Мифы и реальность. Художественное кино в Новосибирске

За последнее время нередко встречаешь в Интернете, а то и в телевизионных новостях сообщения типа: «Первый сибирский художественный фильм», «Первый художественный фильм, снятый новосибирцем в Новосибирске». И даже сообщения о премьерах этих фильмов в кинотеатрах. Не будем сейчас говорить о качестве или художественной ценности этих самодеятельных фильмов, так же далеких от профессионализма, как и от своего исторического первенства на ниве художественного кинопроизводства в Сибири. С историей у наших новоявленных «художественников», как и у широкой публики, принимающей на веру подобную саморекламу и торопливые информационные сообщения по телевизионным каналам, давние и устойчивые нелады. Так же, как и у производителей подобной рекламы. Благо есть с кого брать примеры, особенно в последние годы. Выпустил за собственные деньги тиражом в сто экземпляров сборник собственных неуклюжих стихов или никем не скорректированных воспоминаний, а то и просто фантазийную белиберду, заполнившую бедную голову после бесчисленных общений с фэнтази американских домохозяек и телевизионными сериалами, скроенными на одну колодку, и вот ты уже самообзавелся гордым званием писателя или поэта. А с кино и того веселей. Телефоны, айфоны, миниатюрные кинокамеры сейчас чуть ли не в каждой второй семье. Снял своего сыночка или доченьку, заставив их изображать катящего куда-то в машине «колобка» и его встречу с не подозревающими подвоха гаишниками, и вот уже жюри Всероссийского кинофестиваля фильмов для детей получает из Барнаула грозную телеграмму от разъяренного автора-папаши: «Почему не включили в программу наш фильм? Мы снимали его всей семьей. Соседи в восторге. Будем жаловаться». Кстати, это не анекдот, а довольно типичный случай. Слава Богу, что папаша еще не настаивает на своем историческом первородстве, а то бы пришлось в суде поднимать архивы, а прокурору доказывать присяжным, что умение нажимать на кнопку кинокамеры или умение худо-бедно воспроизводить на бумаге связные предложения отнюдь не гарантируют качества не только художественного творчества, но и творчества вообще.

Впрочем, мы несколько отвлеклись в сторону мифологизации некоторых исторических подробностей, к сожалению, нередких в наше сумбурное время, весьма грешащее забвением подлинной истории, а то и просто сознательным ее искажением. Очень уместно было бы сейчас процитировать слова нашего замечательного философа, публициста, историка Александра Зиновьева: «Я убежден, — пишет он, — что без изучения того грандиозного исторического опыта, который был накоплен в моей стране и моим народом за советские годы, дальнейшая эволюция, дальнейшая жизнь русского народа и России, не может быть успешною. Я считаю, что только на основе этого опыта Россия может подняться и снова стать если не великой сверхдержавой планеты, то, по крайней мере, одной из крупнейших держав».

Так вот — первый художественный фильм был снят в Новосибирске и с успехом прошел по киноэкранам страны в 1924 году, и был назван «лучшим достижением советской кинематографии». 13 декабря 1924 года газета «Правда» печатает заметку: «С пятницы 12 декабря в госкинотеатрах идет картина производства Сибгоскино «Красный газ» из жизни партизан в Сибири в период борьбы с Колчаком. Картина на просмотре представителей печати и Главполитпросвета заслужила одобрение и последним рекомендована как «лучшее достижение советской кинематографии». Днем раньше фильм вышел на экраны новониколаевских кинотеатров и за два дня его посмотрели более семи тысяч человек. В городе шли общественные обсуждения, дискуссии, встречи с участниками съемок. А полтора года спустя местная газета, ссылаясь на сведения из Москвы, сообщает: «…Сибирская фильма «Красный газ» имеет огромный по сравнению с другими фильмами тираж в 53 копии против 25 – 30 других картин. По успеху она уступает лишь фильму «Красные дьяволята».

«Красный газ» собрал целый букет откликов. Рецензии на него публикуют газеты «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Кино-газета», журналы и еженедельники «Кинонеделя», «АРК», «Рабочий и театр», почти все сибирские газеты. Вот что писала «Правда»: «Картина смотрится с непосредственным интересом… она подкупает свежестью, искренностью, простотой… Фильм дает ощущение действительной, не инсценированной борьбы, и борьба эта показана в буднях, в суровой ее простоте: в этом несомненное достоинство картины».

