Зачинатель кинодела в Новосибирске
Махотин Федот Фадеевич (1871-1923)
предприниматель, создатель в 1908 году электротеатра в Новониколаевске.
Печатается по книге:
«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 300-307.
Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.
Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.
Жизнь, которая не оставляет
прочных следов, стирается
при всяком шаге вперед.
А. И. Герцен
След, оставленный в летописи города Федотом Фадеевичем Махотиным – актером, акробатом, предпринимателем-кинематографистом, основателем первого городского кинотеатра, кинооператором-лаборантом, кинолетописцем, – навсегда сохранится в исторической памяти города.
Родился Ф. Ф. Махотин в 1871 году в деревне Ледовский Выселок Тульской губернии Каширского уезда Колотовской волости в крестьянской семье. Учиться в школе не пришлось, занимался самообразованием. С 15-летнего возраста начал самостоятельную жизнь, ездил артистом с цирками и театрами в качестве акробата и актера. Освоил немецкий и французский языки.
В тот период по России кочевало множество цирковых и театрально-цирковых групп, которые создавались на один сезон, иногда только на один маршрут. В июне-июле 1896 года Махотин находился в Нижнем Новгороде, где функционировала цирковая биржа – место формирования таких групп. В это время здесь проходила Всемирная Нижегородская выставка, где французская фирма братьев Люмьер представляла киноаппарат, предназначенный одновременно для съемки и для проекции на экране движущихся изображений, названный ими «Синематографом». Такой аппарат на выставке приобрел и Ф. Ф. Махотин.
Справка. Первый в мире публичный показ «движущихся фотографий» прошел в Париже 28 декабря 1895 года. Киносеанс продолжался 20 минут. Были показаны 10 документальных и один игровой фильм. Этот день признан днем рождения новой, десятой музы – музы киноискусства. В России «синематограф» начал действовать в Петербурге в летнем саду «Аквариум» 4 мая 1896 года, а три недели спустя – в Москве, в саду «Эрмитаж», в июне – в Нижнем Новгороде, на Всемирной выставке в кафе «Шантан» француза Шарля Омона.
В конце 1896 – начале 1897 года Махотин совершал гастроли по городам Сибири с небольшой группой зверей и впервые демонстрировал здесь кинематограф, в том числе, посетил и Ново-Николаевск. Тогда в поселке было два места, где можно проводить киносеансы: Будаговская школа в Кривощеково и Железнодорожная – на станции Обь. В то время Махотин являлся членом цирковой группы цирка-зверинца Г. Эйгуса, приписанного к Пензе. Это зрелищное предприятие пользовалось достаточной известностью. Цирк был награжден большой серебряной и золотой медалью и единственный в России по величине состоял из 10 вагонов зверей.
В первые годы своего существования кинематограф рассматривался как новый вид развлекательных аттракционов. Посетителям показывались короткометражные фильмы (15-20 минут). Вот их примерный репертуар: «Прибытие поезда на вокзал», «Виды главнейших европейских городов», «Купанье с плотов в Сене», «Священное коронование Их Императорских Величеств», «Пожар», «Игра детей в чехарду», «Ссора за картами», «В волшебном замке» и др. Со временем тематика фильмов менялась, создавались картины, осуждавшие такие людские пороки, как жадность, ревность, ханжество, зазнайство, взяточничество, воровство и т.д. Новизна этого вида зрелищ создала кино большой успех.
В связи с введением в эксплуатацию Транссибирской железной дороги появилась возможность чаще проводить гастроли по городам Сибири. В 1907 году Ф. Ф. Махотин решил порвать с кочевой жизнью и поселиться в Ново-Николаевске.
Развитие сложных по сюжету и полнометражных фильмов вызвало необходимость создания стационарных кинотеатров. Под театр Махотин арендовал на базарной площади участок в 55 квадратных сажень да купил деревянный барак, расположенный на участке. Помещение слегка облагородил, разгородил на две части. В меньшей размещались касса и место для ожидания, в большей – зал со скамейками (мест чуть больше сотни) и кинобудка.
