95 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, Лемешонка Евгения Семёновича (1921-2011), участника Великой Отечественной войны, актера новосибирского ТЮЗа и театра «Красный факел».
Евгений Семёнович Лемешонок – основатель знаменитой театральной династии. Это – легенда, гордость Новосибирска.
Народный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны, актер новосибирского ТЮЗа и театра «Красный факел». Заслуженный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны. Его творческая судьба связана с двумя театрами нашего города – ТЮЗом (ныне академический молодежный театр «Глобус») и «Красным факелом». И в том, и в другом он входил в ядро труппы, которое создавало широкую известность этим театрам. В его репертуарном листе насчитывается более 180 разноплановых ролей.
Евгений Лемешонок – коренной новосибирец, родился 2 июня 1921 г. в семье рабочего-железнодорожника. После окончания школы поступил в студию ускоренного двухгодичного курса обучения актерскому мастерству, созданную при театре юного зрителя (набор 1938 г., педагог Н.Ф. Михайлов). В 1940 г. был призван в ряды Красной Армии, до 1917 г. служил в г. Хабаровске, в войсках МВД, в том числе командиром отделения (7-я бригада по охране особо важных предприятий промышленности).
Демобилизовавшись, вернулся в родной город вполне сложившимся двадцатисемилетним человеком, имеющим профессию, но не имеющим опыта работы в театре. И Лемешонок принял решение пойти служить во вспомогательный состав ТЮЗа.
Его сценический путь не назовешь легким. Два года он выходил на сцену в массовках и крохотных эпизодах, переиграл множество стражников, сказочных представителей флоры и фауны, но к каждому своему персонажу относился с редкой серьезностью. Над этой его дотошностью за кулисами не раз подтрунивали. Сам же Евгений Семенович на это ничуть не обижался, поскольку обладал спасительным чувством юмора. В период становления артиста определилось главное, что отличало Лемешонка от многих его молодых коллег – необыкновенная работоспособность, стремление все делать всерьез, умение находить и отбирать точные выразительные средства и штрихи для самой крохотной роли. Вскоре он оказался вполне достойным партнером молодых, талантливых, только что приехавших из Ленинграда выпускников института театра, музыки и кинематографии, ставших ядром послевоенной труппы.
Желание сделать больше, чем предлагают обстоятельства, не давали покоя творческой натуре, поэтому в 1949 г. Евгений Семенович перешел в областной театр драмы (ныне «Старый дом»). Проработав там два года, он вновь возвратился в ТЮЗ.
Но извечная тяга к перемене мест, желание испытать силы в другом театре на этот раз оторвала его не только от театра, но и от родного города. С 1952 г., он служил в нескольких театрах СССР; Иркутск – драматический театр, Ташкент – театр Советской Армии, Ленинабад – Чкаловский музыкально-драматический театр… И через шесть лет – снова Новосибирск, и театр, который стал родным домом, куда мы возвращаемся всякий раз, зная, что здесь нас ждут и в нас верят.
Лемешонок легко вписался в новый коллектив ТЮЗа и жаждал только одного – серьезной работы. В 1962 г. он получил роль Ф.Э Дзержинского в спектакле «Именем революции» М. Шатрова, эта роль стала одной из значимых в творческой биографии актера.
Роль Дзержинского в исполнении Лемешонка стала заметным событием в культурной жизни города. Это был тот случай, когда театральный герой с подмостков сцены шагнул в жизнь. Евгению Семеновичу не раз приходилось выступать в этом образе перед молодежью.
Благодаря роли Дзержинского Лемешонок стал одним из самых репертуарных актеров ТЮЗа. Это не чудо, а закономерность. Долгие годы актер шел к своей роли, накапливая мастерство и жизненный опыт. Значило ли это, что вся его дальнейшая жизнь складывалась из одних удач? Конечно, нет. И позднее случились неудачи, но Евгений Семенович не склонен был искать причины их в других. Он, прежде всего, был требователен и самокритичен к себе. Успехи тоже не кружили ему голову. Часами, как и прежде, он просиживал над книгами, все также цепким взглядом выхватывал в окружающей его жизни яркие штрихи характера, какие-то детали человеческого поведения, чтобы бережно спрятать до поры до времени в своей памяти.
Почти два десятилетия актер отдал служению детскому зрителю. Всем известно, что для детей надо играть так же, как для взрослых, но еще лучше. Работать много лет в детском театре -это не только подвижничество, это и любовь к юному человеку, и понимание детской психологии, наконец, это еще и большая ответственность. Наверное, поэтому в репертуаре Лемешонка было столько образов, несущих доброе и разумное.
Многие удачные работы актера были результатом творческого содружества с режиссером В. Кузьминым. Среди наиболее заметных ролей того периода: Дорн («Чайка» А. Чехова, 1966), Актер («На дне» М. Горького, 1968), Курослепов («Горячее сердце» А. Н. Островского, 1969) и др.
