[18(30).VII. 1896, Бийск Алтайского края - 20.X. 1958, Новосибирск] - поэт. Род. в семье лесоруба-плотогона. Прошел нелегкую школу жизни. Работал лесорубом, землекопом, плотником, печником, кожевенником. Участник Первой мировой войны, где был ранен и контужен. В ноябре 1919 вступил добровольцем в Красную Армию. В составе 5-й Армии участвовал в разгроме колчаковщины на Алтае. Публ. в ж. «Сиб. огни». Первая кн. - «Чуйский тракт» (Барнаул, 1926). Автор кн. «На горном пути» (1933), «Край родной» (1937), «Горные долины» (1947), «Мое родное» (1951), «Повесть о Демжае-алтайце» (1954), «Искренний сердца родник» (1973), изд. в Новосибирске, Барнауле, Иркутске.
Неиссякаемым источником творч. вдохновения стал для М. Алтай. Ранняя лирика М. пронизана мотивами сыновней близости к природе родного Алтая. С природой края были связаны у М. и поиски ответов на многие вопросы человеч. бытия. Отдав поначалу дань романтике бродяжничества, таежной экзотике, поэт со временем приходит к осмыслению глобальной лирико-философской темы «Человек и природа».
В кон. 1920-х М. переехал в Новосибирск, где влился в объединение «крестьянских» писателей. Он решительно поддержал идею коллективизации, выступив с трибуны I Съезда сиб. колхозников с призывом вступать в колхозы. Это стихотворное обращение, в печ. варианте называвшееся «Слово к единоличникам, беднякам и середнякам», широко использовали в пропаганде тех дней. Поэму с красноречивым названием «Путем коллектива» (1932) М. тоже посвятил теме колхозного движения.
В стихах и поэмах 1930-х все увереннее звучат мотивы преобразования родного края. Даже в стихах о природе человек выступает у М. теперь не как покорный сын ее, а как преобразователь, что вполне согласовывалось с наступательным пафосом первых сов. пятилеток.
Родному Алтаю посвящено и самое крупное произведение М. «Повесть о Демжае-алтайце». Яркие и колоритные детали быта и нравов коренных жителей Горного Алтая, глубокое проникновение в их психологию и свежий красочный фольклор сочетаются здесь с выразительными характеристиками героев. Отчетливо ощущается тесная связь рус. поэта с культурой и историч. судьбой маленького народа гор и тайги.
Начав певцом природы и «крестьянским» поэтом, М. в процессе творч. эволюции становится поэтом широкого социального диапазона и эпич. звучания. Но сегодня М. близок прежде всего своими прекрасными стихотворными пейзажами, теплой задушевной лирикой.
Лит.: Мухачёв Илья Андреевич. // Писатели Сибири. Указатель лит-ры. - Новосибирск, 1956; Яновский Н. Мухачёв Илья Андреевич. // КЛЭ. - М., 1968. Т. 5; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2.