«Могучее время! Страна на подъеме, заря пятилеток вставала...». Такая поэтическая характеристика была дана бурному развитию промышленности в СССР на заре 30-х годов 20-го столетия. XVI съезд ВКПб 26 июня 1930 г. предложил ЦК обратить внимание на расширение крупного машиностроения в Сибири и на Дальнем Востоке. Пятилетним планом предусматривалось создание в Западной Сибири трех промышленных центров, один из них намечался в Новосибирске. Интенсивно идут поиски природных богатств, открываются их новые месторождения, строятся домны, заводы, фабрики, растут города. Подтверждается крылатая фраза М. Ломоносова ...«Могущество России будет прирастать Сибирью». Для освоения подземных кладовых необходимы соответствующие (горные) машины и механизмы. Правительство принимает решение о проектировании Сибирского завода горного оборудования. 4 июля 1931 года на городской окраине в Дзержинском районе состоялся митинг, посвященный закладке завода горного оборудования. Стройка развернулась на необжитом месте, среди болот, но завод рос на глазах. Пуск 1-й очереди предусматривался в 1933 г. Добывающая промышленность должна была получить врубовые машины, лебедки, подъемные машины, конвейеры, вагонетки, оборудование для обогащения и сортировки угля.
В августе 1933 г. строящийся завод посетил нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе и заводу было определено новое направление. Он изменил свой профиль на выпуск запасных деталей для сельхозмашин и стал называться «Сибмашстрой».
Но в мире было неспокойно, военная угроза требовала укрепления оборонной мощи на востоке страны. В 1936 году 25 мая, решением Совета Труда и Обороны заводу «Сибмашстрой» был определен новый профиль – самолетостроение, с передачей его Главному управлению авиационной промышленности и присвоением оборонного номера 153. Первым директором был назначен, по рекомендации Маршала СССР М. Н. Тухачевского, Иван Михайлович Данишевский. Он уже был доктор технических наук, генерал-лейтенант авиации, а первым летчиком-испытателем стал Александр Филиппович Тамара. Уже в ноябре 1937 года с заводского аэродрома взлетает первый красный истребитель «И-16» конструкции Н.Н. Поликарпова. Дальше завод осваивает модификации этого самолета, а с1939 года «ЛАГГ-3» конструкции С.А. Лавочкина и отправляет их на вооружение Красной Армии.
Удовлетворяя просьбу коллектива рабочих, 26 января 1939 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил заводу № 153 Наркомата авиационной промышленности имя замечательного летчика той эпохи, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.
В грозное военное время, с декабря 1941 года завод выпускает знаменитые «Яки». Для фронта же он дал свыше 15000 самолетов разных типов, но в подавляющем большинстве – истребителей Яковлева. Этим трудовым подвигом завод внес весомый вклад в разгром немецких полчищ. За годы Великой Отечественной войны завод вырос в одно из ведущих предприятий наркомата авиапромышленности.
В послевоенные годы завод получает задание государственной важности: освоить новую технику – реактивные истребители Микояна и Гуревича: «МиГ-15», «МиГ-17», «МиГ-19», мощь которых американцы почувствовали в 50-х годах в Корее. В 60-х переходит на самолеты П.О. Сухого «СУ-9», «СУ-11» и начинает их выпуск. В декабре 1971 года в воздух был поднят еще один самолет новой серии «СУ-24», который поистине стал судьбоносным для коллектива завода – самолет востребован до сих пор.
К этому времени заводом пройден замечательный путь «легендарных побед» на трудовом фронте. Он превратился в одно из крупнейших предприятий страны, оснащенных самым современным оборудованием и передовой технологией. Успешно справляется с Госпланом и соцобязательствами. Занимает классные места во Всесоюзном соцсоревновании. Назрела необходимость эту трудовую доблесть донести до потомков. На этой почве рождается идея о создании музея истории трудовой славы завода им. В. П. Чкалова.
Из общего положения о музеях, работающих на общественных началах, «Музей является культурно- просветительным учреждением, целенаправленно собирающим, хранящим и экспонирующим предметы материальной и духовной культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, ведущим на их основе широкую работу по воспитанию трудящихся».
По заводу выходит постановление партийного комитета организации П/я 202 от 14 декабря 1966 г. «Об организации музея трудовой славы предприятия». «Наш коллектив имеет свои богатые традиции. В годы Великой Отечественной войны, в трудных условиях ковал победу над фашизмом, проявлял трудовой героизм. Тысячи добровольцев ушли на фронт и своей кровью доказали преданность Родине.
Организация Музея трудовой славы предприятия ставит перед собой задачу – воспитывать молодежь на примерах прославленного коллектива чкаловцев, в годы войны и годы послевоенных пятилеток, прививать им любовь и гордость за завод, который многим из нас стал родным.
