Родоначальником ее в Сибири можно считать автора сказочной поэмы «Конек-горбунок» П. Ершова. Но как полноценная область худ. словесности в тематич., жанровом и стилевом разнообразии она начинает формироваться только через столетие, на рубеже 1930-х. Подвижки в этом направлении связаны были прежде всего с именами прозаиков М. Кравкова и Р. Фраермана. Хотя зачислять в разряд чисто детских писателей того и другого едва ли возможно - их творчество значит. шире и адресовано читателю разновозрастному. Примечательными особенностями детских кн. М. Кравкова «За сокровищами реки Тунгуски», «Год во льдах», «Золотая гора» и др., изд. в 1930-х, были сюжетная увлекательность, живописность, насыщенность сиб. колоритом, а также познавательным материалом. Самой его яркой и поэтичной кн. для детей стала повесть «Дети тайги» (1929). Имя Р. Фраермана обычно ассоциируется с кн. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939). Наполненная лирико-романтич. атмосферой, свежестью чистых чувств, грустью расставания с детством, она сохранила притягательность и для совр. читателя. Эта повесть «как бы передает нашему времени нравственную эстафету предвоенных лет». (Л. Якимова. Литература и литераторы Сибири. Новосибирск, 1988, с. 91). Адресованные детям повести и пьесы писал в 1930-е и Г. Пушкарев. Лучшие из них - повесть «В хребтах Алтая» (1930) и пьеса «Отряд партизана Ломова» (1934) - посвящены героике Гражданской вой-ны.
В 1930-х получила развитие поэзия для детей. С нее начинала творч. путь Е. Стюарт, выпустившая более 30 кн. для юных читателей. В ее стихах много света, доброты, мягкого юмора. Они очень созвучны детскому восприятию. Успешно писали для детей той поры Е. Березницкий, перу которого принадлежит кн. стихов «Приключения барабанщика» (1937), а также поэтич. сказки «Похождение славного Ерша» и «Лиса-сваха» (обе - 1939), и Н. Кудрявцев, написавший веселую сказку «Как село Маромыш с царем воевало» (1938). 15 поэтических кн. для детей выпустил И. Молчанов-Сибирский. Под его руководством пи-онерами-литкружковцами школы №6 г. Иркутска была создана кн. «База курносых» (1934), которую высоко оценил А.М. Горький (см. «База курносых»). Писали для детей и юношества и др. литераторы Сибири. В середине 1930-х в Ново-сибирском отд. СП СССР работала секция детских писателей, державшая тесную связь с широкой сетью школьных лит. кружков. В 1928 -1931 в Новосибирске выходил «Сибирский детский журнал». И в эти годы и позже много делал для раз-вития детской лит-ры в Сибири Г. Пушкарев.
Но настоящий расцвет лит-ры для детей в Сибири начался уже во второй пол. XX в., что косвенно подтверждает и тот факт, что в 1958 в Новосибирске состоялось Всесиб. совещание по детской лит-ре, кото-рое отметило появление целой плеяды талантливых авторов, пишущих для юной аудитории, и наметило дальнейшие ее перспективы.
В 1951 в Новосибирске вышла веселая и поучительная стихотворная сказка М. Михеева «Лесная мастерская», которая впоследствии многократно переиздавалась и ста-ла детской классикой. Получили популярность и его прозаич. кн. о подростках: «Клуб ЮЭТ» (1953), «Капитаны 8-а» (1957). Формирование характера сов. подростка интересует и Ю. Сальникова. Эту проблему он поднимает в пьесе «Твоя семья» (1955).
В нач. 1950-х делал первые шаги Н. Осинин. За его плечами были фронт, фашистский плен. Естественно, что и главной темой этого писателя стали «дети на войне». Им посвящена первая его кн. «Через все преграды» (Новосибирск, 1951). О них же и повесть «Журавлиный яр», ряд рассказов. Писал Н. Осинин и о детях послевоенного времени. За-рекомендовал он себя тонким знатоком детской психологии. В то же время его произведения остросюжетны, увлекательны, динамичны, живописны. Они воспитывают в детях лучшие человеческие качества, нацелены на то, чтобы заложить в маленького человека здоровые моральные и нравственные основы. К теме ВОВ обращались и др. сиб. авторы, пишущие для юного читателя. Повесть А. Кузнецовой «Чертова дюжина» (1946) рассказывает о том, как отразилась в душах детей война и об их участии в борьбе с врагом. Борьбе с фашистскими захватчиками посвящены повести «Зарево над городом» Г. Пушкарева (1947), «Прощание славянки» (1964), «Локотков» (1967) П. Карякина.
