Опубликовано: Кузнецова А. В. Метаморфозы образа советской деревни из сибирской глубинки: локальное символическое пространство д. Окунево Муромцевского района Омской области // Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти проф. В. И. Соболева / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. Ч. 1. С. 149–153.
В настоящей публикации использованы фотографии, сделанные в 2010-х гг. разными авторами в д. Окунево и ее окрестностях и размещенные в свободном доступе в сети Интернет.
В конце XX – начале XXI в. в актуальном гуманитарном знании на первый план выходят исследовательские поиски в междисциплинарном русле. Актуальным становится изучение регионов, городов, поселений сквозь призму их историко-культурных особенностей. Еще одна тенденция – рост интереса к изучению представлений о реальности образов. Среди работ, обращающихся к изучению локальных образов, выделим исследования Н. Н. Родигиной [3], В. В. Чихичина [6], В. Г. Рыженко [5], И. И. Руцинской [4]. Проанализировав существующие подходы, мы сформировали понимание категории «образ» применительно к локусу: это совокупность представлений о локусе, включающая и представления разных групп местных жителей, и представления, существующие «снаружи». Образ может конструироваться не только стихийно, но и путем целенаправленных действий власти, бизнеса, интеллигенции и др.
В данной статье рассмотрим проблему постсоветской трансформации образа сельского поселения на примере д. Окунево. Для всего российского пространства 1990-е гг. стали временем преобразований не только в экономических и политических структурах, но и в культурном пространстве регионов, общественном сознании населения. Прежние пространственные образы и символы, выражающие особенности советской эпохи, теряют актуальность; начинается формирование новых. Для выявления особенностей преломления этих процессов на локальных участках, в частности, в одном из сельских поселений Омской области – д. Окунево, и в первую очередь для того, чтобы представить, как воспринимались эти процессы жителями, нами было проведено тематическое интервьюирование (с заготовкой вопросов по нужной тематике) жителей деревни и туристов. Число респондентов составило 45 человек, среди них: 10 «старожилов» (к этой группе мы отнесли проживавших в Окунево до 1992 г.); 17 «новых жителей деревни» (переехавших сюда после и, зачастую, по причине становления здесь нового сакрального центра); 18 туристов. Для каждой категории был разработан вопросник в соответствии с задачами исследования. Несмотря на небольшое число респондентов, отметим, что в каждой категории были опрошены представители разных профессий, а также представители каждой возрастной группы.
В первую очередь нас интересуют результаты интервьюирования «старожилов». На основе анализа этих интервью мы получили представление об основных чертах видения ими образа д. Окунево позднесоветского периода и его трансформации в 1990–2000-е гг. Большинство жителей деревни в позднесоветский период работали в колхозе им. Избышева. Работа была тяжелой, иногда и по 16 ч в сутки. Тем не менее все респонденты вспоминают это время с теплотой. Почти у каждой семьи была корова, у многих и не одна. Респонденты подчеркивают, что в советское время жители деревни являлись по сути одной большой семьей: и работали, и отдыхали сообща. Среди общих праздников вспоминают окончание посевной, осенний праздник колхоза, спортивные соревнования, 9 мая. При этом теплые воспоминания о советском периоде оказались характерны не только для людей пожилого возраста.
Единственным минусом в жизни деревни советского периода респонденты называют пьянство, но, по их мнению, оно никогда не мешало работе. О серьезности проблемы пьянства свидетельствуют и воспоминания приезжих: археолог Б. А. Коников, работавший в 1970–1980-х гг. в окрестностях Окунево, вспоминает нередко виденные им неприятные сцены: «“Народ” штурмовал магазин, покупали водку, многие уже были пьяными, причем и мужчины, и женщины». Часто вспыхивали ссоры, переходящие в драки.
Обратимся к современной ситуации: к настоящему времени д. Окунево и ее окрестности стали своеобразным брендом Омской области, многие называют ее «местом силы». Начиналось превращение Окунево в туристический центр в начале 1990-х гг., с приездом Расмы Розитис (последовательницы индийского гуру Бабаджи), объявившей Окунево местом, в окрестностях которого 300 тыс. лет назад существовала развитая цивилизация и храм индуистского божества Ханумана. В 1994 г. ею был основан ашрам «Омкар Шива дхам». Далее «раскручиванием» идеи об особой значимости этого места занялись средства массовой информации, публицисты [1; 2 и др.]. Религиозные общины и центры стали проводить массовые праздники, на которые приглашались туристы (самые популярные – фестиваль «Солнцестояние» и бабаджистский праздник «Наваратри»). Эти праздники можно отнести и к факторам, формирующим образ Окунево в массовом сознании, и к механизмам его трансляции. Приток людей, принадлежащих к нетрадиционных верованиям, меняет и внешний облик деревни – появляются яркие дома, имеющие надписи, необычные рисунки, резьбу.
Этой трансформации способствовал ряд причин: особенности социокультурной ситуации в стране, всплеск интереса к новым религиозным и эзотерическим учениям; обилие археологических памятников в окрестностях Окунево, особенно в связи с вненаучной интерпретацией фактов; совокупность случайностей, приведших сюда Расму Розитис; активность средств массовой информации и публицистов в конструировании и распространении мифов; действия новых религиозных центров по популяризации своих учений.
Общий вывод: до начала 1990-х гг. Окунево воспринималось его жителями как процветающая деревня, в которой для всех есть достаточно оплачиваемая работа. При этом в образе деревни глазами жителей вплоть до начала 2000-х гг. отсутствовали черты мистики и мнения о каком-либо «особенном» значении Окунево для окружающего мира. Начало 1990-х гг. связывается в восприятии жителей с закрытием колхозов, что представляется концом благополучия и началом «разрухи». Политические или идеологические вопросы при этом не отражаются в воспоминаниях. Современную деревню старожилы считают менее благополучной, по сравнению с советским периодом, новые жители и туристы для них – чуждый элемент пространства. Образ деревни глазами новых жителей и туристов включает в себя различные представления, которые можно объединить одной идеей – Окунево является особым местом, с особым символическим наполнением.
Список литературы
1. Басманова А. Эхо прошлых цивилизаций // Знамя труда (Муромцево). 1998. 16 дек.
2. Речкин М. Окуневский ковчег // Знамя труда. 1996. 5 июня.
3. Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начала XX в. Новосибирск: НГПУ, 2006. 343 с.
4. Руцинская И. И. Образы российских регионов в культурном пространстве России второй половины XIX – начала ХХ в.: автореферат дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. М., 2011. 45 с.
5. Рыженко В. Г. Образы и символы советского города в современных исследовательских опытах: региональный аспект. Омск: ОмГУ, 2010. 340 с.
6. Чихичин В. В. Географический анализ образов городов Ставропольского края: автореферат дис. … канд. геогр. наук: 25.00.24. Ставрополь, 2006. 26 с.
Научный руководитель: д-р ист. наук, профессор В. Г. Рыженко
Добавить комментарий