ТЮЗ навсегда остался театром его творческого роста и мастерства. Здесь он стал не просто хорошим характерным актером, но актером разносторонним, которому были доступны и драма, и комедия, и сатира, и даже водевиль.
В 1970 г. Е. С. Лемешонок получил официальное признание – звание заслуженного артиста РСФСР.
В этом же году он перешел в драматический театр «Красный факел». Переход был закономерным и естественным шагом, вызванным не только возрастом, но и внутренней потребностью актера расширить свой репертуар. Начался новый период творческой биографии Евгения Семеновича. Актер сразу занял ведущее положение в театре и участвовал во всех наиболее значимых постановках. Как правило, это были главные роли, во многом определяющие звучание всего спектакля.
Он играл в пьесах классических и современных: молодых и стариков, людей с разными нравственными устоями. У него не было амплуа. Некоторым режиссерам было трудно представить, что его высокий рост, хорошая сценическая внешность, суровые черты лица дадут возможность для широкого круга перевоплощений. А Лемешонок не очень-то и заботился о внешних изменениях своего облика в разных ролях. Он делал это посредством перевоплощения внутреннего. Поэтому актерский диапазон его широк, до самых противоположных сценических типов. Таких, как Родион Николаевич в «Старомодной комедии» А. Арбузова (1975), где актер создал образ, полный благородства, сдержанной силы и доброго юмора. Или облик Судакова («Гнездо глухаря» В. Розова, 1979) – натура широкая, человек искренний даже в заблуждениях, поднимающийся до трагической высоты в своем прозрении. «Вишневый сад» А. Чехова (1980), в котором крупной, смелой, одержимой и в то же время противоречивой натурой предстал Лопахин, добрый человек, ставший носителем бесчеловечных законов собственнического мира. Или Павел Руссу, председатель колхоза, человек, посвятивший всего себя делу, своему народу, мужественно и честно представший на смертном одре перед судом собственной совести, утверждая верность нравственным идеалам, отвоеванным им на войне и в мирные будни («Птицы нашей молодости» И. Друце, 1981). В пьесе А. Галина «Ретро» (1982) стилистику спектакля и роли определяет конфликт – водворение бывшего деревенского кровельщика на восьмом десятке лет в респектабельной роскошной квартире его дочери. Актер верен жанровой природе трагикомедии, в трактовке образа выбрал контраст внешней грубости и внутренней красоты.
В своей актерской судьбе Лемешонок всесторонне реализовал отпущенный ему природой талант, но наверняка не исчерпал его. Прекрасна естественность всех его перевоплощений. Когда актер выходил на сцену, пусть даже в небольшой роли, его невозможно было не заметить – так бросок, значителен его герой. Он всегда был узнаваем. Гримом принципиально почти не пользовался: считал - то, что не нажито, гримом не возместишь. Зато был очень внимателен к внутренним мотивировкам и пластике.
Упорство, трудолюбие, работоспособность, профессионализм, собранность, постоянная высокая творческая форма, стремление к максимальной отдаче в каждой роли – это все Лемешонок. Но есть еще одно свойство его характера, не всегда находящее место в закулисном мире – это постоянное стремление помочь молодым товарищам по сцене. Ему были свойственны – требовательность и беспристрастная оценка работ молодых актеров, желание разобраться в причинах неудач и откровенно порадоваться их удачам.
В 1987 г. за заслуги в развитии советского театрального искусства Лемешонку Евгению Семеновичу присвоили почетное звание «Народный артист РСФСР».
Имеется еще один вид искусства, где актер оставил свой след – это кино. Он снялся в шести телевизионных художественных фильмах Новосибирской студии телевидения. Особенно запомнились его работы в фильмах «Сердце», «Ночной сеанс», «Не потеряйте знамя».
А вот в большом кинематографе актеру не везло. Болезнь помешала ему сняться в фильме Д. Храбровицкого «Укрощение огня», в котором Лемешонок был утвержден на роль директора завода (ее сыграл Евгений Матвеев).
Не сложилось и с ролью генерала Бессонова в фильме «Горячий снег» (режиссер Г. Егиазаров). Лемешонка не утвердил художественный совет «Мосфильма».
Во время гастролей театра «Красный факел» в Свердловске молодой режиссер местной киностудии В. Обухов пригласил актера на одну из главных ролей (летчика в запасе) в своем первом короткометражном фильме «Сегодня полеты, завтра полеты» (1976). Евгений Семенович, давая интервью, поделился своими впечатлениями о работе в кино: «...Трудно совмещать съемки в фильме и театральную сцену. К специфике киносъемок нелегко привыкнуть и все же кинокамера творчески обогащает, учит точности реакции, внутренней сосредоточенности, органике: крупный план не дает сфальшивить, быть приблизительным...».