Партийный комитет постановляет утвердить совет музея в составе:
Шкаровский Ф. Г.- председатель
Скворцов Л. М. – нач. отд. 34 – зам. пред. совета
Гейт Г. Д. – ст. к/мастер отд. 14 – зам. председателя
Фомина А. Г. – ст. инж. музея – секретарь
Сафронов И. Н. – зам. нач. отд. 18 – член совета
Петропавловский К. С. – нач. бюро по эстетике отд. 25 – член совета
Жаркий В. – секретарь комитета ВЛКСМ -
Гусев А. А. – пенсионер -
Котрягина Л. Ф. – нач. БРИЗа -
Гладких А. М. – зам. нач. ц. 54 по культуре -
Щеглова Л. С. – лит. работник редакции -
Гусенкова М. А. директор клуба им. Островского -
Шолмов И. Д. – председатель ВОИР -
Хороших Л. А. – зав. центр. архивом -
Кочанова И. С. – инспектор отд. 21 -
План организации музея утвердить. Совету музея опубликовать обращение ко всем работникам завода и приступить к сбору материалов по истории завода. Редактору газеты «Машиностроитель» т. Малаховскому С. П. систематически опубликовывать материалы по истории завода. Секретарь парткома Пожидаев».
Для размещения музея завод решает построить специальное здание. 2 марта 1967 года составляется техническое задание на проектирование дома технической пропаганды и музея трудовой славы. «Музей должен быть расположен на площади у заводоуправления, с парадным входом со стороны з/управления».
Год 1967 – 50-летний юбилей Советской власти. В парткоме зашел разговор о желательном открытии музея к этому юбилею. Срочно решается вопрос о временном помещении. На работу в качестве директора музея приглашается Фомина Александра Георгиевна. Знали, если за дело взялась Фомина – она сделает. В одном из производственных корпусов музею выделяется помещение площадью в 100 кв. метров, куда начинают стекаться будущие музейные реликвии. Проделывая огромную работу, тщательно готовится к открытию Совет музея. В подготовке разделов экспозиций создаются творческие бригады по 3-4 человека. Идет активный поиск документов, фотографий, экспонатов, пишется экскурсионная программа, подыскивается видное место для книги отзывов, готовятся экспозиционные разделы. Для их оформления привлекаются заводские художники. Большая нагрузка легла на А.Г. Фомину. Бессонные ночи, бесконечные хождения по кабинетам, цехам, контроль за оборудованием помещения, приносят плоды.
28 августа 1967 г. по заводу выходит приказ за № 356. «В настоящее время накоплен большой фактический материал, который ждет обработки и идейно художественного оформления. Учитывая большие исторические и воспитательные задачи, которые стоят перед музеем, а также объем оформительских работ, - приказываю: Торжественное открытие заводского музея трудовой славы назначить на 4 ноября 1967 года.
Директор Ванаг Г. А.».
В канун праздника Великого Октября, музей распахивает двери. Экспозиции музея представляли 6 разделов: «50 лет Советской Власти»; «История строительства и становление завода»; «Чкаловцы в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «История развития авиации»; «Социалистическое соревнование».
Перед заводчанами открылись новые, для многих неизвестные ранее, страницы истории их родного предприятия.
Первый раздел экспозиции встречал чкаловцев развернутой экспозицией «50 лет Стране Советов». Большие фотографии: октябрь 1917 года, штурм Зимнего дворца; гражданская война; восстановление хозяйства; первый советский трактор; война 1941-1945 г.г.; победители на Красной площади; послевоенная новостройка; первый космонавт; строительство жилья, заводов...Все это демонстрировало широкую поступь достижений Страны Советов.
Раздел «Рождение завода» был представлен тоже огромными фотопанорамами. Взволнованный голос новоиспеченного экскурсовода, который еще не успел войти в «лекционное» состояние духа, знакомит заводчан с истоками рождения предприятия. Огромная фотопанорама 30-х годов строительства производственных корпусов, подлинные документы, письма ветеранов-чкаловцев, фотографии первых строителей, экспонаты тех лет, от которых веяло ароматом эпохи 30-х годов, распаляли у экскурсантов любопытство и вызывали восхищение увиденным. С улыбкой узнавали знакомые корпуса в фотопанораме и тогда сыпались возгласы: «А вот здесь сейчас находится наш цех»... -А станки-то, станки -еще с ременными шкивами»... -«Смотри-ка, такие огромные сегментные балки под крышей, оказывается, деревянные»... Всех удивляло, конечно то, что такие громадные корпуса строились без какой-либо механизации. Большой интерес вызывала фотография, где двое рабочих ручной пилой распиливают бревно вдоль ствола. Свежи еще были в памяти заводчан одноэтажные жилые бараки, занимающие целый квартал между проспектом Дзержинского и ул. Промышленной от ул. Трикотажной до Индустриальной. Знал ли фотомастер этих уникальных снимков, что спустя 30 лет, его работы станут наглядным пособием, позволяющие увидеть исторические картины рождения завода и строительство его «соцбыта», как тогда говорили. Эти застывшие мгновения являли собой первые открытия, удивления, познание и незабываемое впечатление для заводчан. В таком удивленно-восторженном настрое экскурсовод приглашает их в раздел, посвященный Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Сложно говорить о дальнейшем восприятии всех разделов в первое открытие музея. Конечно, многое еще было «сырым», чувствовалась теснота, скученность разделов, что не позволяло широко раскрыть и донести до зрителя собранный материал и замысел творцов музея. Но и это было интересно. Несомненно, это были первые шаги исторического экскурса в прошлое завода и патриотического воспитания молодого поколения. На открытие музея пришли рабочие, пенсионеры-чкаловцы, руководители завода, гости. В книге отзывов появились первые восторженные отзывы. «Дорогие чкаловцы! Мы, бывшие работники завода, посетив музей, были взволнованы увиденным. Музей сделан по чкаловски...». «Ваш музей это идеологический камертон в воспитании молодежи...». Пожалуй, это очень меткое определение того, для чего создан музей.
