Скалы в 3D-модели, платки с гусляками и томский скетчинг — что привезли на фестиваль Новосибирского краеведческого музея коллеги со всей страны.
Уха из Сузуна
Международный фестиваль музейного маркетинга и гостеприимства «Музей для людей» Новосибирский государственный краеведческий музей (НГКМ) проводит второй год подряд. На этот раз участников было почти на треть больше — 120 человек из 18 регионов. В первый же день гостей повезли в Сузун, чтобы показать одну из жемчужин Новосибирской области — Музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор», филиал НГКМ. Несколько лет комплекс строился и продолжает развиваться благодаря областной государственной программе «Культура», за это время стал знаковой точкой на туристической карте региона. Место, где чеканилась особая сибирская монета, имеет историческое значение для Сибири и государственности в целом. Возвращаясь к своему славному прошлому, как будто приосанился и сам рабочий посёлок Сузун. Юлия Шуклина, заместитель директора по научной работе НГКМ, рассказывала коллегам о музейном проектировании и развитии территории. Осмотр местных достопримечательностей по законам гостеприимства завершился ароматной сибирской ухой.
Спикеры пресс-конференции: заместитель генерального директора Хабаровского краевого музея Нина Маркова, директор Томского областного краеведческого музея Святослав Перехожев, заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов и ведущий дизайнер Студии Артемия Лебедева Марк Родионов.
— Сама тема фестиваля — маркетинг и гостеприимство — кажется нам очень важной, потому что современный музей — это и точка притяжения людей, и значимый элемент социально-экономической структуры общества, — отметил на пресс-конференции в главном здании НГКМ Евгений Сазонов, заместитель министра культуры Новосибирской области. — Хороший показатель в этом плане — наличие очередей. Мы много слышали об очередях на выставки в крупнейшие федеральные музеи. Были такие прецеденты и у нас. Можно вспомнить выставку Третьяковки и другие проекты художественного музея, и Ночи музеев в НГКМ. Если говорить о краеведческом музее как о действительном лидере музейного дела в Новосибирской области, это хорошо видно на цифрах: пять лет назад, в 2013 году, все его экспозиции посетили порядка 150 тысяч человек, а в 2018 году были уже 360 тысяч посетителей.
Согласно национальному проекту «Культура» к концу 2024 года количество посетителей учреждений культуры должно увеличиться на 15%. По словам замминистра, музеи Новосибирской области должны поднять количество посещений на 12%.
Ожидается, что в 2024 году все музеи региона и их экспозиции посетят более 2 миллионов человек.
Участники фестиваля в колонном зале Новосибирского государственного краеведческого музея.
На фестиваль НГКМ съехались коллеги из Томской, Новосибирской, Кемеровской, Ростовской, Московской, Брянской, Магаданской, Воронежской, Иркутской, Свердловской областей, республик Крым, Татарстан, Хакасия, Саха, Башкортостан, Алтайского и Красноярского краев и Ханты-Мансийского автономного округа. А также из Москвы, Санкт-Петербурга и Казахстана. 23—25 сентября музейщики обменивались опытом, рассказывали о продвижении своих лучших проектов и обсуждали насущные проблемы. Среди спикеров — признанные профессионалы своего дела: Бьёрн Стенверс (Голландия), член правления Международного союза Музеев (ICOM), старший преподаватель Президентской академии РАНХиГС, его лекция была посвящена стратегическому маркетингу в музее; Марк Родионов (Москва), ведущий дизайнер Студии Артемия Лебедева, говорил о том, как музеям успешно конкурировать в борьбе за внимание гостей; Александр Куприянов (Москва), доцент Высшей школы экономики, академический руководитель программы «Медиакоммуникации», рассказывал о возможностях музеев в цифровом мире; новосибирец Андрей Шавнев, руководитель digital-направления коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь», — о том, чего не хватает музеям с точки зрения посетителей; Нина Маркова, заместитель генерального директора Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, — о партнёрах и ребрендинге музея.
У экспозиции с гуслицкой росписью от Егорьевского историко-художественного музея.
Сохранить и «распечатать»
После предварительного отбора в конкурсную программу фестиваля вошли десять проектов из разных музеев страны. Каждый из них мог стать украшением экспозиции любого музея. К примеру, Хангаласский улусный краеведческий музей им. Г.В. Ксенофонтова привёз «вечный календарь». Музей истории Екатеринбурга демонстрировал коллегам парфюмерную карту родного города и с помощью ароматов отправлял в «путешествие» по истории целой страны.
Расскажем подробнее о двух из конкурсных проектов. Егорьевский историко-художественный музей представлял свой «Провинциальный эксперимент» — самобытные сувениры, украшенные современными гусляками. Издавна по берегам реки Гулицы селились старообрядцы. Проект музея адресован потомкам гусляков — староверов из посёлка Шувое Егорьевского района. Главным промыслом, прославившим здешних мастеров на всю Россию, было переписывание церковных книг крюкового пения и украшение их пышным орнаментом с золотым свечением. Но в начале XX века этот промысел угас.