Об актере Евгении Семеновиче Лемешонке коллеги говорят: «Богат талантом, потому что он богат прожитой жизнью». К этому можно добавить, что Евгений Семенович еще богат тем, что он зачинатель театральной династии. Когда-то в театре «Красный факел» на одной сцене работали Евгений Семенович и Владимир Евгеньевич Лемешонки – отец и сын. Сегодня в том же театре работают отец и сын – Владимир Евгеньевич (заслуженный артист России) и Евгений Владимирович (сценограф) Лемешонки. Евгений Семенович прослужил в театре 32 года, Владимир - уже 33, а у Евгения все еще впереди...
Евгений Семёнович ушёл из жизни 5 апреля 2011 года в Новосибирске.
Рахимова Т.Н. 90 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Лемешонка Евгения Семеновича (1921) […] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2011.
ЛИТЕРАТУРА
[ЖУРАВЛЁВА Г. K.J Время мастеров, 1960-1971 / [Г. К. Журавлёва, Е. А. Абрамова] // Страницы истории Новосибирского академи¬ческого молодежного театра «Глобус», 1930 – 2000 / [Г. К. Журавлёва. Е. А. Абрамова]. – Новосибирск, 2001. – С. 20-33.
КОЛЕСИНСКАЯ, Я. Театральная династия: профессию не выбирают // Театр, проспект. – 2010. - № 9. – С. 5 : ил. – То же: http://www.red-torch.ru/f71/newspaper/
КОРОЛЁВА М. Посвящается Лемешонкам // Совет. Сибирь. – 1993. – 6 февр. – С. 2 : портр.
ВЕЛИЖАНИНА Н. Контрасты одной роли // Вечер. Новосибирск. – 1982. – 4 июня. – С. 3 : портр.
НИКУЛЬКОВ А. Чужие жизни, как свои... // Совет. Сибирь. – 1982. – 20 февр. – С. 3 : портр.
ШУСТЕР Г. Почерк мастера : к 60-летию Е. С. Лемешонка // Вечер. Новосибирск. – 1982. – 20 февр. – С. 3 : портр.
МОЛОДОСТЬ таланта // Совет. Сибирь. – 1981. – 2 июня. – С. 3 : портр.
АЛЕКСАНДРОВА О. Открытие самого себя // Театр. жизнь. – 1973. - № 19. – С. 22 - 23 : портр.
МАТВЕЕВ К. Трудные радости // Совет. Сибирь. – 1970. – 4 авг. – С. 4 : ил.
ЖУРАВЛЁВА Г. К. Лемешонок Евгений Семёнович / Г. К. Журавлёва // Новосибирск: энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 485 : портр. – Библиогр.: с. 485.
http://kraeved.ngonb.ru/node/5655
Награды и звания:
Медаль «За победу над Германией» (1945)
Медаль «За победу над Японией» (1945)
Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945» (1966)
Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (1970)
Почётное звание «Народный артист РСФСР» (1987)
Работы в «Красном факеле»:
Н. Погодин «Мой друг» — Андрон (1970)
А. Салынский «Мария» — Добротин (1970)
А. Островский «Гроза» — Дикой (1970)
А. и П. Тур «Единственный свидетель» — Борис Иванович (1971)
Д. Голсуорси «Без перчаток» — Хорнблоуэр (1971)
А. Арбузов «Выбор» — Ипполит (1971)
Н. Рощин «Валентин и Валентина» — Прохожий (1972)
К. Гольдони «Венецианские близнецы» — Панкрацио (1972)
Б. Васильев «Веселый тракт» — Тарасыч (1972)
В. Панова «Поговорим о странностях любви» — Фотограф (1972)
А. Вампилов «Прощание в июне» — Репников (1974)
В. Шукшин «Энергичные люди» — Простой (1974)
Л. Леонов — «Золотая карета» (1974)
А. Арбузов «Старомодная комедия» — Родион Николаевич (1975)
Т. Уильямс «Орфей спускается в ад» — Джейб Торренс (1975)
А. Гельман «Протокол одного заседания» — Айзатулин (1975)
Л. Зорин «Незнакомец» — Незнакомец (1976)
Р. Болт «Да здравствует королева, виват!» — Мортон (1976)
Ф. Достоевский «Униженные и оскорбленные» — Ихменев (1976)
«Эта любовь…» А. Чехов «Доктор» — Цветков (1976)
В. Розов «Гнездо глухаря» — Судаков (1979)
М. Шатров «Большевики» (1980)
И. Друце «Птицы нашей молодости» — Павел (1981)
С. Залыгин «Комиссия» — Саморуков (1985)
В. Врублевская «Кафедра» — Гурин (1985)
А. Арбузов «Виноватые» — Герасим Ермолаевич (1986)
С. Залыгин «Зимний хлеб» — Ударцев (1987)
О. Кавун «Уроки в конце весны» — Семенюк (1989)
Фото предоставлено театром «Красный факел»
Добавить комментарий