В 1950-х получил развитие жанр лит. сказки. В 1958 свою первую сказку - «Приключения Жакони» - опубликовал Ю. Магалиф. Его перу принадлежит еще ряд сказоч. повестей, но именно приключения тряпичной обезьянки Жакони сделали ее автора популярным. Гармонично соединены в этой сказке реальное и фантастич., озорство и грусть, азарт и рассудительная назидательность. Ю. Магалиф стал одним из первопроходцев жанра лит. сказки, но далеко не единственным ее представителем. В том же 1958-м появилось одно из лучших произведений М. Сергеева для детей - повесть-сказка «Волшебная калоша». В ней причудливо переплелись традиц. сказоч. мотивы (например, превращение человека в невидимку) с приметами нового - новейшие средства передвижения и т. д. Но гл. мысль произведения вечна и непреходяща: нельзя в человеческом общ-ве жить не по-человечески; и даже невидимкой лучше творить добро, чем зло. Со сказоч. кн. «Медведь-садовник» (1958) начинал свой путь в лит-ре Л. Кукуев. Немало сказок в стихах и прозе написали В. Никонов и В. Нечунаев. Часто обращался к сказоч. действу в своих пьесах П. Маляревский. Оно помогало ему в простой и доходчивой форме поднимать важные социальные и нравственно-этич. проблемы, ставить извечные проблемы о добре и зле, правде и лжи. Сказоч. пьесы Маляревского воспитывают в детях мужество, честность, бесстрашие, учат их стой-кости, верности, стремлению к прав-де и справедливости. Герои его пьес храбры, благородны, изобретатель-ны, остроумны, добры и бескорыстны. В 1970-х появляются сказочные повести Г. Карпунина «Луговая суббота», Л. Треера «Воздухоплаватель Редькин», А. Романова «Первая вечерняя звезда», Г. Михасенко «Тирлямы в подземном королевстве» и др. К жанру лит. сказки сиб. писатели обращались и в более поздние времена. В середине 1990-х, например, увидели свет повести-сказки С. Белоусова «Приключения Печенюшкина» и А. Горшенина «Друзья и враги кота Демагога». Тогда же новосибирский поэт Е. Мартышев создает цикл сказоч. стихотворных повестей: «Волшебный посох», «Сказ о стрелке Романе», «Влас-музыкант» и др., где через волшебное стекло сказоч. действа всматривается в современность. Отличаясь сочной изобразительностью, колоритностью характеров, динамичностью, притчевостью, они продолжают традиции А. Пушкина и П. Ершова.
Во все времена литература активно подпитывалась фольклорными источниками. В своем творчестве их использовали многие писатели. Но были литераторы, которые целенаправленно собирали нар. сказки Сибири и давали им новую, уже лит.-печ. жизнь. В числе наиболее известных примеров «Алтайские сказки» (1926) Г. Вяткина, «Амурские сказки» (1946) Д. Нагишкина, «Сказки старого Тыма» (1950) В. Пухначева. Предания, сказы и сказки, подвергшиеся худ. обработке, становились подчас уже самостоятельными произведениями лит-ры, главными читателями которых были дети. Од-ним из пионеров лит. сказа является новосибирский писатель А. Мисюрёв. Еще в 1930-е он совершил несколько фольклорных экспедиций на Алтай, результатом которых ста-ли кн. «Легенды и были» (1938), «След беглеца Сороки» (1949), «Предания и сказы Западной Сибири» (1954) и др. О сказах А. Мисюрёва очень высоко отозвался крупнейший знаток рус. фольклора М. Азадовский. Они великолепно передают суть и х-р умного, сметливого, отважного гордого, свободолюбивого народа, сумевшего сохранить живую душу. В них раскрывается целый поэтич. мир, развертывается живописная мифология старинной сиб. мастеровщины и ямщины. Сказы А. Мисюрёва - примечательное худ. явление, стоящее в од-ном ряду с произведениями Бажова, Писахова, Шергина и др. выдающихся рус. сказителей. Во второй пол. XX в. «золотая жила» сиб. сказа разрабатывается еще более интенсивно И. Ермаковым, М. Анисимковой, М. Мельниковым, Т. Пьянковой, В. Галкиным. При всей их самобытности и творч. индивидуальности, у сказителей «новой волны» много общего: это и тяготение к волшебно-фантастич.-мифологич. сюжетам; и стремление через далекие по времени события без искажения историко-социальной достоверности выходить на актуальные проблемы современности; и густо пропитывающая сказы сиб. экзотика; и страсть к меткому, образному рус. (в том числе, диалектному) слову. Едины они и в главном - в стремлении сохранить и передать дух. культуру наших предков, запечатленную в самоцветном нар. слове.
