Из истории советской школы: воспоминания учителей

Воспоминания были написаны в 2010 году по моей просьбе. Авторы рассказали о самом значимом и интересном в своей педагогической профессии в годы советской школы, хотя продолжали в это время работу в школе № 138 Ленинского района Новосибирска. Каждый из них состоялся как педагог, оставшись верным профессии на всю жизнь, у каждой из этих женщин счастливо сложилась семейная жизнь, выросли добрые дети.

Воспоминания воссоздают отдельные стороны жизни советской школы, высвечивают высокую степень самоотдачи учителя в работе, преданность профессии, осознание важности своего труда, включённость в общественную деятельность и в городе, и в сельской местности. Вместе с тем побуждают нас задуматься, почему столь много недовольства реформой школы сегодня, продолжающейся более двадцати лет. Если вначале перестройки активно критиковали советскую школу в основном педагогические работники и демократически настроенная интеллигенция, то сегодня в этот процесс активно включились родители учеников, несмотря на лучшую материальную оснащённость образовательного процесса. Из конкретных фактов труда и быта каждого учителя воссоздаётся образ прошлого нашей школы и страны в целом, виднее становятся причины её достижений и просчетов. О том, как мы жили, подчиняя, в первую очередь свои личные интересы общественному долгу, знает каждый из нас.

Иванеко Нина Георгиевна (педагогический стаж 47 лет), учитель истории и обществознания

Самой яркой страницей была работа в селе, в Ояшенской средней школе Болотнинского района, где директором был Шишкин Иван Михайлович, завучем Кондратьева Мария Степановна, дружный и слаженный в работе коллектив учителей. Иван Михайлович всегда умел найти доброе слово поддержки начинающему учителю. С годами особенно понимаешь, как важно, чтобы твой труд был оценён правильно администрацией и коллегами, только в этом случае раскрываются  творческие возможности учителя.

В учительском коллективе школы были самые дружеские отношения. В то время жили все одинаково, никто особо не выделялся в материальной обеспеченности, поэтому без особых приглашений приходили друг к другу в гости, устраивали общие вечера, которые всех нас сближали, роднили. В таком доброжелательном коллективе, мы вновь прибывшие, чувствовали себя увереннее. Помню, приехали две учительницы математики, обе Ларисы Ивановны. Очень полюбили их ученики, так они и остались в селе, выйдя замуж за местных парней.

Качество преподавания в школе ценилась превыше всего, каждый из нас чувствовал ответственность за подготовку учеников по своему предмету. Выпускники школы в большинстве своём поступали в высшие учебные заведения. В районе работало методическое объединение историков на базе семинаров Татаринской средней школы. На семинары ездили на специальном автобусе. Организация работы со стороны работников РайОНО, можно считать, была на высшем уровне. Проводились открытые уроки, выступления по вопросам методики преподавания. Это были полезные запоминающиеся мероприятия.

Материальная обеспеченность школ в то время, конечно, желала быть лучше. Кабинетной системы в те годы не существовало. Каждый класс учился в своей классной комнате, и мы своими усилиями вместе с учениками оборудовали классные комнаты наглядностью. Было даже организовано соревнование классов, кто лучше оборудует классную комнату, у кого постоянно меняются рубрики на стендах. Библиотека школы по тем временам была довольно богатой, что давало возможность найти необходимую информацию.

Зарплата учителя зависела от количества часов по предмету. Помню, что по тем временам я зарабатывала хорошо. Хватало обеспечить семью, а она у меня была немалая – шесть человек, муж и трое детей, двое из них ученики, постоянно с нами жила моя мама, которая оказала огромную помощь в их воспитании, за что я ей очень благодарна. Дети выросли добрыми, работящими, очень внимательными.

Кроме преподавательской работы коллектив учителей нашей школы много внимания уделял воспитанию школьников, в первую очередь, как хозяев села. Старшеклассники работали на уборке урожая, в школе они были надёжной опорой учителей. В школьном коллективе чувствовалось единство учителей и учащихся, поэтому проблем с дисциплиной не существовало.

Школа была включена в общественную жизнь села и района. Этому особенно способствовало развитее художественной самодеятельности, в которой участвовали учителя и ученики. Художественным организатором был прекрасный баянист. С концертами выезжали в соседние деревни и на районные смотры художественной самодеятельности. В этой работе я принимала непосредственное участие, так как работала не только учителем истории, но и организатором внеклассной работы.