15 августа 1908 года открылся первый в городе электротеатр «Синематограф Ф. Ф. Махотина». Аппаратом он управлял сам, а на кассе и в зале помогала жена Мария Николаевна. На следующий день после открытия газета «Обь» отметила: «За теснотой помещения и большим стечением публики среди посетителей происходила чуть ли не давка». И в последующие дни в зал набивалось значительно больше нормы, люди добровольно уплотнялись, соглашались постоять – ни теснота, ни духота никого не смущали. Фильмы сопровождались музыкой – вальсами и польками.
Демонстрировались фильмы: «Смерть Иоанна Грозного», «Воскресенье», «Дама с собачкой», «Макбет», «Мазепа», «Отелло» и другие.
В 1909 году был показан фильм о капитуляции Порт-Артура, запрещенный цензурой. После этого полицмейстер взял с владельца кинотеатра подписку о том, что он не будет показывать этот фильм, иначе грозило наказание.
Кинематограф во многом изменил ритм жизни — появилось искусство, доступное каждому по уму, по цене и на любой вкус. Каждодневно сотни людей получили возможность приобщиться к киноискусству.
В 1909 году Махотин смог увеличить арендуемый участок и провести переустройство театра, расширить и возвысить здание. Увеличил зрительный зал до 200 с лишним мест, сделал наклонный пол, чтобы удобнее видеть экран. Пристроил фойе с буфетом, проектор вынес в отдельную пристройку, провел телефон. Установил горизонтальный двигатель системы «Колле» с щунтовой динамо-машиной, от которого питался кинопроектор, 42 лампочки в помещении и два дуговых фонаря при входе. Театр Махотина стал одним из первых электрофицированных общественных зданий в городе.
В первый год существования театра Махотина у него не было конкурентов, но вскоре желающих получить «хороший доход с малой затратой» оказалось немало. В 1910 году в городе уже работало несколько кинотеатров: «Москва», «Гигант», «Заря», «Модерн». Кроме того, картины демонстрировались в помещениях Железнодорожного и Коммерческого клубов, в летних театрах садов «Альгамбра» и «Сосновка». Но 1-й электротеатр Ф. Ф. Махотина находился всегда в курсе всего интересного и нового в кинематографическом мире, он приобретал и демонстрировал лучшие картины.
9 января 1910 года газета «Сибирский коммерсант» писала: Беспристрастность заставляет сказать, что интересен и хорош только один электро-синематограф Ф. Ф. Махотина. Здесь демонстрируются новые картины, здесь хороший аппарат, здесь удобное помещение.
Махотин первым ввел нумерацию мест в зале – вроде, мелочь, а насколько стало удобнее зрителям. Первым поставил второй кинопроектор, ликвидировав паузу между частями при показе длинных фильмов.
В марте 1910 года газета сообщала: «Только Махотин может дать такую гигант-картину, идет 90 минут беспрерывно, 2400 аршин» (Речь шла о «Каторжнике» по «Отверженным» В. Гюго).
Все новшества российского кинопроката Махотин стремился внедрить в своем театре, поэтому даже с появлением в городе более комфортабельных и модерновых театров публика не изменяла ему.
Театр Махотина предоставлял зрителям возможность вместе с билетом приобрести аннотированную программу сеанса или анонса, либретто фильма. Нечто подобное практиковалось и в других театрах, но у Махотина это делалось регулярно и готовилось более тщательно. Вот как об этом писал сам Махотин: Не вступая в полемику с людьми малосведущими, отрицающими положение картин, мы со своей стороны считаем долгом давать точные определения картины, дабы уважаемая публика могла точно судить о ее качестве и шла смотреть с уверенностью, что она не ошибется и не потратит нужного времени и денег на какую-нибудь бессмыслицу. С почтением. Ф. Махотин.
Только он в городе в дни знаменательных событий каждому пришедшему в театр вручал вместе с билетом визитный фотографический портрет великих людей (снимок в рост) на память.
Такие портреты были вручены к 110-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, где он запечатлен на смертном одре в декабре 1910 года, М. В. Ломоносова к 200-летию со дня рождения и других. Ему принадлежит почин проведения киносеансов в селе Бугры в 1910 году и в городе Бердске в 1912 году.
В первые годы существования кинофильмы покупались в собственность, затем появились прокатные фирмы.
Благодаря прежним связям Ф. Ф. Махотина по цирку-зверинцу, который базировался в Пензе, а там было открыто отделение прокатной конторы А. Н. Аргасцева (она первой в России ввела рациональный прокат и пользовалась доброй репутацией), новониколаевцы имели возможность получать картины прямо со столичной базы, что позволило перейти на четкую «перемену картин два раза в неделю».
