Кто он — денисовец?

Академик Анатолий Деревянко — о том, как денисовский человек заселял Сибирь, почему древние люди начали себя украшать и чем грозит увлечение гаджетами.

Досье

Анатолий Деревянко

Советский и российский историк, археолог, специалист по палеолиту Сибири и Дальнего Востока. Научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН. Родился 9 января 1943 года в селе Козьмодемьяновка Амурской области. В 1963 году с отличием окончил историко-филологический факультет Благовещенского педагогического института, затем досрочно завершил обучение в аспирантуре, защитив в 23 года кандидатскую диссертацию под руководством академика Алексея Окладникова. А в 28 лет защитил докторскую и стал одним из самых молодых докторов наук в СССР. Работал с экспедициями в Сибири, на Дальнем Востоке, в Дагестане и других регионах России. Побывал с экспедициями в 14 странах, в том числе в Монголии, Китае, Казахстане, Узбекистане, Корее, Канаде, США и на Кубе. Автор более чем 1 000 научных публикаций.

Находки на Алтае и открытие денисовского человека произвели настоящий переворот в представлениях об эволюции человека. Раскопки в Денисовой пещере вызывают огромный интерес у археологов, антропологов, генетиков. Многие археологические находки и исследования пересматриваются с точки зрения этих новых данных. Основатель международного научно-исследовательского центра «Денисова пещера» Анатолий Деревянко завершает семитомный труд, посвящённый происхождению человека современного типа на основании находок на Алтае, в Денисовой пещере и других районах. В конце мая увидела свет вторая часть шестого тома фундаментального труда учёного «Три глобальные миграции человека в Евразии». Столь масштабной научной работы по истории эволюции человека современного ещё никто из археологов и антропологов не писал.

— Анатолий Пантелеевич, как открытие денисовского человека повлияло на понимание истории человечества?

— До открытия денисовского человека все стоянки каменного века, или палеолита, относили к неандертальцам, потому что это был единственный таксон, который открыли более 150 лет назад, и я в своих статьях писал об этом. Денисова пещера была известна давно, ещё с XIX века, но изучать её начали в 1978 году, первый шурф по просьбе Алексея Павловича Окладникова заложил сотрудник нашего института Николай Дмитриевич Оводов. Были найдены каменные изделия, мы посчитали, что это неандертальцы, и работы прекратились. А в 1983 году, когда мне удалось наконец-то полностью заняться наукой, мы начали раскопки в Денисовой пещере, и по находкам эта пещера оказалась наиболее информативной из всех известных стоянок на территории Алтая. И вот уже 40 лет мы там работаем, каждый год приносит новые неожиданные находки, к примеру, иглы древностью около 45 тысяч лет. Для сравнения: в Европе найдено всего около 10 игл этого периода. У нас в одной Денисовой пещере найдено 11 игл! Значит, можно предположить, что была нить, которой шили одежду. Более того, найдена скульптура животного из семейства кошачьих, фрагменты каменного браслета, при изготовлении которых применялось шлифование, пиление и сверление. Эти технологии широко стали применяться гораздо позднее.

— Почему сейчас учёным приходится пересматривать свои взгляды на эволюцию человечества?

— Благодаря открытию на Алтае предложена новая гипотеза происхождения человека. Раньше существовало две основные точки зрения происхождения человека современного типа. Первая, что человек не только рода хомо произошёл в Африке, но и человек современного анатомического и генетического типа сформировался в Африке 200–150 тысяч лет тому назад, и около 80–60 тысяч лет тому назад он стал распространяться в Евразии, в Австралии, на всех континентах. Вторая гипотеза, мультирегиональная, утверждает, что человек современного типа сформировался на основе хомо эректусов, и там, где они расселялись, возможно, были районы, где происходило формирование Homo sapiens. Моя точка зрения несколько иная, я считаю, что человек современного типа сформировался из четырёх подтипов: это ранний человек современного типа в Африке; неандертальцы, которые сформировались в Европе 200–150 тысяч лет тому назад; денисовцы, которые сформировались в Центральной и Северной Азии примерно в это же время; и Юго-Восточная и Восточная Азия, где сформировались Homo sapiens orientalensis. И вот в результате ассимиляции этих четырёх подтипов и произошло формирование нас с вами — Homo sapiens, человека современного типа.

— Получается, в каждом из нас есть и тот, и другой, и… четвёртый?

— Да, в настоящее время у неафриканцев, к примеру, в геноме 1-2 процента от денисовцев. У людей Юго-Восточной и Восточной Азии — до 5-6 процентов неандертальцев. И важно, что мигрировавшие из Африки люди современного типа получали те аллели, то геномное наследие, которое предотвращало различные болезни, способствовало адаптации их к новым условиям. Генетика как наука, связанная с секвенированием ДНК древних людей, ещё достаточно молодая, как и в любой науке, остаётся немало дискуссионных вопросов — нет абсолютных истин, всё развивается, уточняется, усложняется.