После открытия в 1967 году была продолжена работа по сбору экспонатов и поиску массовых форм для пропаганды музея. Сменился директор, им стала Мария Андреевна Гусенкова. С ее приходом начался новый этап развития музея и тогда, во всем блеске, проявился талант нового директора. Заводчане увидели: делового организатора и строгого руководителя; эмоционального экскурсовода по музею и автора массы статей в заводской многотиражке о его проблемах. Было очевидно, что музею повезло с выбором нового директора. Заводская газета «Машиностроитель» периодически освещает работу музея. Маленькая заметка 1970 года: «Музей часто становится аудиторией для занятий кружков комсомольских политзанятий. На славных примерах ветеранов воспитывается любовь к профессии. Здесь молодежь наглядней осознает свою сопричастность к истории родного предприятия, которую продолжают творить своими руками. Они лучше понимают, какая ответственность за будущее лежит на них – молодых. И здесь нельзя не отметить о результативной форме работы музея с молодежью. О его популярности говорит тот факт, что за прошлый год его посетило около 5000 человек. Это результат неутомимого труда и поиска Совета музея, его сотрудников, активистов, поддержки широкой общественности». Как подтверждение сказанному: «Президиум Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры присвоил нашему музею звание народного и наградил грамотой за большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи. Поздравляем его работников с высокой оценкой их деятельности», писала многотиражка в 1973 году.
К этому времени собран большой материал – документы, фотографии, письма, подарки, экспонаты. Разработано положение уже о музее боевой и трудовой славы завода. Поставлены задачи, определена структура и функции, утверждены взаимоотношения с другими подразделениями завода и сторонними организациями. Перед сотрудниками музея встала проблема обработки накопленной массы наглядной агитации. Все это требовало более масштабного показа. В старом помещении музею стало тесно.
В 1973 г. сдается в эксплуатацию здание Дома Пропаганды. Под его крышей разместилась научно- техническая библиотека, бюро научно-технической информации, общество «Знание», конференц-зал на 360 мест и музей, который получает в новом здании постоянное место прописки. Это здание, по условиям техзадания от 2 марта 1967 г., «должно находиться на площади у заводоуправления, с парадным входом с его стороны». Так и получилось. У заводчан это здание получило название «Цирк» за свою цилиндрическую форму. Новое помещение музея, в виде круговой панорамы в 500 кв. метров, располагало большими возможностями для размещения уже сложившихся экспозиций и развертывания новых. Было решено: создать такую конструкцию разделов экспозиции, чтобы она напоминала внутренний вид фюзеляжа самолета со шпангоутами, стрингерами, диафрагмами. Частично этот замысел удалось воплотить, и разделы музея ожили новой жизнью. Сотрудники музея, в содружестве с заводскими художниками и рабочими, поддержанные парткомом и администрацией завода, практически, создали новый музей. Из запасников выставлены новые документы и экспонаты. Теперь уже наглядно была видна композиция каждого раздела, которые объединены в художественный единый образ всей экспозиции музея.
В феврале 1974 года музей открывает двери. В новом помещении сотрудники музея получили возможность для более глубокого изучения экспонируемого материала. Являясь превосходным экскурсоводом, Мария Андреевна стремилась к тому, чтобы каждый сотрудник музея в совершенстве владел этим мастерством. Для этой цели она устроила подобие школы. Будущий ведущий должен был досконально знать экспозиции и темы разделов (залов). Знать местонахождение любого экспоната в экспозиции его предназначение и происхождение. И книга отзывов запестрела словами благодарности в адрес экскурсоводов «за великолепно раскрытую историю завода».
