История русской Золушки

В феврале этого года исполнилось100 лет, как умерла знаменитая певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Ее таланту рукоплескали и новониколаевцы.

Имя легендарной артистки Анастасии Вяльцевой было известно всей России. Ее называли певицей радости жизни, «чайкой русской эстрады», «русской Золушкой», «королевой романса».  Действительно, кто бы мог подумать, что крестьянская девочка станет эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, звездой эстрады и одной из самых богатых женщин России…

 Её называли «несравненной»

Родилась Настя в бедной, простой семье в Трубчевске Орловской губернии, с восьми лет работала в Киеве ученицей в мастерской дамского платья, затем помощницей горничной в гостинице. А затем волею судьбы в тринадцать лет она становится статисткой в балетной труппе Ленчевского, в шестнадцать — хористкой в опереточной антрепризе. А с 1893 года она уже поет в Петербурге — сначала в «Аркадии», а затем и в Малом театре.

Правда, тогда ей поручали еще маленькие, второстепенные роли. Однажды, заменив в спектакле «Цыганские песни в лицах» одну из исполнительниц, Анастасия с большим успехом спела песенку «Захочу — полюблю», которая позже стала очень популярной. Вскоре Вяльцева уже исполняет в московском «Эрмитаже» ведущие партии в «Периколе», «Малабарской вдове», «Прекрасной Елене». Появилась ее сольная программа романсов. Именно за их исполнение зрители и называли ее «несравненной».

Удивительным, чарующим, томным голосом, таившим, как говорили, «странный наркотический аромат», обворожительной улыбкой, артистизмом Анастасия Вяльцева пленила своих современников. Ей рукоплескали Блок и Горький. А чемпион мира по классической борьбе Иван Поддубный даже говорил: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева«. В одном из стихотворений Блока есть строчки, посвященные таланту великой певицы:

«В том краю тишина

бездыханна,

Только в гуще

сплетенных ветвей

Дивный голос твой низкий

и странный

Славит бурю цыганских

страстей».

Анастасия исполняла собственный «вяльцевский» репертуар, чаще всего романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора Таскина и других малоизвестных авторов. Она пела о любви, ухарстве, щемящей тоске, пьяной радости. Певица открыла слушателям мир городского романса и была там воистину королевой.

Поклонники таланта Анастасии Вяльцевой пристально следили и за ее личной жизнью. Тем более что любовная история была так романтична. «Золушка» полюбила красавца — конногвардейского офицера Василия Бискунского. Участвуя в Русско-японской войне, он был ранен. Анастасия на свои деньги снарядила санитарный поезд, поехала в Маньчжурию и спасла жениха. Но офицер по кодексу чести не мог жениться на певице крестьянского происхождения. Однако брак был заключен тайно, даже говорили, что с личного разрешения Николая II.

Анастасия Вяльцева очень много выступала. В Москве и Петербурге она давала два-три концерта в год в Дворянском собрании. За один такой вечер певица получала до 20 тысяч рублей (для сравнения: граммофонная пластинка с ее записями стоила шесть рублей, что соответствовало цене золотых карманных часов).

Певица с 1904 года постоянно гастролировала по стране. Только за последние пять лет своей жизни она проехала с концертами 175 тысяч верст. У нее был собственный вагон, построенный по ее проекту и отделанный карельской березой. Иногда в дороге она проводила по полгода. Объездив центральную и южную Россию, Анастасия в 1906 году отправилась в Сибирь и на Дальний Восток. Ее концерты были праздником для неизбалованной публики провинции.

Анастасия Вяльцева несколько дней пела в новониколаевском саду «Альгамбра»

 Совсем еще юный Новониколаевск тоже захотел послушать знаменитую певицу. Жителям города удалось уговорить Анастасию Дмитриевну дать несколько концертов. Встречать ее выехала даже целая делегация. Однако тут же спохватились: а где она будет выступать? В городе не было ни одной приличной концертной площадки. Впервые гастрольные концерты состоялись в Новониколаевском поселке еще в 1902 году. Тогда приезжала известная эстрадная певица Мария Каринская. Она вынуждена была петь в частных домах и на сцене Железнодорожной школы. В память о тех гастролях новониколаевцы даже подарили ей золотой браслет с надписью: «Вы — солнца луч, согревший нас».