Думаю, стоит привести целиком и рецензию известнейшего в то время кинокритика Х. Херсонского, напечатанную в газете «Известия». «Серебряная рота из тайги. Лесовики — крестьянские деды в серебряном уборе старости, поднявшие на Колчака берданки, вилы и топоры. Восставшие в тылу белых армий, в деревнях Алтая — партизаны крестьянской революции, соорудившие свою партизанскую пушку, которая разорвалась после первого выстрела. Ушедшие с детьми и женщинами в лес и ждущие от рабочих подмоги — пороху. Самодельными бомбами, пушками с пулями, подчас рогатиной и голыми руками отстаивающие свой дом, свою соху и чернозем от «белых гадов»… Первобытная дикая лента, снятая в горах Алтая старым аппаратом, который чинили в кузнице. Без запаса пленки, кустарная работа современного кино. В ней много наивного примитивного искусства. Но ее искренность, правдивость и подлинный пафос сибирской крестьянской партизанщины, взятые самородным куском, делают эту ленту нашей родной, без цены. В своем роде единственной».

Кто хочет более подробно ознакомиться с тем, как и у кого возникла идея съемок этого фильма, как и где отыскали режиссера и кинооператора, как непросто проходили съемки фильма, большинство актеров которого были непосредственными участниками запечатленных на пленке событий, найдите и прочитайте посвященную этим съемкам главу из книги члена Союза кинематографистов СССР, редактора и киноведа В.А. Ватолина «Век сибирского кино». Хотелось бы только процитировать отрывок из этой главы, в котором рассказывается, какая литературная основа была заложена в сценарий «сибирской фильмы», рассказывается об ее авторе, который принимал в этих съемках непосредственное участие, как, впрочем, и в появлении на свет, становлении славы и известности первого советского, сибирского литературного журнала «Сибирские огни».

«Мгновенно решился сценарный вопрос. Только что в городе был переиздан опубликованный раньше в походной типографии 5-ой Армии роман ее политуправленца, будущего известного писателя Владимира Зазубрина «Два мира». Он тут же был окрещен первым советским романом в истории русской литературы и вызвал горячие отзывы Луначарского и Горького. Сам Ленин нашел возможность отозваться о нем так: «Очень страшная, жуткая книга, конечно, еще не роман, но хорошая, нужная книга».

Роман подкупающе эмоционально отразил жизненную эволюцию самого автора — от поручика, мобилизованного в колчаковскую армию, перенесшего в ней немалую часть ужасов ее духовного разложения, до красноармейского журналиста. Зазубрин, правда, взявшись писать сценарий, быстро почувствовал: оказывается, книга и кино совершенно разные искусства, и живут по своим особым законам. От романа приходится отсекать, отсекать, отсекать. И в конечно счете в готовом сценарии, к написанию которого вскоре подключился режиссер Иван Калабухов, от книги при сохранении ее пафоса, осталась лишь побочная ветвь, разработанная заново с учетом кинодинамики».

Перипетии съемок были поистине уникальны. При всеобщей тогдашней разрухе и бедности, все еще политической нестабильности сделать, снять, организовать подобный фильм можно было только все миром. Всем миром и снимали. По словам Зазубрина «…можно с уверенностью сказать, что фильма создается не только Сибгоскино, но и всеми советскими и партийными учреждениями». Нужны съемки на пароходе — вот вам судно на неделю, с обслуживающими катерами, буксирами, лодками. Съемки забастовки в депо — несколько дней в нем командуют только киношники. Нужно снять интерьер приглянувшейся богатой крестьянской избы (а никакой осветите6льной аппаратуры еще не существует) — разбирается одна из стен дома, и съемка ведется при солнечном свете (см. фото). Эпизод бесчинств колчаковцев в деревне — в Колывани сжигают несколько строений. Нужна экспедиция на Алтай — выделяются лошади и пустырь за городским кладбищем, где артисты осваивают верховую езду, потому что по Алтаю больше ни на чем не проедешь. И т.д. и т.д.

Невольно приходит в голову — в наше бы время так. Вполне могли бы стать «сибирским Голливудом». Чего у нас окрест только нет: и тайга, и горы, и степь, и море, и пустыня. Снимай, что угодно. А вот Вегмана нет и в ближайшие годы не ожидается. (Вегман стойкий большевик с огромным подпольным и эмигрантским стажем, руководитель антиколчаковского подполья в Томске, а в то время — партийный функционер, историк, главный идеолог культурно-просветительской работы в регионе).