В 1960 - 1970-е существенное развитие получила реалистич. проза для детей. Критики связывают с нею наиболее заметные достижения в детской лит-ры Сибири той поры. И тематически, и жанрово она достаточно разнообразна.
Значительный ее пласт был посвящен военному и послевоенному детству, дань которому отдали многие сиб. писатели. Но это уже не те произведения о «детях на войне», которые писал Н. Осинин. Повести «Кандаурские мальчишки» Г. Михасенко (1959), «Синее море - белый пароход» Г. Машкина (1965), «Дикие побеги» В. Колыхалова (1968), «На долгую память» В. Лихоносова (1969), «Димка и Журавлев» В. Коньякова (1974), «Дивное дело» А. Плетнева (1976), трилогия «Светозары» П. Дедова (1976 - 1986), «Белые птицы детства» В. Сукачёва (1984), «Уроки французского» В. Распутина и др. рассказывают по большей части о детях военной и послевоенной сиб. деревни. А вот «пора первоначальная» героев повести К. Чаусова «Степкина правда» (1963), рассказывающая о пионерах Иркутска 1920-х, и мальчишек с рабочей окраины в романах Б. Попова «Это ты, молодость» (1968) и «Кир из Порт-Артура» (1974) выпала на годы великих рев. потрясений. Роднит же все эти произведения худ. отображение «досрочного» созревания и становления их юных героев в грозовой социальной атмосфере. Близко им по духу, хотя и стоит несколько особняком, объемное повествование В. Астафьева «Последний поклон», вобравшее большой пласт сиб. жизни. Хотя говорить о нем как о произведении лишь детской лит-ры вряд ли правомерно. Налицо его «универсальность», привлекающая читателей разных возрастов. Впрочем, относится это и к лучшим образцам прозы о «военном детстве».
С середины 1950-х Сибирь становится краем великих строек и больших преобразований. Это не прошло мимо внимания литераторов, пишущих для детей. Их герои нередко и сами оказываются в эпицентре больших событий, как происходит это, например, в цикле повестей Н. Печерского «Генка Пыжов - первый житель Братска» (1958), «У тебя все впереди, Валерка» (1959), «Красный вагон» (1960), «Кеша и хитрый бог» (1962), «Масштабные ребята» (1964), «Будь моим сыном» (1972), представляющем собой своеобразное территориальное и худ. единство. В силу разных обстоятельств юные герои этих повестей оказываются на передовых рубежах освоения Сибири, что позволяет автору развернуть рассказ об их приключениях и взаимоотношениях на широком социально-историч. фоне, а юного читателя окунуть в атмосферу большого трудового накала и высокой романтики.
Не забывали сиб. писатели и такую важную часть жизни ребенка, как школа. Свое отражение она нашла в произведениях Н. Осинина, Г. Прашкевича., А. Шастина, М. Сергеева, Ю. Сальникова, Г. Граубина, М. Михеева, и др. Очень много о школьниках и для них писал алтайский прозаик и драматург Л. Квин. Особую известность получили его книги «Город не спит» (1963), «Сколько осталось до звонка» (1967), «Мы, которые оболтусы» (1969). Их отличает острый, насыщенный сюжет, подкрепляемый пониманием детской психологии и умением воссоздать живые характеры ребят. Во многих театрах страны ставились и его веселые пьесы о школьниках. Большая часть творчества писателя из Братска Г. Михасенко тоже посвящена школьной жизни. А опубликованная в 1974 в ж. «Юность» повесть «Милый Эп» получила всесоюз. известность. Жизни сов. детей, школьников посвящено большинство произведений известной детской писательницы, начинавшей свой творч. путь в Иркутске, А. Кузнецовой. Ее повести «Свет-трава» (1956), «Честное комсомольское» (1958) и др. поднимают острые проблемы морально-этич. и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Продолжал развиваться в 1960 -1970-х любимый у детей и юношества приключ. жанр. Появляются кн. приключений и фантастики М. Михеева - «Далекая от солнца» (1969), «Милые роботы» (1972), Л. Квина - «Город не спит» (1963), «Семьдесят неизвестных» (1967), «.начинают и проигрывают» (1968), Д. Сергеева «Загадка большой тропы» (1959), «Костры в тайге» (1962), «Доломитово ущелье» (1965). Сказки, приключ. и фантастич. повести для детей пишет Ю. Самсонов. С именами этих писателей, прежде всего и связан подъем приключ. жанра в лит-ре Сибири второй пол. XX в.
