История страны на блюдечке. Музей СССР представляет уникальную экспозицию советского фарфора. На многих экземплярах - печать пропаганды и идеологии. Даже такое безобидное искусство некогда являлось одним из средств воздействия на умы. Однако при всем этом художникам удавалось создавать работы безусловной эстетической ценности.
Пожалуй, редко на какой выставке можно услышать восторженную фразу: вот и у меня была такая фигурка балерины. В советском фарфоре отражена история жизни и быта советского человека.
Работы мастеров Ленинградского и Дулевского фарфоровых заводов теперь практически не найти. Даже те, что выпускались огромными партиями. И пусть когда-то в Стране Советов фарфор был инструментом пропаганды, сейчас это дорогой предмет в собрании коллекционеров. Так, например, тарелки с ликами вождей или фигурки большевиков должны были рассказать простому рабочему о победах революции.
Выставка музея СССР собрана буквально по крупицам. Статуэтки балерин - лишь небольшая часть коллекции одной именитой танцовщицы Оперного театра.
«Вот скажите, почему сегодня нет фарфоровых изделий, кроме китайских? Наших русских нет. Они повторяют Дулевские и так далее. Но нет темы, нет сюжета, некого изображать», - поясняет директор музея СССР Идея Ложкина.
В этих романтических и в чем-то наивных фигурках не только история страны, но и герои русских сказок: Емеля и его щука, гоголевские Добчинский и Бобчинский. Жаль, что не ценили, говорят посетители.
«Очень жаль, что кто-то потерял или выбросил. Одно время фарфор даже считали мещанством. Какое же это мещанство? Это красота», - говорит посетительница музея Лидия Неустроева.
История советского фарфора, а художники той эпохи продолжили традиции мастеров Императорского фарфорового завода, самобытна и не похожа на развитие этого вида искусства в других странах. И, очевидно, ничего подобного уже не будет.
Новосибирские новости
Добавить комментарий