Первый зал был озвучен своеобразным гимном авиации – песней «Все выше, и выше, и выше...». Этот музыкальный образ крылатого времени 30-х годов предопределял тот высокий душевный настрой, с которым пришли посетители в музей. Бросалась в глаза уникальная по своему замыслу, центральная композиция из развернутых стилизованных крыльев с воздушным винтом (пропеллером) – узнаваемого символа авиации и победы. Эти выгнутые по радиусу алюминиевые панели, высотою около 3-х метров, декорированные каннелюрами по технологии химтравления, напоминают стремительные крылья богини Ники. Они, словно парадные Пропилеи, ведущие в древнегреческий храм, выполняют ту же функцию в заводском музее.
В первом зале, так же посвященном рождению завода, помимо расширенной первоначальной экспозиции, разместились громоздкие станки 20-30-х годов. Под потолком «полетели» макеты первых самолетов, выпущенных заводом. Строительство завода продолжало оставаться неиссякаемым интересом чкаловцев. По-прежнему разглядывали, казалось бы, знакомые фотопанорамы, находя в них новые нюансы. По-прежнему шли восклицания о местонахождении цехов в строящихся корпусах. Так же, как и 7 лет назад, в первое открытие музея, в этом зале посетители зажигаются положительными эмоциями. В таком приподнятом настроении они переходят в зал Великой Отечественной Войны. Туда их приглашает, уже окрепший в лекторском искусстве, экскурсовод.
Война... Она пришла в сибирский город вместе с повестками военкоматов, с эшелонами эвакуированных заводов, с хлебными карточками, с заветными треугольниками фронтовых писем. И музей отражает этот жуткий период, выпавший на долю страны. Военный зал, помимо фотографий, документов, писем с фронта, и военных экспонатов, ошеломляет набатной песней А. В. Александрова, на слова В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...» – этот мобилизующий, важный для данного раздела, музыкальный образ войны пронзает душу. Песня гремит из скрытых динамиков, но создается впечатление, что она рвется из старого черного репродуктора, нависшего над головами слушателей. Какая-то притягательная сила устремляет их взор к этому раструбу. И здесь происходит эмоциональный момент восприятия призыва, зовущего к борьбе «...с фашистской силой темною, с проклятою ордой». Все внимание приковывает этот черный репродуктор. Особое, серьезное волнение испытывают, при этом участники войны. Это он принес им тревожные вести 22 июня 1941 г. Сейчас его видят их дети, внуки и правнуки, испытывая те же тревожные эмоции. Напряженное состояние усиливается призывным плакатом художника Тоидзе «Родина-Мать зовет». Этот художественный образ Родины, удачно включенный в канву военного раздела, подчеркивает опасность, нависшую над страной. Серьезны лица слушателей. Накаляет обстановку крайне эмоциональная, твердая интонация в голосе ведущей экскурсию. Психологически мобилизовать себя ей помогает глубокое знание материала и осознание важности данной экскурсии. Чувствуется, что она сама глубоко переживает дух военного времени и, словно убежденный проповедник, заражает этим патриотическим подъемом своих экскурсантов. Теперь, раскрывая глубину военной темы, она обращает внимание своих слушателей, на документы и предметы тех лет. Побывавшие в боях: командирская полевая сумка, военные карты, документы, плоский солдатский котелок, письма с фронта, – вызывают острый интерес. Состояние волнения испытывает каждый посетитель, читая дневник Тани Савичевой. Чувство утраты и горечи исходят от мертвецки белых гипсовых ладоней, бережно хранящих горсть земли с Безымянной высоты. Удачное расположение и подсветка, построенная на контрастирующих элементах, создали выразительный образ памяти. Высоту защищали «18 ребят», и «...как много их, друзей хороших лежать осталось в темноте», среди которых было двое чкаловцев: Николай Даниленко и Татари Косабиев. Невосполнимая боль утраты. Но во имя чего были эти жертвы – назидательно напоминает тот же репродуктор стихами Р. Рождественского: «...Это нужно не мертвым, это надо- живым!». Пожалуй, это кульминационный момент раздела «Никто не забыт, ничто не забыто». У многих слушателей влажные глаза. Экскурс в военные события, эмоционально донесенные до них, достиг апогея. В душу каждого присутствующего заложено чувство ответственности за судьбу огромной Родины, в годину ее смертельной опасности. Это успех сотрудников музея и оформителей. Теперь повествование о положении нашей армии на полях сражений и героическом участии в них чкаловцев имеет для присутствующих не только познавательное, но и огромное воспитательное значение.