Ну, а как отнеслись к съемкам современники того нелегкого времени, простые обыватели можно судить хотя бы по такому эпизоду во время съемок, о котором впоследствии рассказывал режиссер фильма Иван Григорьевич Калабухов: «Съемки начались у нас на Оби. Здесь оборудовали для нас пароход с пулеметами на носу, орудием, оружием — словом, карательная экспедиция белых, которая должна была высадиться в Бердске. По пути снимали еще эпизод мятежа арестованных большевиков на судне — со стрельбой, дымами, огнем. Дня через два пришел черед эпизода высадки. Подходим к Бердску и вдруг остановка — к причалу не подойдешь. За эти два дня слухи всякие пошли, а бердчан о съемках не предупредили — вот там и собрались вооруженные жители, чтобы дать отпор белякам. А потом говорили, что какая-то другая группа даже приготовила уже икону с вышитым полотенцем — наоборот, для торжественной встречи белых, и кто-то из духовенства даже облачился в праздничные одежды по этому случаю. Пришлось нашему политруку тов. Яхонтову на лодке добираться до причала и наводить там порядок. Но съемок в тот день мы вести так и не смогли». На Алтае съемочной группе пришлось и вовсе поучаствовать в подавлении какого-то припозднившегося антисоветского мятежа.

Ну, а насчет того, что как писала «Правда» — «Красный газ» лучшее достижение советской кинематографии», так ведь это в 1924 году. «Стачка» Эйзенштейна еще только монтировалась, а «Броненосец Потемкин» и «Мать» еще даже не были задуманы. Главное — «Красный газ» доказал возможность самостоятельного кинопроизводства и кинотворчества в Сибири. Самостоятельной, собственной, отвечающей и тематически, и жанрово задачам, стоявшим перед Сибирью.

А вскоре в Новосибирске снимаются новые художественные фильмы, как короткометражные, так и полнометражные: «Конец Журавлихи», «Огненный рейс». В начале 1929 года в заводском клубе по улице Добролюбова устанавливаются декорации для съемок художественного фильма «Тунгус с Хэнычара».

После успеха «Красного газа» Киносибирь завоевывает известность. Объявляются желающие здесь работать. Стало возможным набирать людей и расширять свою творческую палитру. О том, как снимались эти фильмы, вы тоже можете узнать, прочитав книгу В. Ватолина «Век сибирского кино». А если уж подходить к теме сибирского кино с позиций исторической справедливости, то надо обязательно рассказать о том, что в 50 – 60 -70 – 80-е годы прошлого века в Новосибирске было снято свыше двадцати художественных фильмов, показанных на всесоюзных экранах, получивших широкую прессу и награды и которые до сих пор (когда случается такая счастливая возможность) с удовольствием и интересом смотрят современные зрители.

Дальнейшая история новосибирского художественного кино начинается в 60-е годы после выхода в эфир Новосибирской студии телевидения, а вскоре и появления на свет её «уникального», по мнению многих критиков и киноведов, детища – профессиональной киностудии «Новосибирсктелефильм».

В небольшой статье, главная задача которой напомнить нашим читателям о том, что художественное кино в Новосибирске все-таки было, и было оно не случайностью, не сибирской экзотикой, а крепко, уверенно и вполне профессионально стояло на ногах, обо всем, конечно, не расскажешь. К сожалению, не остается места для более подробного рассказа об истории становления, развития и работы этой студии, о которой вскоре узнала вся страна, о её замечательных организаторах, творцах и технических работниках, об интересных историях создания почти каждого фильма. Остается обратиться к весьма красноречивой статистике. Вот только несколько выписок из книг, статей и информационных сообщений в Викепедии о «Новосибирсктелефильме».

«Новосибирсктелефильм» — первая, специально построенная профессиональная киностудия в Сибири, оставившая после себя более пятисот фильмов, немалое число которых – приметные страницы истории и телекино, и просто кино. Здесь работали высокие профессионалы, среди которых Лауреат Государственной премии, восемь заслуженных деятелей искусства России, двое заслуженных деятелей культуры России. Каждый четвертый фильм стал лауреатом международных, всесоюзных и российских конкурсов и фестивалей».

«Только за первые три года существования студии цехом киносъемок новосибирского телевидения было выпущено десять художественных фильмов общим объемом 40 частей. Почти все они были показаны по ЦТ и растиражированы по стране».

«Студию числили в тройке лучших в стране — вместе с московской и ленинградской. Причем каждая работа выходила не только на местный, но и всесоюзный экраны. Самые интересные работы показывались не по одному разу. Так режиссер Виталий Гоннов вспоминает, что его игровой фильм «Вера и Федор» так полюбили в Риге, что показали раз пять-шесть. Для любителей кино этот фильм интересен еще и тем, что в нем в своей первой роли дебютировал народный артист России Александр Абдулов».

