В главном здании Краеведческого музея работает выставка «Клинок. Статус. Обряд» — клинковое оружие народов Сибири с эпохи бронзы до нашего времени из фондов Института археологии и этнографии СО РАН и Новосибирского краеведческого музея.
На выставке представлено более 70 экспонатов, раскрывающих значение клинкового оружия в традиционных культурах Сибири на протяжении последних 5000 лет.
Древнейшими образцами клинкового оружия были нож и кинжал, появившиеся в эпоху бронзы. Позже получили распространение короткие и длинные мечи и сабли.
В Сибири клинковое оружие было редким и ценным, им могли владеть только вожди и воины. С глубокой древности и до новейшего времени боевое клинковое оружие подчеркивало статус владельца, его положение и роль в обществе.
Со временем оружие приобретает и сакральный смысл, становится ритуальным, включается в обрядовые практики коренных народов Сибири.
Ритуальный бронзовый меч. Меч был мастерски отлит тремя блоками в литейной форме. Он не являлся боевым, на что указывает довольно широкая рукоять, несоразмерная ладони и незаостренные лезвия. Скорее всего, меч использовался при проведении религиозных обрядов или выступал в качестве церемониального предмета.
На роговой панцирной пластине, найденной на территории древней крепости рубежа эр, изображен богатырь с коротким мечом. Вероятно, это изображение Духа-войны, покровителя воина – хозяина лесной крепости.
Престиж вещей подчеркивался декором их отделки. Примером таких изделий является палаш, инкрустированный золотой надписью на согдийском языке. Надпись на полотне клинка палаши из погребения в Горном Алтае гласит: «это собственность (буквально «свой, собственный») П., сына Н. и ему (= владельцу меча) вреда (или «ущерба») да не будет».
Енисейские кыргызы тела своих воинов предавали огню. Вместе с телами в погребальный костер отправляли воинскую амуницию, снаряжение коня и оружие. Раскаленные в огне клинки намеренно портили – сворачивали в кольцо или сгибали пополам. Возможно, так боролись с вредоносной магией покойника или транспортировали предметы в иной мир, где живое становилось мертвым, а целое сломанным.
В период развитого железа в VI-XIII веках на степных просторах Евразии утвердилась традиция возведения каменных изваяний воинов, канонический вид которых включал изображение лица, рук, сосуда в руке, поясного ремня и клинкового оружия. Таким образом отмечалось место памяти героя, батыра или вождя.
Оружие часто выступало в качестве жертвенного дара духу-покровителю. Особенно ценились сабли. Манси полагали, что сабля наделена особой чудодейственной силой, свойством обеспечивать контакт человека с миром богов и духов.
В зале музея представлено как боевое холодное оружие, так и клинки, которые не предназначались для сражений. Выставка рассказывает, как использовалось клинковое оружие в обрядах и ритуалах.
Среди экспонатов — ритуальное и вотивное оружие, то есть принесённое в качестве жертвы или подношения божествам с просьбой о благополучии, удаче в делах, о «правильном» пути души в загробном мире.
Также в зале музея можно увидеть известную находку новосибирских археологов — каролингский меч конца XII века. Он был обнаружен в 1976 году экспедицией Вячеслава Молодина в Барабинской лесостепи. Клинок меча был изготовлен в Германии, рукоять в Швеции. К X веку меч каролингского типа был широко распространен в странах Северной и Западной Европы (особенно в скандинавских регионах), позднее появился и на славянских территориях.
Вооружение, а также обмундирование российской армии активно включается в обрядовую практику ряда сибирских народов, выступая в роли изображения духов-предков – великих богатырей прошлого, их оружия, в роли жертвы духам-покровителям или атрибута шаманов.
Выставка работает до 26 декабря 2021 года
Фото Л. Кузменкиной
Использованы материалы выставки https://youmuseum.ru/news/otkrytie-vystavki-klinok-status-obryad/
Добавить комментарий