Кино знакомило жителей с историческим прошлым Сибири и России в целом: «Ермак Тимофеевич-покоритель Сибири», «Степан Разин», «Дмитрий Донской», «Жизнь А. С. Пушкина», фильмы по романам Ф. М. Достоевского – «Преступление и наказание», Л. Н. Толстого «Война и мир», А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и другие.
В 1912 году Махотин вновь увеличивает земельный участок и реконструирует кинотеатр, расширяет зрительный зал до 400 мест. Сооружает второе фойе, чтобы у зрителей более дорогих мест (40-50 коп.) и дешевых (20-30 коп.) были разные «ожидальные» зоны. Устраивает центрально-водяное отопление, «хоры» для ансамбля музыкального сопровождения фильмов, комнаты для приведения в порядок, туалеты.
Впервые в истории города 1 февраля 1913 года демонстрировалась кинематографическая картина «Виды Ново-Николаевска», снятая Ф. Ф. Махотиным. В ней запечатлены крестный ход и жизнь на Николаевском проспекте, зрители, выходящие 25 и 27 января с дневного сеанса в театре Махотина. 12 февраля 1913 года газета «Сибирская Новь» так отрецензировала махотинский дебют: Первая кинематографическая картина местной работы имела большой успех у публики. Вместо набившей оскомину иностранщины перед взорами обывателя на экране промелькнули знакомые уголки родного города, оживленные праздничным движением. Владельцы Томских театров заинтересовались картиной, обратились к Махотину с просьбой о прокате, но последний, признавая несовершенство исполнения, которое он в будущем надеется устранить, отказал.
В феврале 1913 года Махотин снял вторую серию «Видов города Ново-Николаевска», затем, «Ново-Николаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Ново-Николаевске», «Прогулка на пароходе», «Кормилец», «От Ново-Николаевска до Бердска». После этого он откликнулся на заявку из Томска, там сняты две серии ленты: «Виды и события города Томска». Приобретя операторскую сноровку, Махотин в апреле 1914 года снимает «Гимнастический праздник реального училища» и показывает его вечером в день съемки.
С весны 1914 года хроникальные выпуски Махотина становятся регулярными (раз, иногда два раза в месяц) и подрастают в метраже. Обычно это два сюжета о наиболее примечательных событиях, происшедших в городе: «Путешественник вокруг света Фердинанд Лейбвин в Ново-Николаевске» и «Похороны первого городского старосты Ивана Сурикова», «Пребывание в Ново-Николаевске Московского митрополита Макария» и «Путешественная прогулка на пароходе «Гуллет», «Полеты авиатора Седого на «Фармане» и «Бега и скачки с ипподрома».
Все эти выпуски выходили под единой рубрикой «Ново-Николаевская хроника». Вот когда было положено начало киножурналу города. Жаль, что эта идея не получила развития в дальнейшем. В советский период первый номер киножурнала «Сибирь на экране» вышел только 17 июля 1928 года. Киножурнал города так и не появился, а Махотин – один смог.
В мае 1914 года Махотин снял «Первый пожарный съезд и выставка в городе Томске». Его фильмы завоевали симпатии и уважение большинства зрителей города. В связи с начавшейся войной поставка пленки и прочих материалов прекратилась. На оставшихся запасах Махотину удалось провести лишь несколько съемок: «Торжественное молебствование о ниспослании победы русскому воинству», «Манифестация в ознаменование взятия Львова и Галича», «Торжественный парад 41-го Сибирского полка», «Сбор белья в пользу воинов», «Торжественная закладка Дома инвалидов». Последняя дооктябрьская лента, снятая Махотиным, называлась «Великий праздник революции в г. Ново-Николаевске, снимки с натуры воспроизведены в день 1917 года марта 27».
В Ново-Николаевске Ф. Ф. Махотин активно включается в общественную жизнь города и играет в нем заметную роль. Он никогда не оставался в стороне от тех событий, которые разворачивались в городе. 4 ноября 1909 года он входит в число учредителей общества попечения о народном образовании, устраивает регулярные детские сеансы, ежемесячно проводит благотворительные сеансы, сборы с которых идут на школьные и приютские нужды, вносит личные средства на содержание дома инвалидов, общества увековечения памяти героев мировой войны, на создание площадок для малоимущих семей, на реализацию замысла общества попечения – сооружение Народного дома (его строительству помешала война).