Весьма популярной у сиб. прозаиков, пишущих для детей, была тема «природа и человек». С разным ус-пехом ее поднимали в своих произведениях Н. Осинин, А. Якубовский, Г. Немченко, Р. Кошурникова, Ю. Чернов, Ж. Земкаюс, В. Никонов, Д. Сергеев и др. Оставаясь наедине с природой, их маленькие герои не только постигают красоту окружающего мира. К ним приходит осознание тесной взаимосвязи всего в мире сущего и личной ответственности за окружающее. Мир природы сиб. писатели раскрывали не только в худ. произведениях. В жанре науч.-поп. лит-ры стремится расширить знания юных читателей о полезных растениях, сиб. природе, научить бережно и грамотно относиться к ней А. Смирнов. Используя науч.-поп. форму, занимательные и добрые кн. о жизни зверей, птиц, живой природы писала Е. Крутовская. В кн. Г. Граубина «Четырехэтажная тайга» (1965) масса полезной информации о флоре и фауне родного края, его геологич. прошлом, но пишет автор об этом ярко, образно, увлекательно. Познавательная литература для детей по разным отраслям знаний и сферам жизни, следуя традициям, заложенным М. Кравковым и др. писателями 1930-х, получает во второй пол. XX в. большое распространение. Просто, доступно, интересно авторы старались рассказать о сложных вещах и явлениях. Как делает, например, В. Марина в кн. очерков «Опасный рейс», знакомящей школьников с тружениками разных профессий - машинистами, верхолазами, рабаками... Или В. Шапошников, представивший в кн. «Великие литературные открытия» (1981) историю мировой лит-ры в виде непрерывной цепи открытий, совершавшихся под пером великих писателей. Или И. Ткаченко, который в кн. «Сережка, Вовка, Зина и вычислительная машина» (1987) в детективной форме знакомит юных читателей с историей создания вычислительной техники и основами программирования.
Заметные подвижки происходили и в детской поэзии. Лучшие свои произведения для детей создает в 1960-е Е. Стюарт - кн. «Солнечная денежка» (1962), «Волшебная палочка» (1975) и др. Активно пишут для маленьких читателей в 1970-х М. Сергеев, Г. Граубин, Г. Карпунин, А. Плитченко, Н. Закусина, В. Башунов и др. А для Т. Белозерова и А. Береснева стихи для детей стали делом всей жизни. Их творчество остается заметным явлением детской лит-ры.
Впрочем, целый ряд сиб. литераторов (А. Кузнецова, Н. Осинин, Н. Печерский, Г. Михасенко, Г. Граубин, В. Нечунаев, В. Сидоров, В. Кудрявцева, Д. Нагишкин и др.) можно отнести к числу чисто детских писателей.
Развитию лит-ры для детей в значит. степени способствовало создание в нач. 1950-х в крупнейших сиб. изд-твах детских редакций, которые вели большую целенаправленную работу в поисках талантливых авто-ров и произведений этой весьма специфич. области словесности, печатали кн. и альманахи. Так, Новосибирское кн. изд-во выпускало альманахи для детей «Золотые искорки» (1951 - 1958) и «Тропинка» (1967 - 1970), а в 1980-х - сб. для юношества «Собеседник». В 1989 в Новосибирске было открыто СО изд-ва «Детская литература», про-существовавшее до 2001. Изд. оно преимущест. приключ. лит-ру. Но сиб. авторы в его деятельности практически не участвовали, и никакого влияния на состояние детской лит-ры в регионе оно не оказало.
Социальная дестабилизация 1990-х, развал отлаженной книгоизд. системы болезненно сказались и на лит-ре для детей. Появляется немало сомнительного худ. достоинства произведений, изд. на авторско-спонсорские средства, но по-настоящему качественной прозы и поэзии для детей становится все меньше. В несколько лучшем положении лит-ра познавательная и краеведческая. Активно в этом направлении в последние годы работало изд-во «Сибирская горница». А такие его кн., как «Беседы о сибирской литературе» А. Горшенина (1997) и «Встречь солнцу» М. Щукина (2001), рассказывающие об истории Сибири, ее лит-ре и культуре, рекомендованы для внеклассного чтения в общеобразов. школах. К сожалению, подобные примеры - скорее исключения, чем тенденция. В целом же, детская лит-ра в Сибири, как и во всей стране, в нач. XXI в. переживает значит. кризис.
Лит.: Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2; Мостков Ю. О писателях и книгах. - Новосибирск, 1986; Якимова Л. Литература и литераторы Сибири. - Новосибирск, 1988; Литературная столица Сибири. // Новониколаевск - Новосибирск. История города. В 2 т. - Новосибирск, 2005. Т. 1.