего кафедрой марксизма-ленинизма функции идеологического надсмотрщика, призванного контролировать и мобилизовывать преподавателей и студентов НИИГАиК.

В Новосибирске имеется также составленное на номенклатурного работника М.В. Галкина личное дело, включающее персональный листок по учету кадров, служебную автобиографию, характеристики, приказы, список написанных им трудов и другие материалы. В этих источниках, как и в сохранившихся в Москве учетно-регистрационных партийных документах, исключительно неправдиво освещается дореволюционный период его биографии. А в документах, привезенных Галкиным из Харькова, сообщается, что он претендовал на звание профессора, но ходатайство об этом не было реализовано по причине чрезвычайных военных обстоятельств. Из материалов личного дела можно почерпнуть и сведения о его семейном положении (о второй жене и дочери, детях от первого брака).

Протоколы и отчеты парторганизации НИИГАИК свидетельствуют, что священником-перевертышем были составлены свои собственные отчеты о работе возглавляемой им кафедры. Отдельные фрагменты текстов этих партийных документов заимствованы из галкинских отчетов, имеются даже прямые ссылки на них. В результате архивного поиска удалось обнаружить три таких документа и один отчет Галкина о проверке им еще до прихода в НИИГАиК, по заданию обкома ВКП(б), деятельности кафедры основ марксизма-ленинизма Новосибирского инженерно-строи-тельного института. В этом отчете в качестве положительного примера он указал на отмеченные кафедрой идеологические ошибки в статьях о сибирской архитектуре знаменитого профессора А.Д. Крячкова.

Помимо источников, освещающих пребывание Галкина в стенах НИИГАиК, удалось выявить ряд материалов, говорящих и о деятельности его в Новосибирском областном совете Союза воинствующих безбожников, где он работал с ноября 1941 г. в качестве заместителя председателя. Сохранилась напечатанная в типографии «Советской Сибири» антирождественская листовка «Против фашистского мракобесия» с разнообразным антирелигиозным материалом, в конце которой сообщается, что составителем ее является М. Горев. Обнаруженные документы периода работы Галкина в областном совете воинствующих безбожников свидетельствуют, что он вместе с другими немногочисленными профессиональными атеистами прилагал немалые усилия для реанимации неработающих ячеек этой организации и перестройки ее деятельности с учетом требований военного времени. Однако вследствие коренного изменения политики в отношении религиозных организаций усилия эти остались нереализованными, а самому антирелигиознику-распопу пришлось перейти на другую работу, возглавить кафедру основ марксизма-ленинизма НИИГАиК.

Как видим, выявленные источники позволяют воссоздать, хотя и мозаично, достаточно четкую картину пребывания в Сибири в годы Великой Отечественной войны известного советского антирелигиозника, бывшего питерского священника М.В. Галкина (М. Горева), особенностей его разносторонней деятельности в антирелигиозных организациях и вузах Новосибирска.

a)      Список литературы

1       АлексеевА.А. Геодезическая служба СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): исторический аспект. Новосибирск, 2007. 252 с.

2       История НИИГАиК - к 75-летию СГГА. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-232456.html (дата обращения: 02.04.2016).

3       История НИИГАиК, 1932-1970 гг. / сост. К.Л. Проворов. Новосибирск, 1970. 72 с.

1       Крапивин М.Ю., Макаров Ю.Н. «Незаменим для работы в области проведения декрета отделения церкви от государства»: документальный портрет М.В. Галкина (1885-1948) // Былые годы. 2014. ? 34 (4). С. 645¬650.

2       Петров С.Г. Петроградский священник М.В. Галкин в годы Первой мировой войны (по документам РГИА) // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI-XXI в. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. С. 382-396.

3       Петров С.Г. Петроградский священник М.В. Галкин в годы Первой мировой войны (по документам ЦГИА СПб) // Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. С. 240-260.

4       Рогозный П.Г. Священник Михаил Галкин, соавтор декрета об отделении церкви от государства. - URL: http://www.spbiiran.nw.ru/wp- content/uploads/2013/11/доклад_Рогозного.pdf (дата обращения: 18.06.2015 г.).

5       Тетерин Г.Н. История НИИГАиК: к 60-летию института. Новосибирск, 1993. 191 с.

С.Г. Петров

 

подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image