В начале ХХ века Новониколаевск, еще не получивший статус уездного города, набирал обороты промышленного и культурного развития. Совсем молодой, он стремился не отставать в культурном плане от более прогрессивных регионов страны. Уже в начале своего существования здесь начала зарождаться культурная жизнь. Но всё же она была еще очень далека от культурной жизни европейской части России.
Предвестником активного подъема будущего мегаполиса, в частности в культурной сфере, выступило то, что он явился новой точкой и новым шагом в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали. Соединение Урала с Западной Сибирью с помощью железной дороги способствовало притоку населения. Получив транспортную доступность, город обнаружил и огромные перспективы: сюда съезжались люди со всех частей России, привнося в жизнь молодого Новониколаевска собственные тенденции — как экономические, так и культурные.
Первые ростки культуры
Культурные учреждения в Новониколаевске начали появляться еще задолго до того, как он получил статус уездного города. Это означает, что в первое десятилетие, с начала строительства Транссибирской магистрали, а именно с весны 1893 года, на территории будущего Новониколаевска уже действовали различные культурные организации и учреждения. Они были необходимы для отвлечения населения от чрезвычайно тяжелых работ, благодаря которым и стало возможным такое стремительное основание города.
Проект здания синематографа Махотина на новой базарной площади, 1909-1910
А было ли кино?
В Сибирской советской энциклопедии упоминается, что первый кинопоказ в Новониколаевске состоялся уже в 1896 году. Кино новониколаевцам показывал Федот Фадеевич Махотин — артист цирка и предприниматель. В доказательство этому нашлось крайне мало источников, и у исследователей возник вопрос: на чем основано данное утверждение в энциклопедии?
В периодической печати Новониколаевска упоминаний о местной премьере быть не могло потому, что самой периодической печати в городе еще не существовало — первая газета появляется только к 1906 году. Столичным исследователям было мало дела до вопроса становления кинематографа в Новониколаевске, он еще оставался маленьким городком и не представлял особого интереса для историков. Поэтому вопрос оставался неизученным и открытым.
Просмотрев документы городского архива, исследователи обнаружили важные сведения о самом артисте Махотине, нашлись ответы относительно его возраста, места рождения. Эта информация сдвинула с мертвой точки расследование о появлении кинематографа в Новониколаевске. Дальнейшее изучение краевых газет о цирковых представлениях дало результат. В них упоминается, что Ф. Ф. Махотин действительно приезжал в Новониколаевск в 1896 году и демонстрировал недавно приобретенный на Нижегородской выставке киноаппарат. Таким образом, оказалось, что кино в Новониколаевск пришло в том же году, в котором оно пришло в Париж, Петербург и Москву. В 1908 году Махотин оставил работу в цирке и переехал в Новониколаевск на постоянное место жительства. В том же году он организовал первый, постоянно действующий кинотеатр, — «Театр-Синематограф Махотина», и располагался он не где-нибудь, а на территории Базарной площади — нынешней площади Ленина.
Будаговская школа, 1890-е
Театр
К 1897 году, почти одновременно со строительством моста через Обь, появилось и первое место, напоминающее театр. «Народный театр» — так назывался этот скорее драматический кружок, нежели полноценное театральное учреждение. Он был создан при первой школе города, основанной главным инженером строительства Григорием Моисеевичем Будаговым. В этом театре проходили постановки, организованные совместными усилиями учителей и учеников. Существует упоминание о проведении учительского спектакля, где ставилась пьеса «Поздняя любовь».
Любительские театральные кружки и самодеятельные постановки были частым явлением среди населения. Иногда и бывшие кинотеатры, которые стали появляться после кинотеатра Махотина, не справлялись со своими «обязанностями» и переквалифицировались в эстрадные театры. На страницах новониколаевских газет публиковалось огромное множество различных объявлений о предстоящих спектаклях либо театральных представлениях. Популярен был жанр комедии. Приезжие, иногда и местные артисты играли целые спектакли в двух и более действиях.
Упоминались в газетах и актеры, исполнявшие главные роли. Фигурирует театр Соколова и Ко под названием «Театр Изако», интенсивно работающий и представляющий новониколаевскому зрителю чаще какие-либо новые миниатюры. Сам Георгий Алексеевич Соколов являлся одним из первых профессиональных артистов Новониколаевска, а также директором труппы артистов и был хорошо известен местной публике. К своему сорокапятилетнему юбилею он подготовил постановку «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя.
Оркестр русских народных инструментов рабочих и служащих железной дороги, 1900-й г.
Музыка
Музыкальная культура ничуть не уступала по популярности театру и кинематографу. В городе существовали различные оркестры: любительские, военные, профессиональные, также приезжали разные музыканты и певцы из других регионов. Например, порадовала жителей Новониколаевска своим выступлением знаменитая в те годы певица — Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Специально для нее в городском саду «Альгамбра» была сооружена сцена. На ней потом выступила другая известная актриса — Вера Фёдоровна Комиссаржевская, а также оперные труппы из Петербурга и Милана.
Существовали в Новониколаевске и музыкальные школы под руководством Стефана Николаевича Завадовского и Ядвиги Чеславовны Свенторжецкой, принимающие детей на обучение за соответствующую плату в 50 рублей за полугодие «обучиться игре на скрипке у преподавателя Липке». В 1917 году общими усилиями этих руководителей музыкальных школ был создан первый симфонический оркестр, давший 14 мая 1917 года свой первый концерт.
Нельзя не сказать и о профессиональных музыкантах Новониколаевска, в их числе руководители духовых оркестров Л. Курниц и О. Ганишта, скрипач Б. Перельман, среди пианисток наиболее известные М. Мелисова, А. Изосимова.
Городской социум формировался из людей деятельных и инициативных. Вот как корреспондент местной газеты «Обская жизнь» характеризует городское сообщество Новониколаевска в 1907 году в сравнении со старыми сибирскими городами — Томском, Омском, Барнаулом: «Новониколаевск живет, живет он мозгом и душой, и всей своей мускульной силой, это вы видите на каждом шагу. Тут люди со всех сторон: одни из Петербурга, Москвы, Варшавы и так далее, другие из Англии, Финляндии, третьи из Китая, Японии… и они все представляют из себя элемент крайне любознательный, наиболее способный, созидательный, напористый. Да, это сила непоколебимая, живая, которой у вас уже нет; она выдохлась в ваших городах с известными, плесенью покрытыми рамками и формами. Тут кипучая жизнь бьет фонтаном. Здесь каждый живет своей самостоятельной, независимой жизнью».
Инициативные горожане, как могли, старались развивать высокую культуру в Новониколаевске. Они создавали здесь условия для культурного подъема и пытались привлечь внимание широких слоев населения, которое, в свою очередь, ничуть не игнорировало порывы интеллигенции. Активное посещение людьми культурных мероприятий вдохновляло артистов на создание нечто большего, чем просто организации местного досуга. Вкупе с формированием промышленности, экономики и некой политической и управленческой самостоятельности всё это сыграло свою роль в стремительном становлении Новониколаевска и позволило ему в будущем, теперь уже Новосибирску, претендовать на звание столицы Сибири.
Кирилл Сергеевич
Фото с сайта музея Новосибирска и из открытых источников
https://www.sbras.info/articles/prosto-o-slozhnom/kino-teatr-i-muzyka-no...
Добавить комментарий