В этот раз «отцы города» решают специально для выступлений Вяльцевой соорудить летнюю эстраду со скамейками и оградой. Место выбрали на пустыре, засаженном деревьями, между улицей Сибирской и Обским проспектом на их стыке с Кабинетской улицей (теперь район пересечения проспекта Димитрова и улицы Фрунзе). Позже это место назвали садом «Альгамбра», что в переводе означает «красный, излучающий свет». Это был один из первых садов города. Со временем там появились дом-читальня, аттракционы, летний театр. В саду часто играл духовой оркестр, устраивались фейерверки, демонстрировались кинокартины. Сегодня от сада остался небольшой сквер у площади Кондратюка.

Вяльцеву новониколаевцы еще на вокзале засыпали цветами и подарками. Анастасия Дмитриевна несколько дней пела в нашем городе. Она с большим мастерством исполняла «Костер», «Чайку», «Цыганку», «Ветерочек». Ее вызывали снова и снова, и она, не отказываясь, пела еще. «Зрители заплатили деньги — это их право», — говорила она. Толпы горожан, не попавших на концерт, в полной тишине стояли за оградой сада и слушали «королеву романса». Очарованные «несравненной», новониколаевцы проводили Вяльцеву на вокзал, подарив ей сибирские сувениры.

В последний путь певицу провожала 150-тысячная толпа

Однако сказка про Золушку была с трагическим концом. В 1913 году Петербург всколыхнуло известие, что Вяльцева больна раком крови. Сводки о состоянии ее здоровья вывешивали на газетных киосках. Безутешный муж, несмотря на ранение, пытался спасти жену, согласившись на прямое переливание крови. Но ничего не помогло. 4(17) февраля, по другим данным 5(18) февраля 1913 года в возрасте 42 лет Вяльцева скончалась. Вся Россия оплакивала "несравненную", "королеву русского романса". Газета "Раннее утро" изумлялась: "Что такое Вяльцева? Когда умирал Антон Павлович Чехов, то почти никто в России не следил за ходом его болезни...". На это "Петербургская газета" отвечала: "Говорящий так забывает, что Чехов был и писал для немногих, а Вяльцева служила своим талантом многим...". В Петербурге в последний путь ее провожала 150-тысячная толпа почитателей ее таланта. Факельщики, как завещала Анастасия, были одеты в белые фраки, а гроб был усыпан белыми цветами. Певицу похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, ныне Некрополь мастеров искусств. Незадолго до смерти певица составила завещание.

Как сообщает сайт funeral-spb.narod.ru, «незадолго до смерти, 19 января 1913 года, Вяльцева составила завещание, состоящее всего из двух пунктов. Первым пунктом Вяльцева дарила Петербургу два собственных дома (с обстановкой) по набережной реки Карповки - номер 22 и 24, с прилегающими к ним земельными наделами. И просила в одном доме открыть женскую больницу, с отделением для рожениц, для малоимущих, а в другом - организовать приют для детей, которых оставили родители. Без права отчуждения этого имущества и без изменения его назначения. Если город не принял бы дара, душеприказчик (им был назначен брат Вяльцевой - Ананий Дмитриевич) должен был продать недвижимость, а деньги передать Петербургскому университету на учреждение стипендии имени Вяльцевой для крестьянских детей. Он сразу же стал хлопотать и о выполнении завещания сестры, а Городская Дума согласилась принять дар Вяльцевой, но бумаги долго двигались по инстанциям, а потом началась мировая война и революция. Обязанности управляющего взял на себя местный жилкомхоз, в квартиры бывших жильцов въехали солдаты военно-санитарного дезинфекционного отдела, на нижнем этаже дома на Карповке, 22, закрылся ресторан "Монте Карло" и открылся политический клуб для рабочих "Новая жизнь".