Четыре с половиной тысячи чкаловцев ушли в бой с ненавистным врагом. На высоком берегу Днепра стоит обелиск на могиле Героя Советского Союза И.М. Черенкова. Майор А.Д. Гаранин погиб, смертью героя, повторив подвиг капитана Гастелло. На мемориальной стене в музее высечены 532 фамилии заводчан погибших за свободу Родины. Перед этим мемориалом, с поникшими головами, не сговариваясь, молча останавливается вся экскурсия, отдавая дань памяти погибшим чкаловцам. Фотографии, документы, наградные листы, письма с фронта, горсть земли с Безымянной высоты, с глубокой вмятиной от вражеской пули медаль Е. Сорокиной «За отвагу», спасшая ей жизнь, эти живые свидетели боевых действий, говорят о героических подвигах чкаловцев на фронте. Большой металлический альбом хранит имена тех из них, кто не вернулся с поля боя. Сейчас эти имена встают перед глазами их внуков, побуждая молодое поколение к размышлению о жертвах самых близких для них людей «ради жизни на земле».
Такой же эмоциональный заряд получают посетители, знакомясь с трудовым подвигом чкаловцев в эти годы. В первые же дни войны завод принимает рабочих и оборудование предприятий, эвакуированных из западных областей страны. Круглосуточно кипит работа по их разгрузке, размещению и запуску в производственный процесс. Из Ленинграда, с заводом № 272 , вместе с сыном, прибыл знаменитый летчик Яков Иванович Седов-Серов и был направлен в цех № 9. Еще в 1911 г. он летал над Новониколаевском на аэроплане «Фарман». «Все для фронта, все для победы!» призывали в те дни плакаты, заводская газета «Большевистский натиск» и радио. Об этом говорят и правительственные приказы, подлинные телеграммы, задания, разложенные в этом разделе экспозиции музея. Чкаловцы клянутся выполнить свой долг перед Родиной! Эта клятва подтверждается делами, массовым героизмом рабочих, большинство которых составляли женщины и подростки. И как результат таких усилий: по 25 машин в день собирали заводчане, что, в военном «табеле о рангах», равнялось полку. Как наглядный пример такого трудового подъема, говорят фотографии, отражающие рабочий момент членов комсомольско-молодежных бригад и «тысячников». В те годы, так называли рабочих, перевыполнявших нормы выработки в десять и более раз. «17-ти летний Анатолий Поморцев – электрик завода им. Чкалова вчера вступил в комсомол. Сегодня он встал на вахту в честь съезда молодежи и выполнил свою норму на 800%. «Это лучший молодой рабочий чкаловец», – писала в те дни газета «Советская Сибирь». Люди сутками не выходили из цехов, в зимнее время, переспав в траншеях теплотрассы, снова вставали к своим рабочим местам.
О трудовых подвигах заводчан военного времени писала и областная газета «Советская Сибирь». «Коллектив завода им. Чкалова встретил Новый, 1943 год перевыполнением декабрьской и годовой программ. Первенство в соревновании заводчан завоевали цехи, где начальниками т. Купченко, Туманов, Курушин и Гладких. Высокой производительности труда добилась группа мастера-коммуниста т. Жукова из цеха, где начальником т. Савельев. Работая по освоению сокращенного цикла, слесари-сборщики этой группы т. т. Малков, Тюрин, Казарин, Лаптев, Катков, Дубина и Мединский выполняли в декабре в среднем от 3-х до 5 норм. Молодежная бригада им. Героя Советского Союза Тимура Фрунзе, ежедневно перевыполняет сменное задание в 2,5-3 раза. Рабочие этой бригады т. т. Пешкин, Марченко и Цуканов довели выработку до 4-х норм каждый. Первое место в соревновании среди мастерских цеха, где начальником т. Дудник, в декабре завоевала мастерская т. Ефимова. Она закончила годовую программу еще 24 декабря. Постановлением цехового жюри, коллективу мастерской присуждено переходящее Красное знамя. (Газета «Советская Сибирь», 1943 г. №3, стр. 1, 5 января).
На фотографии 1944 года, снят цех окончательной сборки самолетов. Около сотни машин ждут установки последних «ГИЗов» (готовые изделия: электрические и радиоприборы), перед выкатом на «ЛИС» (летно-испытательная станция). На «ЛИСе» их облетают летчики-испытатели и передадут военным.
В эти годы на заводе были созданы фонды помощи, куда чкаловцы, не скупясь, вносили деньги. Семьям фронтовиков было собрано 250 тыс. руб., на авиаэскадрильи: «За Родину»-250 тыс. руб., на «Чкаловец»-3 млн. 410 тыс. руб., на танковую колонну-130тыс. руб. В фонд сталинской дивизии и освобожденным районам было внесено 257 тыс. руб.» Кроме такой помощи, чкаловцы, в составе городских делегаций выезжали на фронт, для вручения подарков бойцам Красной Армии. (Газ. «Сов. Сиб. 1943 г. №44, 23 фев). Освобожденным от фашистов районам в Новосибирске была организована материальная шефская помощь, в которой чкаловцы приняли самое активное участие. «На заводе им. Чкалова комсомольская бригада штамповщиков взяла обязательство изготовить 5 тыс. столовых ложек, для жителей освобожденного Воронежа», – писала газета «Советская Сибирь» в 1943 г. от 31 июля. «Так было на заводе им. «Чкалова» все эти 1418 дней и ночей военного времени». Эта неброская информация на планшете, озвученная ведущей экскурсию, говорит о бескорыстии чкаловцев, стремящихся материально помогать Родине в борьбе с ненавистным врагом.