Большими праздниками в то время были выборы в Советы народных депутатов сельских, районных, областных, в Верховные Советы РСФСР и СССР. На учителей возлагалась обязанность быть  агитаторами, работа  в участковой избирательной комиссии. Я принимала самое активное участие в общественной жизни района, была избрана депутатом Ояшенского сельского совета. Регулярное присутствие на сессиях Совета вовлекало в решение злободневных вопросов жизни села. Как депутат я выполняла  поручения Совета, что позволяло мне ближе узнать жизнь односельчан и семей моих учеников. Помню, что в то время душевное состояние было всегда приподнятым. Ожидание лучших изменений в те годы – типичное состояние общественной жизни в селе. Лично я чувствовала свою причастность к жизни всей страны, значимость своей работы и это окрыляло, придавало силы. Бывало, что и не спала ночь, готовясь к урокам или к докладу на сессии Совета. Конечно, важным фактором душевного состояния была молодость и присущее ей ощущение счастья, всё было проще и легче.

Юрина Галина Петровна, учитель истории и обществознания (педагогический стаж 49 лет)

В 1965 г. окончила Болотнинское педагогическое училище и была направлена в посёлок Степной Ордынского района, в школе которого проработала 12 лет. Посёлок находился в 20 км от Ордынской трассы. Школа небольшая, одноэтажная, белоснежная стояла на берегу озера. Моя квартира, комната и кухня, тоже находилась рядом. Работали в две смены, кроме того была ещё вечерняя школа для взрослых. Мне, жителю города Новосибирска, всё понравилось в этом селе. Это был ответственный и, наверно, самый интересный период в моей жизни. С первого года работы я секретарь комсомольской организации посёлка, активно участвую в общественной жизни села: различные молодёжные мероприятия, в том числе организация агитбригад с художественной самодеятельностью, поездки в соседние сёла, комсомольские собрания. В 1970 г. я вступила в ряды КПСС. В том же году поступила на исторический факультет НГПИ на заочное отделение и успешно его окончила. В памяти сохранилось ощущение счастья и оптимистический взгляд на жизнь, желание жить и работать. Учителей на селе уважали, родители стремились дать своим детям образование, следили за их успехами в учёбе. Сегодня удивительно, что явка на родительские собрания в те годы была сто процентов.

Через два года работы в этой школе меня назначили директором школы, после отъезда из села бывшего директора Зырянова Виталия Михайловича, в семье которого все педагоги. Сейчас даже не верится, что девушке в возрасте 20 лет могли доверить педагогический и ученический коллективы. Работа была в радость, жила счастливо по принципу «НАДО», короткое слово, но «громада». Годы жизни в этом селе научили меня понимать жизнь, людей и детские души, видеть тех, кто действительно нуждается в твоей помощи, в социальной защите.

Я, молодой специалист, директор школы, заочница пединститута постоянно чувствовала благожелательное отношение со стороны РайОНО, его заведующего Третьякова Ивана Семёновича, хорошего организатора и настоящего наставника. Благодарна Дзыбалу Юрию Николаевичу, в те годы молодому специалисту, но умеющему видеть в учителе профессиональные качества, подсказать и научить, а порой и подбодрить шуткой. Такие люди стимулировали желание работать, внушали надежду, что всё сможешь и преодолеешь.

Материальная обеспеченность школы средствами обучения была слабой: учебники, мел, классные доски и небольшой набор наглядных пособий. В нашей школе не было даже ставки завхоза, бухгалтера, секретаря и делопроизводителя, вся работа возлагалась на директора.

Фронтальная и комплексная инспекторская проверка школы проходила два раза в год, но она не угнетала и не пугала. Инспектора приезжали в село на 3-4 дня, но их цель была не только контроль и фиксация недочётов, как это делается сегодня, а в большей степени методическая помощь. Сегодня со стороны руководящих органов образования осуществляется только надзорный контроль над школой. Мы, учителя, поставлены в ситуацию постоянно что-то недоделавших и недоучивших своих учеников. Новые взаимоотношения вышестоящих и подчинённых не лучшим образом стимулируют работу учителей, пожалуй, даже отбивают желание работать, особенно у молодых.

