100 лет со дня рождения Лунина Николая Александровича (1915-1968), почётного железнодорожника, Героя Социалистического Труда, машиниста-новатора.
Во второй половине 30-х-начале 40-х годов XX века в народном хозяйстве СССР были широко распространены передовые, новаторские методы труда. Вся страна знала имена их авторов, которые щедро делились своим опытом, выступая на слётах передовиков производства. В печати, по радио говорили о шахтёре Алексее Стаханове, ткачихах Виноградовых, Евдокии и Марии, трактористке Паше Ангелиной, кузнеце Бусыгине и других. Славную плеяду стахановцев представлял и машинист Н.А. Лунин, инициатор передового метода работы по вождению и обслуживанию паровозов.
Николай Александрович родился в 1915 г. в городе Ряжске Рязанской губернии. С родителями переехал в Новосибирск. В 1932 г. окончил школу ФЗУ им. С.А. Шварца (на базе локомотивного и вагонного депо ст. Новосибирск Томской железной дороги 1) для подготовки квалифицированных железнодорожных рабочих 2. После чего работал слесарем, затем помощником машиниста. В 1935 г., после обучения на курсах машинистов (ст. Тайга), встал во главе молодёжной паровозной бригады. Бригада была на хорошем счету у руководства дороги, в 1936 г. получила новый паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) № 20-1242, работая на котором, совершенствовала свое мастерство.
1 Ныне — станция «Новосибирск-Главный» Западно- Сибирской железной дороги.
2 Впоследствии - железнодорожное училище № 2, профессиональное училище № 10. Ныне - Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина.
В январе 1940 г. Н.А. Лунин и его бригада предложили коллегам новый метод эксплуатации паровозов - проведение текущего ремонта силами самой паровозной бригады. Это позволяло резко увеличить межремонтный пробег и заметно сократить простои. 20 мая поставили перед руководством депо вопрос о переводе локомотива на хозрасчёт, отказались от помощи слесарей комплексной бригады, весь ремонт стали производить сами. К ноябрю 1940 г. лунинский паровоз был впервые поставлен на ремонт, совершив за время эксплуатации более 62 000 км пробега — вдвое выше планового. Областное партийное руководство одобрило новый метод работы, для его распространения бюро обкома ВКП(б) приняло 26 декабря 1940 г постановление «О методе работы машиниста Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги тов. Лунина Н.А.».
Эффективный метод эксплуатации паровозов получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах Советского Союза. В Новосибирск за передовым опытом стали приезжать машинисты из разных мест: из Москвы, Закавказья, Поволжья, Урала. Для лучшего изучения и применения новации сибиряков создавались специальные школы.
В январе 1941 г. Н.А. Лунин награждается знаком «Почётный железнодорожник», получает звание машиниста первого класса. Решением руководства Наркомата путей сообщения СССР его бригада получает юбилейный паровоз серии ФД 21-3000, выпущенный Луганским заводом имени Октябрьской революции 3.
3 Ныне – Луганский паровозостроительный завод (Украина).
Новой инициативой Лунина — в развитие предыдущей - стало овладение каждым членом бригады ремонтными специальностями. При значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей, этот почин получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями.
С началом Великой Отечественной войны требования к работе предприятий, в том геле железнодорожного транспорта, значительно повысились. В декабре 1941 г., выполняя задания НКПС, Лунин двумя паровозами доставил в Москву, где был острый топливный кризис, 5 000 тонн угля (100 вагонов!), при нормативе на одну машину 1 250 тонн. Доставлял такие составы на Урал, позднее - и в Ленинград. Тем самым положил начало новому движению — сверхтяжёлых поездов. 7 января 1942 г. вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения «О развитии лунинского движения нa железнодорожном транспорте в годы войны». Вскоре сверхтяжёлые составы шли по всем дорогам СССР, где это позволяло путевое хозяйство.
В апреле 1942 г. Н.А. Лунин стал лауреатом Сталинской премии и частями передал её в разные фонды: строительства подводной лодки «Новосибирский комсомолец», фонд детских домов и другие. 12 февраля 1943 г. обратился с письмом в ЦК ВКП(б) и Совнарком, сообщив в нём, что на личные сбережения покупает 1000 тонн кузбасского угля и сам готов доставить эшелон с ним жителям героического Сталинграда. Нарком путей сообщения Л. Каганович разрешил Лунину и его бригаде самим вести этот состав в город- герой.