— Находок, связанных с существованием денисовского человека, не так много?

— Совсем не так, по генетическому разнообразию денисовец уступает человеку современного типа, но превосходит неандертальцев. Секвенирование ДНК денисовца было сделано в 2010 году, и если раньше все стоянки в хронологическом интервале 200–150 тысяч лет назад относили к неандертальцам, то теперь решается сложнейшая задача разделения стоянок на неандертальские с мустьерской индустрией и денисовские. Денисовская ДНК, антропологические находки в Тибете, Лаосе, в проливе, отделяющем материк от Тайваня, генетическое наследие народов Юго-Восточной Азии — всё это свидетельствует о том, что денисовцы очень широко расселялись по планете. Это, конечно, прежде всего Центральная и Северная Азия — наша Южная Сибирь, часть Восточной Азии, преимущественно западные районы Китая. Но я повторяю, изучение денисовцев только начинается. Каждый год появляется много статей в различных журналах, в том числе в Science и Nature, где рассматриваются те или иные вопросы, связанные с денисовским человеком. И наши находки, относящиеся к материальной и духовной культуре денисовцев дают потрясающий материал для дальнейших исследований.

— Что могут рассказать о духовной культуре человека находки времён каменного века?

— Появление человека современного типа, то есть нас с вами, учёные связывают с формированием символического мышления. Так вот, всё, что мы находим в настоящее время в Денисовой пещере, говорит о том, что символическое мышление у денисовца появилось около 60 тысяч лет тому назад. Свидетельством символического мышления являются прежде всего различные нательные украшения — мы находим большое количество изделий из кости, камня, раковин. Человек начал украшать себя, а это уже проявление некой индивидуальности.

— Начался полевой сезон, планируете ли своё участие в экспедициях?

— Я в этом году должен закончить седьмой том своего итогового труда, работы очень много, так что всё лето проведу за рабочим столом. А вот сотрудники нашего института будут заняты в экспедициях и не только в различных районах Сибири, но и в Монголии, в Казахстане, в Таджикистане У нас очень много молодых, талантливых учёных, хорошая смена. Я всегда горжусь, слушая их выступления. Выпускники нашего Новосибирского государственного университета порой на голову выше, чем их сверстники из других стран.

— Как скажется на эволюции человечества увлечение гаджетами, компьютерами, интернетом? Что вы думаете по этому поводу?

— Эволюция, если говорить о морфологии человека, изменении его когнитивных возможностей и способностей, — это очень длительный процесс, его невозможно зафиксировать. Наш организм в результате эволюции сформировался с огромным запасом, и далеко не все возможности головного мозга, когнитивной системы используются, они огромны. Гаджеты — не более чем дань времени, меняются технологии и средства общения, они усложняются, становятся более совершенными. Технологии развиваются очень быстро, но все это благодаря уникальным возможностям нашей когнитивной системы. И, к сожалению, с моей точки зрения, человек не очень к этому готов.

— У вас на рабочем столе нет компьютера, почему?

— Я воспитывался на книгах, вся моя жизнь с ними связана. И компьютером не пользуюсь, и интернетом, — мне это не интересно и не нужно. Пишу от руки, потому что когда пишу ручкой, я думаю. Сейчас важно сохранить у детей, и не только у детей, а в целом у человека XXI века индивидуальность. Ведь многие используют гаджеты для игр, а они очень мало дают для развития человека. «Трабаха-трабаха», — как говорил Фидель Кастро, я бывал на Кубе в бытность свою секретарём ЦК комсомола, вручал ему портрет, написанный для него Глазуновым. В переводе на русский язык это означает «работать и работать».

— Расскажите о своих родителях. Это они привили вам интерес к истории?

— Мои родители были очень далеки от истории. У мамы и отца на двоих полтора класса церковно-приходской школы. Отец родился в 1912 году в Амурской области, рано остался сиротой: в 1918-м японцы убили его отца, моего деда, а через несколько месяцев умерла мать, их осталось восемь сирот, моему отцу было шесть лет. Шла Гражданская война, три года он был поводырём слабовидящего человека, но тот неожиданно умер, от него остался вещмешок, где были документы — так по ним и записали моего отца на фамилию Деревянко. Родственников по линии отца не осталось. Отец работал 10 лет батраком, потом создали колхоз, со временем он стал бригадиром плотницкой бригады — работал всю жизнь, стаж у него почти совпадал с возрастом. Мама тоже из трудной семьи, её отец был репрессирован. Я младший в семье, ещё два старших брата. Родители всегда говорили: работай и учись — я с этим наказом всю жизнь живу. Первые свои деньги я заработал, когда мне было девять лет. И до сих пор провожу за рабочим столом 8–12 часов в день и продолжаю учиться.

Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлено Институтом археологии и этнографии СО РАН

 

Добавить комментарий

Target Image