Лихоносов Виктор Иванович

(30.IV. 1936, г. Топки Кемеровской обл.) - прозаик. Из рабочей семьи. Детство и юность прошли в Новосибирске. Окончил историко-филол. ф-т Краснодарского пед. ин-та. Несколько лет работал в школах Кубани. С кон. 1960-х живет в Краснодаре. Избирался председателем Товарищества рус. художников. Гл. ред. ж. «Кубань». Дебютировал в 1963 с рассказом «Брянские». Публ. в ж. «Новый мир», «Наш современник», «Простор», «Дон», «Подъем». Первая кн. - «Что-то будет» (Новосибирск, 1966). Автор кн. «Вечера» (1966) , «Голоса в тишине» (1967), «На долгую память» (1969), «Чалдонки» (1967)   , «Люблю тебя светло» (1969), «Осень в Тамани» (1971), «Когда же мы встретимся?» (1978), «Родные» (1980) и др., изд. в Новосибирске и Москве.

Мастер светлой лирич. прозы. Герои ранних произведений Л. - простые бесхитростные люди, живущие сердцем, а не рассудком, познавшие цену человеческой боли и потому чуткие к состраданию. Л. сосредоточен на их душевном состоянии и вместе с ними мучительно ищет пути «согласия с жизнью». Творч. позиция Л. близка к пришвинской: «Хочу не учить, а духовно беседовать, размышлять, сообща догадываться». Произведения Л. написаны, как пра-вило, в свободной исповедальной манере. Строку в них «диктуют» оттенки и переливы чувств и ощущений, которые писатель умеет очень чутко уловить и передать с большой худ. выразительностью.

Определенным рубежом в творчестве Л. стала повесть «На долгую память» (1968), где предмет раздумий автора - не отдельная личность, а судьба народа в ВОВ. В повестях «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» Л. выходит к широким обобщениям историко-философского характера. На переднем плане здесь мысли и чувства о Родине, ее истории, преемственности духовного опыта.

Большой творч. удачей Л. явился роман «Наш маленький Париж: не-написанные воспоминания» (1978 -1983), отмеченный Гос. премией РСФСР им. М. Горького. Он - о кубанском казачестве со времен зарождения и до современности. Осн. же события разворачиваются в нач. XX в. и пореволюционные годы. Место действия - от Парижа до глухого степного хуторка. В этом романе-воспоминании тон задает вернувшийся после долгого пребывания на чужбине в родной Краснодар гл. герой произведения. Повествовательная стихия в кн. подчинена образу-памяти. Память становится здесь, по выражению В. Распутина, «материальным ощущением времени, а людские судьбы рисуют его общую судьбу».

Соч.: Избранные произведения в 2 т. -М., 1984; Избранное. - М., 1993.

Лит.: Селезнев Ю. В одно сердце с людьми. // «Москва», 1974, №4; Васильев В. Лирическое постижение Родины. // «Волга», 1976, №9; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2; Кузин Н. Очарованный жизнью. // «Дон», 1983, №11; Левченко В. Имя незнаемое. // «Мол. гвардия», 1990, №2; Запевалов В. Лихоносов Виктор Иванович. // Русские писатели. XX век. Биобиблиогр. словарь в 2 т. - Москва, 1998. Т. 1.