— К сожалению, книгопечатание полностью вытеснило этот вид росписи, — рассказывает о проекте Евгения Отченко, сотрудник Егорьевского историко-художественного музея. — С 2014 года музей ведёт большой проект по возрождению этой росписи. Сначала мы изучили приёмы, получили грантовую поддержку Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов» и начали кампанию по изучению росписи. Набрали школу мастеров — и для взрослых, и для детей, был большой ажиотаж. И на первом этапе конкурса у нас появились бумажные сувениры — конверты, открытки, альбомы. А уже на втором этапе в партнёрстве с обувной фабрикой мы шили сувениры из кожи — футляры для очков, чехлы для планшетов, а потом наши участники переносили роспись на кожу. Так, в 2015 году этот проект стал победителем Международного конкурса «Интермузей» в одной из номинаций. Мы продолжаем разработку сувениров: теперь это платки в гуслицком стиле с ручной росписью в технике батик. Они уже стали лауреатами Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» и международного конкурса «PRO-бренд».
Скала Кемпир-тас, или Баба-Яга, в Западном Казахстане известна всем.
Участник из Казахстана Георгий Пересветов, археолог, руководитель отдела Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина, привёз в Новосибирск отпечатанные на 3D-принтере копии знаменитого «Тобольского мыслителя». Каменная скульптура, изображающая сидящего обнажённого человека, смотрящего в небо, была найдена в 1976 году на правом берегу реки Тобол в Кустанайской области. Эта 20-сантиметровая скульптура хранится сейчас в национальном музее Казахстана, в городе Нур-Султан, бывшей Астане. При этом является чуть ли не брендом челябинского Аркаима. Но не об этом споре речь, а о методе сохранения культурных ценностей, который предлагает археолог Пересветов.
— Каменные изваяния, наскальная живопись страдают от климатических условий — дождь, снег; люди оставляют на них надписи. В павлодарском Прииртышье, на озере Жасыбай, в туристической зоне, наскальные рисунки уже практически уничтожены. Благодаря новым технологиям мы сохраним эти объекты для потомков. 3D — моё хобби. Я фотографирую объект и при помощи специальной программы создаю абсолютно точную копию, до микронов. Эта программа была сделана питерскими студентами лет семь назад. По просьбе сирийского правительства в ней создавалась 3D-модель Пальмиры. На 3D-принтере я сделал несколько сувениров, в том числе самого узнаваемого в Павлодарской области природного памятники — скалы Кемпир-тас, или Баба-Яга, с ней связано много местных легенд. Такой «кемпир-тас» любому можно потрогать руками и ощутить текстуру поверхности.
Томичи рассказывают о своём проекте — скетчинг в музее.
Миф о «злобных бабушках»
В Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова теперь рисуют. Раз в две недели, по воскресеньям, проходят встречи и мастер-классы по скетчингу, проводит их художник Татьяна Милякова. А началось с того, что девушка просто пришла и предложила: давайте я у вас тут порисую. Теперь этот проект приносит деньги музею и удовлетворение посетителям. На экскурсию с мастер-классом по скетчам приходят семьями, рисуют и мужчины. Святослав Перехожев, директор ТОКМ, на дискуссии «Музеи и партнёрство» рассказывал о другом проекте музея — летних open air в Музейном саду: «Мы не умеем продавать билеты на события, а наши партнёры могут: значит, лучше немного поделиться, но зато у тебя будет публика. Мы, музеи, не конкурируем между собой, а конкурируем за вниманием или за свободное время людей. С кем конкурируем? С торговыми центрами, кинотеатрами, театрами. Музеи должны быть круче всех. С одной стороны, это требует денег, а с другой — вполне по силам сделать посетителей своими друзьями, или, как требует того современный музейный тренд, соучастниками».
Музей способен окрылять.
Сам Новосибирский краеведческий музей втягивает в свою орбиту всё больше и больше людей, интересующихся культурой и творческим развитием.
Успешными проектами НГКМ стали серия видеороликов «Идеальный посетитель», промоакция «Музей — это…», программа встреч «Четверги в музее», интерактивные экспозиции в Музее природы, незабываемые акции в Ночь музеев, программа лояльности «Друг музея», серия сувениров с изображением находок древнего святилища.
— До недавнего музейного бума музеи были своеобразными башнями из слоновой кости, где всё запрещено, где много правил, а ещё этот миф о «злобных бабушках», хранительницах. Подчёркиваю, что это миф, потому что они, как правило, очень добрые, — поясняет директор НГКМ Андрей Шаповалов, член президиума Союза музеев России, эксперт в области стратегического управления в культуре. — Несколько лет назад мы задумались над тем, как сделать так, чтобы нашим посетителям было у нас интересно, комфортно и захотелось прийти снова. Мы стали развивать философию гостеприимства в разных направлениях. Музей — это место, которое сохраняет память, а сейчас сохранять память — модно, это мировая тенденция. Многие музеи стараются измениться, но не у всех получается. И этот фестиваль мы придумали специально для того, чтобы специалисты, заинтересованные в открытости, приезжали делиться своими наработками, общались, начинали дружить и придумывать совместные проекты.
В 2020 году НГКМ отмечает своё 100-летие. Программа третьего фестиваля маркетинга и гостеприимства обещает быть особенной. А сначала новые проекты увидят посетители музея. Одним словом, готовьтесь удивляться и соучаствовать.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
http://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BD%D0%B...
Добавить комментарий