«Первый художественный короткометражный фильм «Последний» был снят на Новосибирской студии телевидения режиссером С. Наумовым и оператором Г. Распевиным в 1960-м году и вскоре показан в Москве по Центральному телевидению и растиражирован по всем студиям страны».

«Юрий Малашин, Вадим Гнедков, Сергей Чавчавадзе, Олег Максимов, Борис Травкин, Виктор Ватолин, немного позже — Юрий Шиллер, Александр Косенков, Валерий Соломин, Раиса Ерназарова, Геннадий Седов. Имена режиссеров, операторов, сценаристов «Новосибирсктелефильма» можно перечислять долго. Эти люди создали видеолетопись своей эпохи. Их герои — научные сотрудники Новосибирского отделения Академии наук и полярные летчики, доярки, комбайнеры, балерины и педагоги, заводские рабочие и шахтеры».

Чтобы не быть голословным, просто оглашу весь список художественных фильмов, снятых за двадцать восемь лет на «Новосибирсктелефильме»:

1960 г. — «Последний». Реж. С. Наумов, опер. Г. Распевин

1962 г. — «Четвертый». Реж. В. Гранат

1963 г. — «Клоп». Реж. В Гранат, опер. С. Чавчавадзе

1964 г. — «Избрание апостолов». Реж. В. Гранат, опер. С. Чавчавадзе

1965 г. — «Поединок». Реж. В. Гнедков, опер. Л. Сикорук

1966 г. — «У нас есть дети». Реж. В. Гнедков, опер. С. Чавчавадзе

1968 г. — «Сердце». Сцен. Ю. Малашин, реж. В. Гнедков, опер. С. Чавчавадзе

1969 г. — «Не потеряйте знамя». Сцен. Ю. Малашин, реж. В. Гнедков

1969 г. — «Алкина песня». Сцен. А. Иванов, реж. В. Гоннов

1970 г. — «К сыну». Реж. Л. Марягин, В. Гранат

1973 г. — «Ночной сеанс». Сцен. Ю. Мирошниченко, реж. В. Гнедков

1974 г. — «Вера и Федор». Сцен. В. Сапожников, реж. В. Гоннов

1975 г. — «Пассажир». Сцен. Ю. Мирошниченко, реж. В. Гнедков

1976 г. — «Новогодний подарок». Сцен. А. Косенков, реж. В. Гнедков

1976 г. — «Однажды осенью». Сцен. А. Косенков, реж. В. Гнедков

1980 г. — «Сват». Реж. В. Гнедков, опер. С. Чавчавадзе

1985 г. — «Тайга». Автор и режиссер Ю. Малашин, опер. С. Чавчавадзе

1987 г. — «Перед свадьбой». Сцен. А. Косенков, реж. В. Гнедков

1988 г. — «Мы и наши лошади». Автор и режиссер Ю. Малашин.

К жанру, конечно же, научно-популярного игрового кино следует отнести и популярнейшие в свое время циклы фильмов «Физика в забавах», «Физика для малышей», «Геометрия для малышей» автора и режиссера Л. Сикорука, тиражированные в шестидесяти с лишним странах мира.

Ну, а поскольку в нашей статье речь не только о реальности созданных в Новосибирске художественных фильмов, но и сопровождающей в наше запутанное время каждое значительное явление мифологии, зачастую имеющей весьма отдаленное отношение к действительности, а то и вовсе далекому от нее, то стоит сейчас, пожалуй, упомянуть о детали, которая иногда весьма существенно нарушала историческую и творческую справедливость. Деталь эта уже не нашего, а минувшего времени. Снова отсылаю читателя к книге В. Ватолина «Век сибирского кино».

«Существовал железобетонный закон, за нарушение которого руководителя сурово наказывали: авторский гонорар в кино (как и во всех видах СМИ) тратится только в пропорции 40 к 60: на 60% должны написать сценарии авторы со стороны, а штатные сценаристы могут зарабатывать оставшееся. Традиция пошла, скорее всего, от ленинской «Искры» и была рассчитана на придание органу СМИ как бы большей объективности и злободневности. Правило это не всегда на пользу дела. Не всегда на пользу печати, сложно на радио, и уж совсем вяжет по рукам и ногам в кино, особенно в провинции. Сценарий требует не только хорошего владения пером, но еще и специфичного видения (вспомним Зазубрина), склада ума, навыков. Даже отличный газетчик или специалист в какой-нибудь отрасли приносят обычно кипу страниц с набором подчас интересных фактов. Но что из них и как превращать в экранное зрелище – совершенно неясно. Вот и приходится собственно сценарий сочинять киноредактору – чаще всего выпускнику ВГИКа, где его учили этому мастерству в течение пяти лет. А авторский титр в картине и деньги получит тот же газетчик или специалист. На «Новосибирсктелефильме» только выпускников сценарного факультета ВГИКа трое, плюс пара опытных практиков. Но они штатные работники, а потому имеют право написать сценарий лишь раз в год, остальное время приходится мучиться с привлеченными авторами. Мучились - куда денешься! Но основной поток снимаемых сценариев выходил все-таки из-под пера профессиональных авторов. Приходилось попросту плутовать: сочинять на «лошадь» — по внутристудийному жаргону на подставное лицо. В «лошадях» ходили жены, родственники, друзья друзей».

