Как Новосибирск встречал знаменитых летчиц

85 лет назад летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова совершили перелет Москва – пос. Керби (Хабаровский край), установив женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой.

Героини воздушного океана

Тридцатые годы — время выдающихся, рекордных полетов и перелетов. Советскими летчиками на советских самолетах были установлены многочисленные мировые рекорды. Молодежь просто бредила авиацией. Народными героями стали летчики Чкалов, Байдуков, Беляков, Громов, Коккинаки… Теперь настал черед женщин. И они доказывали, что могут быть летчиками не хуже мужчин.

24–25 сентября 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова совершили перелет по маршруту Москва — поселок Керби (Хабаровский край). При этом они установили женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой: 6450 км пролетели за 26 часов 29 минут. Мировой рекорд был перекрыт более чем на полторы тысячи километров.

Командиром корабля была Валентина Гризодубова. Летчиком она стала с самого детства. Ее отец — известный летчик и конструктор, брал ее в полеты, когда ей было всего пять лет. Валентина продолжила дело отца и стала летчицей-виртуозом.

Самое интересное, что второй член экипажа — Полина Осипенко работала вначале заведующей колхозной птицефермой, о полетах даже не мечтала. Но после того, как в ее деревню прилетел самолет, девушка твердо решила летать. В 1936 году Полина заявила в Кремле: «Обещаю летать выше всех девушек мира!» И свое обещание выполнила, поднявшись на гидросамолете на высоту 9100 метров, перекрыв достижение итальянки. Через два дня новый мировой рекорд при полете с грузом.

После высотных Осипенко решила перейти к рекордам на дальность. 2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь — Киев — Великий Новгород — Архангельск).

Следующим был полет на Дальний Восток. Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов.

Марина Раскова тоже вначале была далека от авиации. Она выросла в семье учителей, была музыкально одаренной девочкой. Ей пророчили карьеру пианистки или артистки. Но все карты смешала новая в то время наука — аэронавигация. Раскова одной из первых российских женщин получила звание штурмана авиации. Как ей пригодились знания, опыт, интуиция в этом сложном перелете на Дальний Восток! Облака закрывали землю, дождь сменялся снегопадом, сильные порывы ветра — туманом. Самолет покрывался пленкой льда, а стекла кабины штурмана — инеем. Но Марина справилась. Недаром она и ее подруги стали первыми женщинами — Героями Советского Союза.

«Ведут героини-подруги машину на Дальний Восток»

Самолет АНТ-37бис «Родина» стартовал со Щелковского аэродрома 24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут по московскому времени.

Цель перелета, по словам экипажа, — «продемонстрировать перед всем миром решимость советских женщин, их любовь к родине». Вначале, как полагалось в те годы, перед дальней дорогой летчицы обратились с письмом к товарищу Сталину: «…Советские летчики не раз изумляли мир своими подвигами. Мы уверены, что, вдохновленные Вами и окрыленные Вашей заботой, мы также принесем нашей родине, партии Ленина-Сталина, Вам, дорогой наш учитель и друг Иосиф Виссарионович, — новую победу». Они не сомневались в успехе.

Вначале и правда, все шло хорошо. Самолет регулярно сообщал штабу полета свои координаты и сведения о полете. Затем, по сообщению ТАСС, «самолет вошел в зону фронта со снегопадом и дождем. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолетом была нерегулярна. Восточнее Байкала при наступлении утра погода улучшилась. Рано утром 25 сентября были приняты от самолета две радиограммы с просьбой дать пеленги с целью определения местонахождения самолета. В дальнейшем связь с самолетом прекратилась. Место посадки самолета не установлено. Ведется непрерывное радионаблюдение за эфиром и организованы розыски самолета». Газеты регулярно сообщали о безуспешных поисках «Родины»: «За 27 сентября поисками авиации и наземными партиями местонахождение самолета «Родина» еще не обнаружено. Работы по поискам продолжаются».

«28 сентября местонахождение самолета «Родина« не обнаружено. Розыски продолжаются». В течение семи дней о судьбе экипажа не было никаких известий.

«Но вот 50 самолетов в тайгу посылает страна»

Поиск стал делом всей страны. 30 самолетов кружили по обе стороны железной дороги от Читы до Хабаровска. Кроме того, были организованы крупные поисковые партии из местных жителей, в основном, охотников. В первые дни октября в поисках принимало участие уже свыше 50 самолетов. Однако сильно мешали низкая облачность и дождь.

И лишь 3 октября летчик Сахаров заметил на земле самолет в 20 километрах юго-западнее озера Амуткит. Снизившись до высоты десять метров, он ясно увидел двухмоторный самолет и двух человек возле него, подававших сигналы белым полотнищем. Вскоре подоспели два других гидросамолета, но совершить посадку в этом районе им не удалось.

В Москву полетела радостная весть: «Самолет «Родина« находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь. Для экипажа самолета сброшены горячий кофе в термосах, теплые носки, сапоги и одежда, сбросили также карту с указанием местонахождения самолета. Экипаж все собрал. Он восторженно встречал нас аплодисментами…»

Правительственная комиссия дала распоряжение сделать все необходимое для спасения экипажа. Было предложено, помимо продуктов, сбросить резиновые лодки, водные лыжи, подготовить парашютный десант.