Отгремел победный салют. «За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов, наградить завод №153 Народного комиссариата авиационной промышленности орденом Ленина», – гласил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 года. Этот орден засиял на красном знамени Государственного Комитета Обороны, оставленном в то же время коллективу завода на вечное хранение. Теперь они являют собой бесценные реликвии трудовой славы заводчан в военные 1941-1945 годы.
Следующую, основательную реконструкцию музей претерпел в 1981 году, к 50-летнему юбилею завода. По существу, был создан новый образ музея. К этому времени фонд насчитывал около 10 тыс. единиц хранения. Это было уже сложное хозяйство, требующее правильного учета и хранения. Расширился персонал. Новая кспозиция создавалась той же группой заводских художников, которая оформляла музей в 1974 году. Этот творческий коллектив успешно справился с поставленной задачей, по-новому решив некоторые конструктивные формы разделов, сохраняя их единый художественный стиль. Богатый собранный материал играл максимальную роль в создании художественного облика экспозиции. Определенное значение начал играть цвет каждого зала и подсветка экспонатов. Экспозиция развернута в хронологическом порядке, с учетом эстетических требований того времени и была впечатляющей, эмоционально выразительной и зрелищной. По выражению инженера завода Б. Буркова, «По оформлению он выглядит даже элегантно».
Творчески подходя к созданию новой экспозиции, Совет музея видел свою задачу в том, чтобы на истории завода еще раз проследить основные этапы в жизни страны, а пятидесятилетнюю историю своего предприятия показать на судьбах заводчан. История – это люди и их конкретные дела. Об этом и рассказывают материалы музея.
За 14 лет со дня открытия музея каждый чкаловец посетил музей хотя бы один раз. Но его реконструкция к 50-летнию завода вызвала новую волну. Заводчане спешили увидеть обновленные экспозиции, новые экспонаты, документы, сослуживцев и себя, награжденных к юбилею завода за отличия в трудовых буднях. Большой интерес проявлялся к новым документам, фотографиям и экспонатам, хронологически и логично вписанных в предыдущие экспозиции. Некоторая перестановка в военном зале придала ему большую зрелищную выразительность.
Другим цветом и светом наполнен зал послевоенных лет. Послевоенные пятилетки отмечены в летописи завода резким ростом объемов производства. Это достигалось за счет внедрения новой техники, ввода новых технологических и автоматических линий, повышения производительности труда, его научной организации и совершенствования методов управления. Каждое новое достижение в этом направлении фиксировалось музеем на планшетах в виде диаграмм, фотографий, а так же другими информационными средствами, что пополняло экспозиции. Так заводчане узнали, что 70% чкаловцев носят звание «Ударник коммунистического труда». Накануне 50-летия Советской власти (1967г.) заводу передано на вечное хранение Юбилейное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. За выдающийся вклад в успешное выполнение 8 пятилетки (1966-1970г.г.) завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденами и медалями отмечено более 250 передовиков производства. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина коллективу была вручена Ленинская Юбилейная почетная грамота ЦК КПСС. К этой же дате коллектив завода внесен в Областную книгу трудовых вкладов. За досрочное завершение плана 9-й пятилетки были вручены: памятный знак «За трудовую доблесть в 9-й пятилетке» и переходящее Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. В 50-летний юбилей завод был награжден Орденом Октябрьской Революции. Все эти награды, экспонируемые в музее, служат свидетельствами трудовой доблести заводчан. И как подтверждение тому выстроилась галерея «Почетных чкаловцев» – замечательных передовиков производства, своим самоотверженным трудом ковавших славу завода.
Этот зал в 50-летний юбилей пополнился уникальными экспонатами: титановым хвостовым коком самолета «МиГ-19»; кабиной самолета СУ-24; катапультируемым креслом пилота; подлинными документами и фотографиями чкаловцев со съездов, в которых они принимали участие, в качестве депутатов Верховного Совета СССР.
Широко были представлены товары народного потребления, выпускаемые заводом со дня его основания: макеты деревянной мебели – продукция столярного цеха 50 – 60 – х годов 20-го столетия, большие и маленькие алюминиевые кастрюли, ложки, поварешки, миски, действующий велосипед «ЗИЧ», с переключением скоростей, образцы детских игрушек, санок, прогулочных лодок «Обь».
В имитируемом стремительном полете «неслись» модели последних самолетов: «СУ-9»; «СУ-24»; и модель машины Яковлева «ЯК 28П». Эти модели, великолепно выполненные моделистами завода, под руководством Павленко Александра Сергеевича, инженера-конструктора отдела № 6, мастера спорта международного класса , чемпиона Мира 1988 г. по моделям – копиям самолетов.