Думаю, кинуть по этому поводу камень в наш огород стоит конечно. Оправдывает нас разве только то, что лет двадцать, тридцать назад мы совершенно не задумывались об авторской справедливости, которая встанет перед нами во весь свой внушительный рост, спустя то время, когда мы начнем «подводить итоги своих заслуг перед отечественным кинематографом» и порой горько сетовать на историческую фальшь, зияющую в авторских субтитрах весьма неплохих киноработ, которыми можно было бы заслуженно гордиться. Примеров тому достаточно, но сошлюсь только на свой опыт, который нет-нет да и царапнет иногда, но о котором, положа руку на сердце, я почти не жалею, за исключением одного-двух случаев, когда подобное «плутовство» принесло незаслуженные дивиденды не совсем достойным их людям.

Совсем недавно с большим успехом прошел по нескольким телевизионным каналам фильм «Беспокойная должность», который мы вместе с Ю.А. Шиллером сняли много лет назад о тогда еще мало известном директоре новосибирского зоопарка В. Шило. Снимали с увлечением и большим удовольствием. Фильм получился. Но автором сценария в титрах значился не я, а мой хороший товарищ, корреспондент «Комсомольской правды» Н. Кривомазов, который В. Шило и в глаза не видел, но согласился меня выручить. Фильм потом сыграл в его судьбе заметную роль. Николай всерьез увлекся кинематографом, поступил во ВГИК и следующий наш фильм «Возвращение в Братск» мы уже снимали вместе — он как автор сценария, я, как режиссер.

Сценарий художественного фильма «Перед свадьбой» я написал буквально за два дня по просьбе В. Гнедкова. У приглашенного автора сценарий не задался, времени на съемки оставалось почти ничего и скоро съемочная группа выехала на съемки в Барнаул с моим сценарием, высочайше одобренным в Москве, увы, не под моей фамилией, поскольку в этот год я уже снимал другой фильм и право на авторство надо было передать кому-нибудь другому. Мой коллега и товарищ драматург С. Злотников попросил меня поставить вместо моей фамилию его жены, которая на днях должна была вступить в Союз театральных деятелей и подобное «авторство» было бы ей очень кстати. В Союз она благополучно вступила, вскоре они с мужем уехали в Израиль, где у них, кажется, есть даже собственный театр, а я так и не стал формальным автором своего очередного художественного фильма.

Приходилось писать сценарий и за крупного московского телевизионного чиновника («Новогодний подарок»), и за случайного журналиста из Усть-Илимска В. Чемоданова («Даешь Даван!»), о чем впоследствии пришлось очень и очень пожалеть, так как тот воспользовался чужой работой для недобросовестного раздувания собственного ничтожного имиджа. Так что бывало всякое. А вот сейчас, когда твои собственные работы названы фамилиями других людей, нет-нет, да и царапнет обида за собственные беспечность и глупость.

Мифология, как в кино, так и в литературе складывается зачастую от авторской небрежности, порой от сознательных подтасовок или попыток не очень талантливых людей выглядеть более талантливыми и значительными. Отсюда и плагиат, и путаница в исторических событиях, и даже сознательное их искажение. Очередной миф о том, что художественное кино в Новосибирске начали снимать только в наши дни из этой же серии. В какой-то степени это и грустные последствия того, что «социальная катастрофа 90-х годов в России стала причиной закрытия многих культурных учреждений в стране. В их числе оказался и «Новосибирсктелефильм». Денег на производство не было, студию закрыли. Часть сотрудников перешла на студию телевидения, большинство отправилось «в свободное плаванье». Уникальное оборудование отправили в утиль. Большая часть фильмов хранится сегодня в архиве Новосибирской студии телевидения». Интересно, какие мифологемы выстроятся из этой ситуации лет через двадцать – тридцать? Не исключено, что в очередной раз заявят, что нас тут вообще не было.

Косенков А.Ф.

 

подкатегория: 
Average: 4.2 (9 votes)

Добавить комментарий

Target Image