90 лет назад (1911) был решен вопрос о выборе места для новониколаевской станции строящейся Алтайской железной дороги. Ныне – станция Новосибирск-Южный.
Огромный сдвиг крестьянских масс из европейской России на восток, в Сибирь, происходивший с момента открытия движения по Великому Сибирскому железнодорожному пути, вызвал мощный подъем экономики этого, некогда пустынного края. Растущее производство товарного хлеба, животного масла в Западной Сибири, а также встречный поток промышленных изделий, сельхозмашин потребовали надежных транспортных связей. Водные пути по Оби, Иртышу и их притокам полгода оставались скованными льдом и не могли обеспечить все больший объем перевозок.
Необходимость постройки железной дороги в меридиональном направлении уже ни у кого не вызывала сомнений. Оставалось неясным, кто будет строить дорогу — казна или частное общество? Казенное строительство изначально было обречено на затяжки и проволочки. Акционерное общество для строительства Алтайской дороги оказалось предпочтительнее. Во главе его готов был встать известный сибирякам инженер Григорий Моисеевич Будагов. Оказалось непростым и решение вопроса о месте примыкания дороги к главному ходу Транссибирской магистрали. Существовало несколько вариантов, имевших своих сторонников в правительстве. В частности, предлагалась постройка дороги через Барнаул-Павлодар к Омску. Другие варианты: Барнаул – Тайга – Томск, Барнаул – Мариинск и даже Барнаул –Ачинск. Но лучшим вариантом оставался вариант примыкания дороги у Новониколаевска, в пользу которого говорило многое. Здесь дорога на всем своем протяжении прорезала по продольной оси наиболее производительные районы края. Новониколаевск становился важным центром, пунктом перевалки грузов с воды на воду.
Представитель Новониколаевской городской управы Сигизмунд Феликсович Дунин-Марцинкевич телеграфировал из Петербурга 11 февраля 1911 года городскому голове Владимиру Ипполитовичу Жернакову: «Постройка алтайской дороги с выходом на Новониколаевск признана настоятельно необходимой. Выясняется способ постройки казной или концессионерами. Подробности письмом». Пару недель спустя другая телеграмма: «Потеря времени постройки за счет казны склоняет министров к отданию его концессионерам. Надо продолжать личные ходатайства городов». Спустя время: «Жду окончательного заключения Совета Министров. Газетным сообщениям из Томска, Барнаула не верьте. Плетут интриги». Инженер Дунин-Марцинкевич честно отрабатывал положенное ему городом жалование 500 рублей в месяц!
Вопрос о расположении станции Алтайской дороги в Новониколаевске был решен на совещании представителей города совместно с руководством строительства 15 сентября 1911 года. Место для станции определили на городской земле, а для депо и других служб – за городской чертой, на землях села Усть-Иня. Под линию железной дороги и станцию потребовалось отчуждение 238 усадебных участков. Большая часть домохозяев добровольно уступила их за установленную плату – 3 рубля за квадратную сажень. Были и не согласные, славшие жалобы Томскому губернатору. В конечном итоге им тоже пришлось согласиться, правда за более высокую плату. Утряслись и вопросы переездов и переходов через линию к берегу Оби по улицам Гавриловской (ныне Добролюбова), Гурьевской, Сузунской, Павловской (ныне Сакко и Ванцетти). Переход дороги через Николаевский проспект первоначально предусматривался с сооружением «горбатого моста» над линией для проезда экипажей. Однако технические условия были изменены, и дорога прошла над проспектом.
Алтайская железная дорога в составе линии Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск (663 км) и ветви Алтайская – Бийск (148 км) была построена за 4 года. Открытие ее состоялось 21 октября 1915 года в помещении вокзала ст. Барнаул.
Н.В. Безрядин
Документальные источники
ГАНО:
Ф.Д-97. Оп.1. Д.64. Лл.16,34,50,71,160.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год
Добавить комментарий