Во втором пункте завещания Вяльцевой говорилось о том, что после кончины певицы следует срочно провести аукцион и продать все движимое и недвижимое имущество: ее экипажи, бриллианты, другие украшения, дорогие туалеты, меха, серебро, картины и т.д. Часть денег она завещала матери и двум братьям, но большую часть завещала на обустройство больницы и приюта.

Вопрос о том, как было использовано имущество Вяльцевой, не ясен до конца. Однако можно предположить, что все, что было завещано в денежном выражении, пущено на ветер. Населению Петербурга Вяльцева оставила 567 636 рублей, которые так и не поступили в кассу опеки. В 1919 году аккуратные советские чиновники составили справку о том, что "за неимением в ведении отдела опеки подопечного имущества опекунство прекратить, опекунов уволить, а дело передать в архив". Так усилиями бюрократов было превращено в ничто фантастическое богатство Вяльцевой. Впрочем, известно, что роскошным вагоном Вяльцевой после 1917 года попользовался сначала адмирал Колчак, а потом красный маршал Василий Блюхер.

В 1914 году известному скульптору С.Н. Судьбинину родные Вяльцевой заказали мраморное надгробие. Через некоторое время сообщили, что памятник готов, но, так как он был изготовлен в Париже, может быть привезен в Россию только после окончания войны. Впоследствии след этой скульптуры затерялся во Франции, где Судьбинин оказался в эмиграции. В 1915 году на могиле певицы была установлена часовня, сооруженная в стиле модерн по эскизам архитектора Л.А. Ильина. Первоначально ее венчала луковка с позолотой и крест. Склеп оформляла ажурная решетка, стены были облицованы мрамором, а над могилой установлен небольшой мраморный столик, на котором стояла фигура ангела. В склеп вела мраморная лестница, где стоял гроб Анастасии и ее матери Марии Тихоновны, умершей в том же 1913-м году. Над могилой предполагалось установить мраморную статую актрисы, которую изготовил скульптор Судьбинин. Все последующие годы часовня охранялась ее семьей от ограблений и разрушения. Брат певицы, бессильный противостоять кладбищенскому варварству, был, однако, вынужден замуровать вход в гробницу.

Муж А.Вяльцевой Василий Бискупский вернулся в армию, дослужился до генерала, в годы Гражданской войны эмигрировал в Германию, где скончался в июне 1945 года. Имя его было прочно связано в России с белым движением и потому попало на страницы нескольких советских романов, где он был наделен судьбой, далекой от обстоятельств его реальной жизни. Он стал расхожим образом белого офицера, который беспринципно служит сразу двум контрразведкам, белых и красных, и тайно вывозит из России брильянты Вяльцевой».

Недавно на Никольском кладбище Александро-Невской лавры завершились работы по реставрации могильной часовни А.Д. Вяльцевой. Деньги на реставрацию выделил губернатор Брянска. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге.

Прошли годы… Романтическая и одновременно трагическая история русской Золушки забылась. Исчез в Новосибирске и сад «Альгамбра». Но память о великой певице останется в сердцах новосибирцев во многом благодаря недавно вышедшему роману писателя Михаила Щукина «Несравненная», посвященному памяти  Анастасии Дмитриевны Вяльцевой.

Людмила Кузменкина

 

подкатегория: 
Average: 4 (4 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
"Место выбрали на пустыре, засаженном деревьями, между улицей Сибирской и Обским проспектом на их стыке с Кабинетской улицей (теперь район пересечения проспекта Димитрова и улицы Фрунзе). Позже это место назвали садом «Альгамбра»". Давайте уточним. Сейчас во всех СМИ как место сада Альгамбра означается пл. Кондратюка (быв. Андреевская) с его преслувотой стройкой. Но все старые карты и фото говорят о другом месте, ограниченном Сибирской, Нарымской и исчезнувшей Нерчинской. Сейчас на месте Альгамбры детсад №96 с его сквериком. "Район пересечения проспекта Димитрова и улицы Фрунзе" здесь очень ориентировочен.

Добавить комментарий

Target Image