5 ноября 1943 г. Указом ПВС СССР Н.А. Лунину, «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», присвоено звание Героя Социалистического Труда.
После войны Николай Александрович Лунин — начальник Смородинского отделения1 паровозного хозяйства Южной железной дороги, депутат Верховного Совета СССР. В марте 1947 г. прославленный машинист, в составе делегации депутатов ВС, посетил Великобританию. В Уэльсе, после дружеского визита к шахтёрам, кто-то обратился к нему со словами: «Сибирь далеко, и мы не знаем, какие Вы там тяжеловесные поезда водите. Вот если б своими глазами увидеть...» На что Лунин ответил: «Что ж, можно и посмотреть. Давайте я встану на вашем паровозе за правое крыло, а к крюку подцепите ещё один состав. Пусть поезд будет вдвое тяжелее обычного». На следующий день английские газеты сообщали: «Советский парламентарий, сибирский машинист Николай Лунин провёл самый тяжеловесный поезд в Англии. Машинист-феномен!». А, кроме того, добавляли, что имя Н. Лунина - это имя века 2.
В 1950 г. Лунин - выпускник Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, направлен на руководящую работу. Трудился начальником Помошнянского, Тамбовского, Московско-Киевского, Московско-Рижского отделений железной дороги, заместителем начальника Московско- Рязанской дороги.
Николай Александрович Лунин скончался 3 октября 1968 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В числе его многочисленных наград — два ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, два знака НКПС «Почётный железнодорожник».
В Новосибирске установлены три мемориальные доски: на доме, где жил выдающийся новатор (ул. Салтыкова-Щедрина, I3), на зданиях цеха эксплуатации локомотивного депо и колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина. Одна из площадей города (на пересечении улиц Нарымская и Челюскинцев) названа «Площадью лунинцев».
1 Сумская область, Украина.
2 Николай Александрович Лунин / В. Григерман /Наши земляки. Новосибирск, 1972. [Кн. 1]. — С. 108-109.
3 Текст мемориальной доски: «В этом доме жил Герой Социалистического труда, Депутат Верховного Совета СССР, Почётный гражданин XX века Новосибирской области Лунин Николай Александрович». (http://w\vw. warheroes.ru/hero/hero.asp?id=12130)
Весной 1985 г. ФД-3000 был установлен на постамент перед путепроводом через проспект Димитрова на ул. Ивачёва. Машина стала памятником истории регионального значения «Паровоз, который водил машинист-новатор Н.А. Лунин», на базе которого в 2005 г. был открыт Мемориал Славы труженикам тыла 1941-1945 годов. На стены тендера паровоза нанесён следующий текст. «Паровоз старшего машиниста Лунина Н.А. — Героя Социалистического Труда. Состав бригады: машинисты: Ласточкин И.Д.; Чирков Г.В.; пом. машиниста: Шепталин В.И.; Цибизов Н.Ф., Галагуш Д.А.; кочегары: Сливаков В.И., Гайворонский А.С.; Алексеенко И.Д.»,
«Вечная Слава Труженикам тыла, обеспечившим своим самоотверженным трудом Победу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года!».
В.И. Баяндин
Источники
ПАМЯТНИКИ истории, монументального искусства Hовосибирской области: каталог : (памятники, состоящие на гос. охране). Кн. 1. Город Новосибирск/ Упр. по гос. охране объектов культур. Наследия Новосиб. обл., ГАУ НСО «НПЦ по сохранению ист.-культур. Наследия Новосиб. обл.».- 3-е изд., перераб.- Новосибирск : [б. и.], 2011. – Из содерж.: Паровоз, который водил машинист-новатор Лунин. - С. 52.
ЛУНИН Николай Александрович // Новосибирцы — Герои Отечества : [биогр. справ.] / авт.-сост. С.Н. Станков, С.Б. Виноградов. - Новосибирск, 2010. - С. 548-550 : ил., портр.