Педагогический коллектив школы посёлка Степной был дружный, жили как одна семья. Взаимопомощь, поддержка во всём и понимание душевного состояния друг друга были характерной чертой жизни коллектива. В селе нас уважали, всех и каждого педагога в отдельности. Правление совхоза без препятствий обеспечивало молодых учителей квартирами, дровами и углём, за его счёт шла оплата электроэнергии и других услуг. Душевное состояние было отличное, в семье всё ладилось. Росли две дочери, воспитание которых шло само собой. Летом бывала на отдыхе в Ялте. Дети выросли добрыми, мир и дружба в семье сохранились.

Жизнь изменилась в связи с ликвидацией малых деревень по решению КПСС. Из села стали уезжать многие семьи, школу планировали закрыть. Встал вопрос о переезде, старшая дочь должна была учиться в пятом классе, а это значит, предстояло её отдавать в недельный интернат в село Берёзовку.

И вот я снова с 1977 г. в Новосибирске в Ленинском районе работаю в средней школе 138 до настоящего времени. Проработав два года учителем истории, была назначена завучем и в этой должности проработала пятнадцать лет. Сегодня я учитель истории, увлекаюсь историей Сибири и приобщаю к этому своих учеников.

1985 г. экскурсия учеников школы № 138 в Шушенское

Наша школа находится на окраине города в посёлке Балластного карьера Ленинского района. Большинство семей с низким уровнем дохода, есть неработающие, много пьющих, в семьях которых нет никакого внимания к детям. Здесь пригодился в полной мере мой опыт работы в селе: самостоятельно решать все вопросы, быть инициативной, выработанная потребность и умение побуждать любого ученика к учению, какого бы уровня обученности и воспитанности он не был. Годы педагогической деятельности научили главному – любить учеников, видеть в них личность и развивать лучшие качества.

Романова Валентина Васильевна, учитель географии (педагогический стаж 55 лет)

После окончания Татарского педучилища Новосибирской области начала трудовую деятельность учителем русского языка и литературы в Венгеровском районе. По семейным обстоятельствам уехала в г. Прокопьевск Кемеровской области, где проработала с 1955 по 1995 учебные годы в школе № 71 им. А.П. Гайдара. Там я приобрела опыт работы в начальной школе (18 лет). Заочно окончила Новокузнецкий педагогический институт и с 1971 г. работала учителем географии и завучем этой школы 15 лет.

Как все советские учителя тех лет, воспитанные в идеологии своего времени, жила по принципам: «Умей во все дела впрягаться», «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Была молода, полна сил и энергии и безмятежно любила свою школу. Много читала, всегда была в курсе событий страны и мира на основе советских СМИ, активно включалась в общественную работу: парторг школы, депутат городского Совета двух созывов. Партийная работа расширяла круг общения, партийные конференции и совещания  приобщали к делам страны, жизнь казалась более интересной. С благодарностью вспоминаю многих секретарей райкома и горкома: В.В. Кучкина, Н.С. Шубина, М.Н. Коваленко. Главным делом всегда оставалась школьная жизнь, в школе чувствовала себя комфортно, старалась быть примером во всём. Умела устанавливать хорошие контакты с родителями учеников, не возникало особых проблем в коммуникативных отношениях с учениками. Всегда находила выход из сложных конфликтных ситуаций. Эти качества продлили моё педагогическое долголетие до 55 лет.

В ту пору моя семья состояла из шести человек. У нас с мужем двое детей и родители. Воспитание детей происходило незаметно в трудовой обстановке и буднях школьной жизни. Делаю свою работу, а дети вокруг. Добрые отношения, общий настрой в семье на труд и гуманные отношения, думаю, стали основой воспитания, мои девочки получили высшее образование, выросли трудолюбивыми и внимательными к нашей старости.