Общество попечения выходило далеко за рамки школьного шефства и становилось по существу неофициальным центром культурно-просветительской деятельности. Здесь проводились лекции и выставки, существовали бесплатные библиотеки и приюты, школы для взрослых и курсы по разным профессиям. Махотин стал в обществе одним из активных исполнителей его инициатив и начинаний. В театре Махотина проводились лекции, репертуар формировался с учетом познавательных и образовательных целей, а также подбирались фильмы, отвечающие насущным нуждам горожан. К примеру, март 1911 года: городу грозит эпидемия – на экран выходит картина «Научное исследование чумы»; июль 1910 года, в городе нехватка рабочих мест, общество попечения решает открыть курсы ткачей – на экране хлопчато-бумажное производство и т.д. За усердие и помощь в деятельности общества попечения о народном образовании Ф. Ф. Махотин избран почетным членом общества. Большое внимание, которое он уделял работе с детьми, было высоко оценено Западно-Сибирским учебным округом. В 1911 году Ф. Ф. Махотин утвержден почетным блюстителем приходского училища, а 1 октября 1913 года – почетным попечителем Новониколаевского женского высшего начального училища, 15 октября 1913 года – почетным попечителем мужского высшего начального училища.
6 мая 1913 года состоялось публичное открытие Ново-Николаевского отдела Петербургского общества «Изучение Сибири и улучшение ее быта». Отдел ставил задачу «возбудить интерес к познанию края, исследовать его историю». Махотин активно подключился к работе отдела общества. Он многое видел, многое знал и умел, занимаясь кинодокументалистикой.
После Октябрьской революции махотинский театр назван «Народным электротеатром». В период власти колчаковцев театр был возвращен Махотину. С восстановлением советской власти кинопроизводство и прокат фильмов национализировали в соответствии с декретом Совнаркома от 27 августа 1919 года.
Ф. Ф. Махотин как опытный организатор и профессиональный кинооператор был направлен на службу в караульный полк заведующим клубом студии Политпросвета в эвакопункте. В целях урегулирования кинодела в сентябре 1920 года организован «Сибирский фотокиноотдел Сибполитпросвета», которому специальным постановлением Сибревкома передано имущество бывших кинофирм. 19 декабря 1921 года Махотин назначен заведующим кинолабораторией при Губфото Кино.
5 сентября 1922 года постановлением Сибревкома в Ново-Николаевске создан Сибирский фотокинокомбинат, работавший на хозрасчете. К нему перешло монопольное право проката кинофильмов в Сибири, эксплуатации кинотеатров, находящихся в распоряжении Сибполитпросвета, и организация кинопроизводства. В это же время проводится формирование аппарата и создание структуры управления «Сибфотокино», поэтому идут частые перестановки кадров. 21 марта 1923 года Ф. Ф. Махотин освобождается от заведывания кинолабораторией, а 30 марта назначается заведующим экспедиции. В то же время он остается управляющим кинотеатрами «Гигант» и «Художественный» в Ново-Николаевске. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он справляется с тем и другим, попутно проводя еще и несколько киносъемок; в частности, по просьбе губкома комсомола он снимал 2 сентября 1923 года праздничную демонстрацию и карнавал молодежи. 6 сентября по просьбе Политуправления Западно-Сибирского военного округа Махотин направляется в его распоряжение.
11 декабря 1923 года по приказу Сибгоскино Ф. Ф. Махотин (управляющий театрами) увольняется ввиду сокращения штатов с выдачей ему законной компенсации. 14 декабря 1923 года Ф. Ф. Махотин умер от туберкулеза легких в возрасте 53 лет.
Его жизнь – это еще один пример неистребимого стремления человека к разуму и свету, справедливости и красоте. Его жизненный опыт в сочетании с природными способностями, талантом предпринимателя, честностью и порядочностью, общественной активностью помогали Федоту Фадеевичу Махотину вести дело просветительства в любых условиях, которые пришлось пережить. Ему по праву принадлежит место в ряду достопамятных людей Новосибирска.
Добавить комментарий