Обращала на себя внимание эспозиция «Активный отдых чкаловцев». С фотографий смотрят улыбающиеся лица заводчан на фоне заснеженных гор, на лыжной прогулке и веселых хороводах у вечернего костра в Горной Шории. Подобный отдых был на заводских дачах, базах отдыха и пионерлагере в Бурмистрово, которые не пустовали круглый год.
Запоминающимися фотографиями, дипломами, грамотами и подарками сияла заводская художественная самодеятельность – одна из разновидностей духовного воспитания молодого поколения. Ее смотры проходили ежегодно во дворце им. Чкалова. Номера оценивало «строгое» жюри – шефы завода – солисты Новосибирского театра оперы и балета, во главе с Зинаидой Захаровной Диденко. Были представлены коллективы цехов и отделов, а так же творческие коллективы заводчан, которые по зову души, по вечерам, бесплатно, увлеченно занимались во дворце им. Чкалова. Это народный ансамбль «Ваталинка», Студия бальных танцев», изостудия художника-монументалиста, заслуженного деятеля искусств А. С. Чернобровцева, секция бокса и др. многочисленные самодеятельные коллективы. Позднее в эту когорту добавился народный академический хор «Советская песня», группа «Цирк на сцене». Несколько фотографий напоминали о заводской хоккейной команде «Чкаловец». Она играла в чемпионатах СССР в классе «Б» Восточной зоны.
Было отмечено и содружество завода с Новосибирским театром оперы и балета. Об этом говорили большие фотографии шефских концертов солистов оперы и балета на сцене заводского дворца им. Чкалова и во время обеденных перерывов на сцене в Доме Пропаганды. Тесная связь с солистами театра была у заводских книголюбов, во главе с В. Г. Миллером. Солисты театра были их обязательными гостями на театрализованных вечерах, проводимых в «Павильоне тихих игр» в саду Дзержинского.
Для проведения юбилейных торжеств в честь 50-летия завода театр предоставил своим шефам большой зал. С его сцены звучали приветственные слова в адрес юбиляра и трехчасовая концертная программа силами художественной самодеятельности завода и номерами солистов театра. Позднее в экспозиции музея были представлены фотографии с этих торжеств и совместных вечеров в доме актера и в нашем дворце им. Чкалова. Это уникальное содружество, зародившееся в годы строительства театра, плодотворно продолжалось до развала СССР, когда отпала необходимость духовного воспитания человека.
Интерес для заводчан представлял раздел «Завод – кузница кадров». Ветеранов интересовала развернутая экспозиция учебного процесса в 2-х заводских ПТУ (Профессионально-техническое училище) и Вечернем заводском техникуме. За станками и в учебных классах, рядом с убеленными сединами наставниками, молодежь постигает азы своей будущей профессии в самолетостроении.
Не менее интересной для заводчан была информация о чкаловцах, ставших руководителями других предприятий в городе или ушедших во власть. Отсюда вышел известный депутат Госдумы Е. К. Лигачев. Директор завода И. А. Салащенко стал зам. министра авиационной промышленности, секретарь парткома завода Дерюгин Б. И. –управляющий «Саратовэнерго». Гл. инженер А. Н. Тер-Маркарян – Госплан, министерство РСФСР, токарь И. Н. Гилев- председатель Облсовпрофа. Нач. цеха №4 Б. Галущак перешел на должность директора завода им. Ленина, В. И. Пожидаев – директор завода Электроагрегат. М. И. Валентович, Г. Е. Колонда, Г. И. Сваровский, Дворсков – стали директорами заводов. В начале 90-х годов к ним добавятся: начальник цеха №23 В. Муха – избран первым секретарем Обкома КПСС Новосибирской области, нач. цеха №1 Бец – директор «Станкосиба». Первый секретарь парткома завода А. Б. Елезов –возглавил швейную фабрику им. ЦК Швейников. Завод дал путевку в известность поэту Василию Федорову. С больших фотографий на нас смотрят почетные гости музея – это космонавты Б. В. Волынов, Г. С. Титов, прославленный наш земляк А. Покрышкин, испытатель Галлай, генеральный конструктор «сушек» П. О. Сухой, групповые фотографии советских и зарубежных гостей, а так же руководителей государства.
В юбилейные торжества каждый заводчанин испытывал гордость за завод, свою сопричастность к происходящим событиям. Отсюда – приподнятость, окрыленность, уверенность в стабильности будущего. Такое же настроение исходило в музее от экспозиции послевоенного времени.