Школа была крупной в Прокопьевске, в ней обучались 1500-1700 детей, коллектив учителей более 100 человек, из них 10 мужчин. Директор школы В.А. Меллер, умный, порядочный человек, впоследствии стал заведующим ГОРОНО. Среди учителей гуманитарного и технического цикла мастера своего дела, творческие люди, у них училась и брала пример. Открытые уроки учителей русского языка, физики, истории, географии, биологии высоко оценивались педагогической общественностью города. Помню великолепные уроки учителей литературы В.И. Егуновой и Т.В. Шпильчук, физиков Н.П. Серовой и Е.М. Ельниковой, химика М.М. Новотовой, математика Н.Д. Бороноевой, географа Н.Ф. Шадриной

Мы завучи работали кропотливо, за год проводили четыре практикума: два по предметам, два по воспитательной работе. Ходили на уроки друг к другу и к учителям. Особенно внимательны были к молодым, начинающим педагогам. При посещении урока обсуждали каждый его этап, стремились выявить результаты. Работа требовала большого напряжения сил, но была интересной, а главное видны были её результаты. Тактичные и профессиональные советы завуча, как достигать результативности урока, направленность на развитие личностных качеств учеников, помогали в становлении практических умений учителя. Руководящая роль администрации школы была направлена не просто на контроль ради контроля и раздачи указаний, а оказание немедленной методической помощи учителю, именно это повышало качество работы. Политинформации на уроках истории, семинары и конференции, диспуты, по литературе, гостиные вечера  побуждали детей больше читать, грамотно выступать, дискутировать по тем или иным проблемам. В педагогическую деятельность внедрялись новые подходы: проблемное обучение, формирование умений. С введением кабинетной системы, все кабинеты были оборудованы необходимыми средствами обучения, в том числе ТСО. В 80-е гг. активно изучали опыт учителей новаторов: Амонашвили, Ильина, Лысенковой, Шаталова. Школа имела привлекательный вид,  успешно решались задачи обучения предметам, нравственного, патриотического, трудового и физического воспитания.

Осуществляли связь с производством. Например, изучение экономической географии сопровождалось экскурсиями на промышленные предприятия: КМК и ЗапСиб в Новокузнецке, обувную фабрику в Киселёвске; в нашем городе проводили экскурсии на фарфоровый завод, швейную фабрику «Горнячка», ГПЗ-14, завод «Электромашина. Знакомство с предприятиями для учеников определяло выбор профессии. Многие стали лучшими людьми на этих предприятиях.

Проводились ежегодные традиционные для тех лет воспитательные мероприятия: сбор макулатуры и металлолома. Из собранного учениками металлолома на Усть-Катавском заводе Урала был изготовлен трамвай «Гайдаровец», который и теперь бегает по рельсам города. Характерной чертой жизни школы была художественная самодеятельность. В школе работали октябрятский, пионерский, комсомольский хоры, инструментальный ансамбль и хор учителей, различные кружки, факультативы. Спортивные достижения учеников отмечены многими кубками.

Наша школа была частью общей системы советского образования, которая в 90-е гг. была подвергнута критике, незаслуженно обвинена во всех грехах. Мне всегда думалось, что реформировать необходимо, но как?  Школы нуждались в создании более совершенной материальной базы, продуманных подходах внедрения в процесс обучения и воспитания педагогических инноваций, в повышении зарплаты учителей. Заработная плата учителя начальной школы была 70 рублей. В старших классах зарплата зависела от нагрузки по предмету, поэтому каждый стремился, чтобы получить больше часов. Важная часть работы учителя классное руководство  лишь 10 рублей. Как завуч и предметник я в то время получала 350 рублей. В те годы это был хороший доход. Могла иметь необходимые вещи, но погони за роскошью и модой не было. Во время отпуска ездила по разным местам нашей страны: Москва, Киев, Чёрное и Каспийское моря, Средняя Азия и Дальний Восток. Интересная работа, а в свободное время посещение театра, концертов приезжих артистов. Увлечение своим делом составляло основу жизни.

Разлад в стране в годы перестройки и распад СССР я лично пережила с большой горечью. В школе тоже начались не лучшие перемены. Шесть учителей, мои коллеги, демонстративно выбросили партийные билеты, и ушли из школы, надеясь превратиться в «господ». Этот период жизни совпал с моим переездом в Новосибирск, где я ещё проработала несколько лет в школе 138 Ленинского района. Больно, что нынче многие дети становятся жестокими, склонными к употреблению алкоголя и наркотиков. Я остаюсь убеждённой, что и в современной жизни школы ничто не заменит учителя, внимательного и любящего учеников, умеющего владеть словом, авторитетного в глазах родителей и их детей.

категория: 
подкатегория: 
Average: 4 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image