«История семьи — как сага о времени и судьбе…»

Вышла книга о жизни и творчестве сибирского писателя Николая Осинина. Необычными личностями и неординарными судьбами наша литература богата. Однако даже на этом общем драматическом фоне судьба Николая Осинина представляется особенной…

Как-то на уроке литературы (было это в середине 70-х), посвященном изучению романа Александра Фадеева «Молодая гвардия», учитель словесности обратила наше внимание на малоизвестные материалы о трагедии героев Краснодона.

Настоящим потрясением было тогда узнать, что сочинение Фадеева накликало беду на головы родных и близких тех, кто с «легкой руки» классика стал предателем. В качестве дополнительного материала к уроку тогда использовался роман Николая Осинина «Дорогие мои краснодонцы»: своего рода сибирская «Молодая гвардия» — альтернатива официальной версии, нашедшей отражение в книге Фадеева. Это было первым знакомством с творчеством писателя. Для своей «Молодой гвардии» Осинин, как оказалось, специально ездил в Краснодон, встречался и беседовал со многими родственниками и близкими погибших, работал с архивными материалами КГБ…

Потом в библиотеке моего отца Василия Коньякова, хорошо знакомого с семьей Осининых, нашлись другие книги заинтересовавшего меня автора. Они были «проглочены» буквально за несколько дней. Сюжеты некоторых помнятся до сих пор. Работал Осинин в основном в приключенческом жанре, адресуя свои сочинения, как бы сейчас сказали, тинейджерской аудитории…

Книга о жизни и творческом пути писателя («Николай Осинин. Очерк творческой судьбы») увидела свет в Издательском центре НО Союза писателей России. Ее автор — литературный критик, публицист и теоретик литературы Алексей Горшенин. Для работы использованы архивы и беседы с теми, кто хорошо знал Осинина, прежде всего, родными и близкими писателя.

Инициаторами издания книги выступили дочери литератора.

 Николай Осинин, фото 1961 года

— В сибирской литературе очень много интересных имен и судеб. И история каждой отдельно взятой семьи при ближайшем рассмотрении представляется настоящей сагой о времени и жизни, куда вплетаются отдельные истории жизни, — говорит средняя из дочерей — Татьяна.

Необычными личностями и неординарными судьбами наша литература действительно богата. Однако даже на этом общем драматическом фоне судьба Николая Осинина представляется особенной…

В его жизни было все: молодежная подпольная антисталинская организация, две войны, немецкие концлагеря, побег (в лагерях он тоже стал организатором подполья… После войны ему удалось чудом избежать сталинских репрессий, однако реальная угроза ареста висела над ним вплоть до 1953 года: все это время в углу квартиры писателя стоял предусмотрительно собранный на случай ареста чемодан…

***

Участником антисталинского движения Осинин стал еще будучи студентом Томского пединститута. Просуществовала организация недолго — НКВД внедрило в ее ряды своего человека, которому удалось установить имена и адреса руководителей «троек». Тогда его спасла счастливая случайность. «Счастливой случайностью», уточняет дочь писателя, было то, что у отца оказались обмороженными обе руки, с которых пластами сходила кожа, это делало невозможным снятие отпечатков…

В немецкий плен Николай Осинин попал весной 1942 года, когда 2-я ударная армия под командованием печально известного генерала Власова, в составе которой тогда находился связист Николай Апсит (настоящая фамилия Осинина), угодила в фашистский котел в местечке с названием Мясной Бор в лесах под Новгородом… Командующий армией Власов, как известно, перебежал тогда к немцам, а умирающие от голода, израненные солдаты были захвачены немцами. События той жуткой трагической ночи писатель опишет потом в рассказе «Мертвый лес»…

Избежать сталинских лагерей, куда многие отправлялись прямиком после немецкого плена, помогло то, что допрашивавший Осинина следователь Смерша оказался человеком порядочным, и не только вывел его из-под удара органов внутренних дел, но и рекомендовал для продолжения дальнейшей службы в десантных войсках…

Был в жизни писателя и еще один случай, поставивший его жизнь на грань.. В 47-м он учительствовал в селе Болотное — был представлен на звание «заслуженного», и к нему на урок пожаловал инспектор новосибирского областного отдела образования. Темой урока был Константин Паустовский — фигура в период «борьбы с космополитизмом» весьма непопулярная, обвиняемая в безыдейности, аполитичности и уходе от действительности. Учителя обвинили в том же самом, в более жестких формулировках. После чего только последовало его увольнение из школы, переезд, «волчий билет»…

***

Первая книга писателя увидела свет в 50-м — это была приключенческая повесть «Через все преграды». Литературный дебют тепло приняли и критика, и братья-писатели. Книга имела и большой читательский успех: в библиотеках по ней устраивались читательские конференции, повесть инсценировалась для популярной тогда на новосибирском радио передачи «Театр у микрофона». Потом увидели свет еще десять его книг, помимо отдельных изданий были публикации в журналах и альманахах…

Однако многого из того, что хотелось, ему сказать так и не удалось. Не написался его «Мертвый лес» — активно взявшись за работу, писатель так и не двинулся дальше небольшого отрывка — слишком больная и трагическая это была правда о войне, к которой страна в то время еще не была готова. Написанное (в качестве рассказов «Мертвый лес» и «Ожидание») было опубликовано в журнале «Сибирские огни» лишь четверть века спустя, в постперестроечное время.

Не была поставлена и пьеса «Пять секунд», написанная специально для «Красного факела» к 20-летию Победы. В театре ее приняли горячо, даже начали распределять роли, но потом начались «хождения по мукам», завершившиеся цензурным запретом…

Дом Осинина в Новосибирске (в город из области писатель с семьей переехал в начале 60-х) был чем-то вроде неофициального литературно-интеллектуального клуба. Здесь бывали Распутин, Астафьев и Залыгин. Сюда заходил на огонек Николай Грицюк, с которым они познакомились еще на станции Посевная, где художник после войны вел уроки рисования. Своими в этом доме считали Елизавету Стюарт, Николая Яновского, Юлия Мосткова, Владимира Сапожникова… Все эти имена для Новосибирска знаковые, напоминающие о литературной жизни и умонастроениях разных лет… В доме на улице Бурлинской можно было говорить без оглядки, здесь была дозволена та мера откровенности, которая иной раз была немыслима на страницах собственных произведений. Здесь разгорались жаркие споры о предназначении искусства, задачах литературы, судьбах страны! «Как это было интересно! Какие люди жили рядом!» вспоминают дочери писателя.

— Отношения в семье, — рассказывает Татьяна, — складывались исключительно доверительные. Настолько доверительные, что бывавшие в доме, случалось, удивлялись той откровенности, с которой отец рассказывал нам, детям, о своей жизни, не утаивая ни единого биографического факта.

***

Презентация издания состоялась в Центре новосибирской книги (библиотека им. Даля). По словам директора Центра Натальи Левченко, возвращение сибирских литературных имен сегодня, когда страна перестала быть «самой читающей» и многие литературные авторитеты уходят в небытие, важно, как никогда прежде. Не так давно в Центре представляла свои сказы Таисия Пьянкова, выступал с воспоминаниями об отце Михаиле Михееве его сын Алексей… В ближайшее время Центр планирует продолжить традицию творческих встреч, в том числе и с детьми «больших родителей»…

31.10.2006

https://vn.ru/news-81450/

 

подкатегория: 
Average: 1 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image