С этого же заводского юбилея, широко распахнулись двери музея групповым экскурсиям по заявкам школьников и организаций. Находясь под впечатлением увиденного, услышанного и прочувствованного, они оставляли взволнованные отзывы. «Восхищены традициями и славой завода, горды за тех, кто здесь трудится. На смену ветеранам идет настоящее молодое комсомольское племя. Группа слушателей комсомольской школы». «Глубокое волнение вызывают материалы вашего музея, превосходно преподнесенные экскурсоводом. Учащиеся школ».
С первой реконструкции музея каждая последующая привносила черты своего времени. Как говорила М. А. Гусенкова: «С момента создания музея и до последней реконструкции музей возводился руками заводчан. Выработался график обновления экспозиции, раз в 5 лет. Менялось время с идеологической и художественной точки зрения. Каждый раз мы стремились, чтобы исторические моменты, носили современные формы показа и служили лучшему восприятию материала. После обновления экспозиции, в течение 2-3-х лет, мы принимаем в год 10-11 тыс. человек. Потом цифра падает до 8-9 тыс. и держится стабильно. Для вновь поступающих на завод у нас особый ритуал. Каждый день мы готовимся к первой экскурсии. Никто уже давно не покушается на это время: все знают – оно для вновь поступающих. Тщательно убирается музей, обновляются цветы. Готовится экскурсовод. Он обязан отодвинуть далеко свои личные заботы, даже недомогание и встретить поступающих доброжелательной улыбкой. После инструктажа противопожарного и по технике безопасности мы хотим дать им что-то и для души. И просто, чтобы люди поняли, что их здесь ждут, им рады. С началом экскурсии мы становимся собеседниками. И тогда, вспоминая Вергилия, который говорил: «Мы не должны стремиться к тому, чтобы нас понял каждый», мы же, во время экскурсии стремимся к тому, чтобы нас невозможно было не понять. Стремимся, чтобы посетители вышли отсюда с добрым чувством к предприятию. Мы убеждены, что посещение музея – это не просто взгляд, это работа ума и души».
Подтверждает эти слова инженер филиала ОКБ П. О. Сухого Г. Меер: «Думаю, что большинство вновь посещающих музей чувствуют, что это не какой-то очередной казенный ритуал, а первый «стук» в его душу, который подсказывает: откликнись, и ты станешь продолжателем трудовой славы замечательного коллектива самолетостроителей».
Так выглядел и работал музей до середины 90-х годов. Это было идеологическое подразделение завода, через которое проходил каждый чкаловец, вбирая уважительное отношения к своей Родине, заводу и его коллективу. «Для многих, впервые посетивших музей, он стал отправной вехой выбора профессии и места приложения своей трудовой деятельности, стал духовным звеном закрепления кадров на заводе. Общество книголюбов завода». «Экскурсия оставила неизгладимый след в нашей памяти. Гордимся, что правильно выбрали будущую профессию самолетостроителей. Обещаем, что будем достойной сменой ветеранам. Авиационный техникум, гр. 150».
Конец 90-х годов музей пережил те же невзгоды, что и вся страна. В 2001 году прошла его последняя реконструкция. К сожалению, утрачено былое величие всей экспозиционной композиции 80-х годов. Ушла выразительность и ее эмоциональная зрелищность. Поредел состав сотрудников и стал другим. В 2001 году его возглавила Татьяна Анатольевна Томилова. Как и прежде, музеем продолжает сбираться, регистрироваться, и хранится история завода, здесь продолжают жить ее живые свидетели – экспонаты. Экспонаты, которые отражают жизнь коллектива, по которым можно проследить, как изменился завод за эти годы. Это уникальные экспонаты: агрегаты самолетов, товары народного потребления, которые выпускал завод, от вилок , кастрюль до лодок «Обь», фотографии, документы, грамоты, личные вещи героев труда и войны, награды. Они-то и должны не только бережно храниться, но и активно жить, служить документальным материалом для подготовки ребят к службе в армии, для встреч с ветеранами труда, для работы неугомонного женсовета, встреч молодежных клубов по интересам. Но пока эти возможности музея не востребованы. Сегодня он живет размеренной жизнью, принимая по 2-3 экскурсии в неделю. Задачи для него остаются прежними – дать посетителям не только информационные знания, а вызвать у них чувства сопереживания, стать весомым духовным наставником. Чтобы каждый проникся патриотическим духом и унес частицу уважения к людям, создающим крылатые машины. А для кадровых чкаловцев – вдохнуть гордости за трижды орденоносный завод и желание приумножить его лучшие традиции. Для вновь поступающих – способствовать проявлению интереса к авиационной технике, ориентируя на профессии в области самолетостроения.
По иному сейчас звучит книга отзывов. «Желаем заводу больших заказов, процветания и Божьей помощи во всех ваших начинаниях. Учащиеся православной гимназии во имя Св. Кирилла и Мефодия, 2004 год». 4-го ноября 2014 года музею исполнится 47 лет, но, как и в первые годы, его главный девиз – ПОИСК!
Анатолий Степанович Ваганов, отд. № 6.
Добавить комментарий