НОВОСИБИРСК : энциклопедия. - Новосибирск : Кн.изд-во, 2003.-1071 с. :ил.,портр., [13] л. ил., карт. - Библиогр. в конце ст. — Из содерж.: Лунин Николай Александрович / Г.В. Григорьева. - С. 497-499; Профессиональное училище № 10 (ПУ № 10) / В.П. Афанасьева. - С. 718-719.
НОВОНИКОЛАЕВСК-НОВОСИБИРСК. События. Люди, 1893—1993. — Новосибирск : Наука, 1993. - 471 с., [40] л. ил. - Загл. пер.: Новосибирск, 100 лет. События. Люди. См. с. 193, 203, 208-210.
БАЯНДИН В.И. Символы трудовой славы новосибирцев / В.И. Баяндин, О.Н. Катионов // Памятники Новосибирской области : Памятники археологии. Памятники истории. Памятники архитектуры. - Новосибирск, 1989. - С. 130-143.
ХРОНИКА Новосибирской организации КПСС, 1891-1987. [Кн. 1]. 1891 - июнь 1941 / редкол.: Шуклецов В.Т. (отв. ред.) и др. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1988. - 351Ь. См, с. 331,
ГРИГЕРМАН Б. Николай Александрович Лунин II Наши земляки : о замечат. людях, чья судьба связана с Новосибирском : [сб. биогр. очерков]. - Новосибирск, 1972. - [Кн. 1]. - С. 99—122 : портр. j
МАКАРОВ В. Машинист Николай Лунин// Совет. Сибирь. — 1949. - 8 янв. - С. 3.
ПРИЕЗД делегации депутатов Верховного Совета СССР в Англию // Совет. Сибирь. – 1947 — 16 марта. — С. 4. - Крат, заметка.
О МЕТОДЕ работы машиниста Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги тов. Лунина Н.А. : постановление бюро Новосибирского обкома ВКП (б) от 26 дек. 1940 г. // Совет. Сибирь. - 1940. - 29 дек. - С. 1: портр.
ЛУНИН Николай Александрович [Электронный ресурс] // Герои страны. - Электрон, дан. - [Б. м.], 2013. — Режим доступа: http://www. Hrheroes.ru/hero/hero.asp?HeroJ.d=9133. - Загл. С экрана (дата обращения 28.07.2014).
Литература
ИСТОРИЧЕСКАЯ энциклопедия Сибири. В 3 т. Т.2. К-Р/ Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, Изд. дом «Ист. наследие Сибири». Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2010. -807 с.: ил., карты, портр. - Библиогр. в конце ст. - Из содерж.: Лунин Николай Александрович / М.В. Шиловский. - С. 295; Лунинскoe движение / А.И. Тимошенко. — С. 295.
КОСТИНА Е.В. Летучка— Спустя десятилетия: [материалы газ. «Совет. Сибирь» 1919-1945 гг. с коммент, авт.] / Елена Костина ; вступ. ст. Ролена Нотмана. — Новосибирск : Изд. дом Новосиб. обл. орг. журналистов, 2008. - 633, [6] с. : ил., портр. - На обороте тит. л.: Ирина [ошибоч.] Валерьевна Костина. - Из содерж.: Три лунинских поезда на фронт, 24 янв. 1942 г. / Э. Костина. - 457-458; Николай Лунин, 13 нояб. 1943 г. / Виктор Гейман. - С. 499-500.
ЛУНИН Николай Александрович // Победители : тыл фронту : [сб. биогр. очерков]. — Новосибирск, 2005. - С. 232-240 : портр.
ЛУНИНСКОЕ движение [1941-1944] / подгот. к публ. Е.А. Городецкий // История промышленности Новосибирска. - Новосибирск, 2004. — Т. 1 : Начало (1893—1917). - С. 193-205 : ил.
САМАРИН И.В. 60 лет с начала лунинского движения на железнодорожном транспорте [...] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2000 год. — Новосибирск, 1999. — С. 36—37. - Библиогр.: с. 37.
Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2015 год.- Новосибирск: [ Изд-во Новосиб. гос.обл. науч. б-ки], 2014.- 190 с.,[12] л. ил.
Добавить комментарий