На следующий день при помощи сброшенного кода условных знаков было установлено, что у самолета находятся Гризодубова и Осипенко. Расковой вместе с ними не было. Однако они сумели сообщить, что Марина перед посадкой спустилась на парашюте, и указали примерное ее местонахождение.

Ее нашел летчик Деркунский в 20 километрах от «Родины» в редком болотистом лесу. Она стояла на полянке у только что разведенного костра и платком приветствовала летчиков. С самолета ей сбросили продукты. Правительственной комиссией было решено отправить девушкам парашютистов с необходимым снаряжением, чтобы те их вывели к реке Амгунь, где ждали резиновые лодки, а дальше катера. Операция по спасению прошла успешно.

«Родина» цела до последнего стеклышка

Так что же произошло с самолетом «Родина»? Уже добравшись до Комсомольска, Валентина Гризодубова рассказала о своих приключениях:

— Достигнув Тугурского залива, мы пошли над побережьем Охотского моря с тем, чтобы дойти до Амура и по нему прийти в Хабаровск. Но так как Амгунь протекает почти параллельно Амуру, мы приняли Амгунь за Амур и шли этим курсом до самого Керби. Здесь мы обнаружили, что запас бензина вышел, и приняли решение идти на посадку. На высоте 2 тысячи метров Раскова покинула самолет. Я, а также Осипенко спокойно приземлили самолет на болото. Посадили хорошо. «Родина» цела до самого последнего стеклышка.

Прыгать с парашютом Марине приказала командир Валентина Гризодубова, чтобы не подвергать опасности ее жизнь во время посадки, так как место штурмана находилось в носовой части самолета. В случае сильного удара о землю Марине грозила верная гибель.

Раскова приземлилась далеко от места посадки «Родины» — ее унесло за гряду сопок. Парашют зацепился за дерево. Обрезав стропы, Марина спустилась на землю и стала ждать. Ее подруги, желая помочь ей, сделали несколько выстрелов. Но эхо обмануло ее, и она пошла в противоположную сторону. Десять дней в осенней тайге Раскова провела с минимальным запасом пищи. Когда ее нашли, летчица была настолько истощена, что ее пришлось нести на носилках.

«И родина лётчиц встречает, и воздух от песен гремит»

Из Комсомольска экипаж направился в Хабаровск. Там девушек встречала стотысячная толпа восторженных почитателей. 19 октября Гризодубова, Осипенко и Раскова уже выехали в Москву. На всем пути следования поезда героинь встречали и приветствовали тысячи людей.

Через станцию Новосибирск курьерский поезд проследовал вечером 24 октября 1938 года.

Железнодорожники Новосибирска соревновались за право несения почетной вахты во время прохода экспресса. В нашем городе такой чести удостоились диспетчеры-стахановцы Бабич и Звягин. Вокзал был празднично украшен. «На фронтоне здания портреты любимого Сталина и его ближайших и верных соратников». Кругом горят сотни прожекторов. Новосибирцы пришли со знаменами, лозунгами, портретами вождей.

Поезд пришел точно по расписанию — в 10 часов 29 минут. На перроне столпились тысячи новосибирцев — рабочие, служащие, представители областных и городских организаций. Под звуки оркестра Гризодубова, Осипенко, Раскова в сопровождении летчика Сахарова, первым обнаружившего самолет в тайге, поднялись на трибуну. Их забросали цветами, оглушили грохотом несмолкающих аплодисментов.

От имени Новосибирской области гостей приветствовал председатель облисполкома Егоров. Тысячи людей кричали «ура» и скандировали: «Да здравствует наш любимый родной Сталин!» Вначале, как по обряду, прославляли «великого кормчего СССР», а потом уж вспомнили про летчиц, «с честью выполнивших почетное сталинское задание».

Рабочие Новосибирского завода «Сибмашстрой» преподнесли героическому экипажу «изящно отделанную модель самолета». С приветственной речью выступил представитель Сибирского военного округа товарищ Данилов. Следом за ним экипаж «Родины» приветствовали железнодорожники. К новосибирцам с ответным словом обратилась Полина Осипенко.

В заключение митинга приняли приветственное письмо товарищу Сталину со всеми подобающими эпитетами в его адрес — «шлем Вам, наш родной, горячо любимый отец, учитель и вождь, пламенный большевистский привет». А экипаж самолета «Родина» через газету «Советская Сибирь» передал «горячий привет трудящимся Новосибирской области».

Летчицы отправились в дальний путь — в Москву, навстречу славе. У всех у них была разная судьба. Валентина Гризодубова прожила долгую, счастливую жизнь. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе в 1939 году вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Серовым. Причина катастрофы до сих пор неясна. Марина Раскова разбилась на самолете в 1943 году, не успев вступить в бой с фашистами под Сталинградом.

P. S. У этого героического перелета есть еще и обратная сторона медали, о которой мало кто знает. Во время поисков самолета «Родина», в небе столкнулись два самолета ПС-84 и ТБ-3. Все находившиеся в первом самолете погибли. Среди них был известный летчик Бряндинский. Из второго самолета четверо успели выпрыгнуть на парашютах. Но чтобы не омрачать торжества по поводу успешного спасения летчиц, о катастрофе самолетов сообщать строжайше запретили. Более того, не стали даже эвакуировать и хоронить тела погибших.

Гибель поисковых экипажей не вписывалась в агитационные мероприятия. А оставшихся в живых – заставили молчать.

Людмила Кузменкина

Добавить комментарий

Target Image