В кинофильмах эпохи застоя о событиях после окончания гражданской войны даже автомобили партийных и советских чиновников показывали примитивными тарантайками либо грубо стилизованными под старину машинами более поздних выпусков, На самом деле, даже в Сибири партийное руководство ездило на современных для того времени автомобилях.
В начале 20-х годов XX века на улицах Новониколаевска все чаще встречались автомашины. При этом жители нашего города быстро научились отличать машины партийной элиты от авто военных и частников.
Тогда транспортный отдел Сибирского Бюро РКП(б), помимо живых лошадиных сил с повозками, имел грузовые и легковые автомобили. Кроме того, для курьерских нужд Бюро приобрело «Индиан» с корзиной (коляской) за 100 рублей.
Надо отметить, что в июне 1922 года в гараже транспортного отдела числилось 10 авто, при этом отечественные машины отсутствовали, зато была представлена продукция зарубежных фирм: «Рено», «Фиат», «Тальбот», «Даррак», «Пат Файндер», «Сельдей», «Пирс-Аррау» и «Кадиллак». Самыми лучшими и дорогими тогда являлись «Пат Фандер» и «Кадиллак». Каждый автомобиль стоил 500 рублей и был верхом комфорта и совершенства.
Если вспомнить кинохронику 20 годов ушедшего века, то первое, что вспоминается - это «кривой стартер», которым пользовались для запуска двигателя. Оба автомобиля не имели даже в ЗИПе такого инструмента. Дело в том, что они были оснащены аккумуляторами, электростартерами и электрическими фарами, хотя имелось немало машин с магнето, «кривыми стартерами» и ацетиленовыми фарами, но был вариант замены фар карбидных на обычные керосиновые фонари. Кроме того, вместо привычного тогда резинового гудка «Кадиллак» оснащался электрическим сигналом. Заграничное авто-чудо имело счетчик пробега в милях и верстах, который одновременно был и спидометром. На подножке крепился запасной бензиновый бак ёмкостью 16 литров. Тридцатипятисильный восьмицилиндровый двигатель отличался значительно меньшей шумностью, чем его собратья на других авто. «Кадиллак» вмещал, помимо водителя, еще пять пассажиров. Кстати, наш новониколаевский «Кадиллак» был единственным за Уралом автомобилем такого класса.
Следующей по назначению машиной значился «Пат Файндер». От «Кадиллака» его отличала несколько усовершенствований. Имелся обогрев лобового стекла горячим воздухом от двигателя, для езды в грязь и гололед на задние колеса одевались цепи противоскольжения оригинальной конструкции. Судя по документам, машина эксплуатировалась почти круглый год. В период с 1922 по 1929 год её всего один раз ставили на ремонт в военную автомастерскую.
Третьим по значимости автомобилем являлся шестиместный «Тальбот». Он, как два его собрата по гаражу, стоил 500 рублей, но вместо аккумуляторной батареи и электростартера он оснащался магнето и «кривым стартером», хотя имел кожаный салон и дополнительный бензобак.
Следующим автомобилем транспортного отдела был «Даррак». Он вмещал только 5 человек, имел магнето и довольно неприхотливый двигатель. Осенью 1922года «Даррак» попал в аварию. Тогда имели несколько повреждений кузова, передней и задней дверей и капота. Водитель отделался ссадинами и легким испугом. Ввиду загруженности военной автомастерской «Даррак» пришлось ремонтировать… в местном исправдоме (тюрьме) благо в те годы не перевелись мастеровые люди, попавшие за крепкие стены по глупости.
Кстати, после «Даррака» силами арестантов отремонтировали «Рено» транспортного отдела. Летом 1922 года французское авто 1914 года выпуска, пробив ограждение моста, упало в речку Каменку в черте города, при этм водитель успел выпрыгнуть. Машину ремонтировали более месяца.
Вместительные автомобили «Кадиллак», «Пат Файндер», «Тальбот» обычно использовали для перевозки первых лиц бюро РКП(б). Обычно ездили на пароходную пристань или вокзал, но кроме этого имели место поездки на заводы, в воинские части и пригородные, правда только правобережье не более 20 километров от города.
Легковые машины очень редко ходили порожняком, а вот перегруз встречался довольно часто. Вместо шести человек иногда набивалось девять или десять, и зарубежный «автозверь» справлялся, хотя большой скорости не развивал.
В те годы в гараже Сибирского Бюро РКП(6) не было специальной санитарной машины, а вот «Кадиллак» в сентябре 1922 года использовался в этом качестве для доставки к врачу одного из важных партработников.
Грузовые автомобили транспортного отдела «Рено», «Фиат», «Сельдей», «Пирс-Аррау» обычно использовались для доставки продовольствия, мебели, различных крупногабаритных грузов и для перевозки людей на различные партноменклатурные мероприятия. Если в 1922 году имелось пять грузовиков, то в следующем их стало меньше на одну единицу. Надо отметить, что «Фиат» не погиб и не был списан - его обменяли на «Паккард». Шестиместную легковушку передали из автомобильной команды войсковой части, а в замен получили грузовик более нужный военным.
Еще один обмен имел место в конце 1924 года, тогда военные получили от транспортного отдела «Пирс-Аррау», а Сибирское Бюро РКП(б) обзавелось не очень новым, но вместительным легковым автомобилем «Пежо».
К1925 году грузовиков осталось всего три, но число легковых машин стало больше. Правда число лошадей с повозками не изменилось. Гужевой транспорт обычно использовался для поездок за город на короткие расстояния и в межсезонье, когда некоторые улицы Новониколаевска становились не проезжими из-за грязи.
Очень роскошный по временам НЭПа автомобиль «Кадиллак» прослужил 14 лет, несколько раз ремонтировался, в том числе и силами отбывавших срок заключенных в одном из исправительных заведений города. В 1936 году единственный в Сибири «Кадиллак» списали и кое-что использовали в качестве запчастей для других автомобилей.
Второй автомобиль «Пат Файндер» списали чуть раньше, в 1934 году. Он также стал «автодонором». Вместительный «Тальбот» прослужил до конца 20-х годов. Но его не списали, а передали в аналогичный транспортный отдел в Иркутск. Тогда это была обычная практика, устаревшие автомобили передавали в более восточные районы. Там они заканчивали эксплуатационный срок. Дольше всех продержался полученный от военных автомобиль «Пежо», хотя в гараже транспортного отдела он числился до 1935 года. Есть сведения, что «француза» передали на Алтай, в Барнаул.
«Паккард» полученный в свое время в обмен на грузовик в 1934 году увезли в Среднюю Азию, но не в гараж для машин партайгеноссе, а в транспортный отдел горисполкома. После поломки автомобиль передали в оборонную организацию «Осоавиахим» для подготовки водителей. Дата списания «Паккарда» неизвестна, но вполне возможно, что он дождался в качестве учебного пособия событий 1941 года.
Надо отметить, что грузовые автомобили транспортного отдела прослужили до появления первых советских грузовичков.
«АМО-Ф15» были по существу копией итальянских «Фиатов». Все другие зарубежные авто отличались от первенцев советского автопрома, были сильно изношены, неоднократно ремонтировались. Поэтому к началу 30-х годов их списали.
С.А. Слугин
Добавить комментарий