Музеи нередко называют хранителями памяти. И действительно, в их коллекциях хранится большое количество экспонатов, в которых заложено множество информации, переданной письменно и вещественно от наших предков. Придёт время, и мы тоже будем стремиться оставить нашим потомкам живые свидетельства о своём времени и поколении. Музеи бывают разные: большие и маленькие, величественные и скромные, краеведческие и исторические, мемориальные и этнографические, частные и государственные. И значительное место среди музеев в нашей стране занимают школьные музеи. Ещё в недавнее время они были почти в каждом городе и селе и посвящались разной тематике. Наиболее распространенными из них являлись уголки Ленина, повествовавшие о вожде мирового пролетариата, уголки, рассказывающие о выдающемся выпускнике – гордости школы, музеи революционной, боевой и трудовой славы, музеи истории школы. В школе № 143 Калининского района Новосибирска тоже был свой музей, который, к сожалению, сегодня не действует. Многие сегодняшние ученики совсем не знают о богатой истории и славных традициях своей школы. Многое уже утеряно, забыто. Ещё учеником этой школы, которую окончил в 2016 г., я стал инициатором возрождения музея истории нашей школы. Я очень люблю свою школу, уважительно отношусь к её истории и горжусь ею. Я мечтаю воплотить в жизнь свою мечту о воссоздании истории школы. Написание данной работы может помочь мне систематизировать и обобщить уже собранную к сегодняшнему дню разнообразную информацию.
Историография. В советское время вопросу о создании и функционировании школьных музеев уделялось большое внимание. В журналах «Педагогика» и «Воспитание школьников» регулярно печатались статьи, в которых рассматривались различные проблемы, связанные с деятельностью школьных музеев. Педагоги, руководители школьных музеев описывали свой опыт работы по созданию различных музеев, выявляли их богатый воспитательный потенциал. В постсоветское время многие школьные музеи перестали действовать, и поэтому о них писали нечасто. В настоящее время в связи с наметившейся тенденцией к возрождению школьных музеев стали появляться публикации на эту тему. Например, в журнале «Преподавание истории в школе» под названием «Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программа и стратегий» кандидат исторических наук Д. В. Шмуратко проанализировал современное состояние музейного дела в школах России и пришел к однозначному выводу о важности сохранения и приумножения этого уникального явления в российской школе. Мы разделяем эту точку зрения.
Задачи нашей работы:
1) выяснить историю создания и основные этапы деятельности музея школы № 143 Калининского района г. Новосибирска;
2) охарактеризовать современное состояние школьного музея в школе № 143 и наметить основные мероприятия по его воссозданию.
Источниковая база исследования. При написании данной работы мы опирались на устные, письменные и вещественные источники. Большое значение для нас имело знакомство с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.» которая нацеливает на «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству», а также на «создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодёжью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений».
Особо ценными источниками для нас послужили воспоминания старейших учителей и выпускников школы. Особенно следует отметить воспоминания руководителя школьного музея в 1970-х – начале 1990-х гг. учителя истории Юлии Алексеевны Ясаковой и Светланы Григорьевны Жиратковой – директора школы в 1981–1989 гг. В ходе личных бесед с ними удалось установить многие факты из жизни музея и школы. Данные, полученные нами от Ю. А. Ясаковой, были дополнены воспоминаниями учащихся. Из письменных источников для нас наиболее важными являются документы, которые хранятся в фондах Новосибирского городского архива и архива департамента образования мэрии Новосибирска. Нами были востребованы материалы фондов отделов народного образования Дзержинского и Калининского райисполкомов Новосибирска, фонда Новосибирского гороно. Опубликованные и неопубликованные делопроизводственные источники представлены в разных видах. Например, личным листком по учёту кадров на имя первого директора школы № 143 Лебедзя Эдуарда Евгеньевича, автобиографией второго директора школы Ключиковой Нелли Фёдоровны, решением исполкома Новосибирского горсовета об открытии школы, актом государственной приёмки здания школы от 28.08.1965 г., справками инспекторов гороно о состоянии учебно-воспитания работы в средней школе № 143, о проверке школы за 1970/71 учебный год, планами работы пионерской организации, материалами фронтальных проверок и другими источниками. Всё это многообразие даёт целостное представление о содержании учебно-воспитательного процесса школы за полувековой период ее существования. Важное значение для нас имеют фотографии в альбомах и в папках, которые в настоящее время находятся в школьной библиотеке, а до этого хранились в школьном музее. Фотографии помогают познакомиться с различными школьными традициями, интересными событиями из истории школы, яркими моментами в жизни отдельных классов и учителей. Изучение этих источников, которые будут дополняться другими материалами, позволит нам восстановить основные вехи становления и развития школы, а значит, и отразить историю школы в возрождающемся школьном музее.
Средняя школа № 143 г. Новосибирска, современный снимок
Создание школы № 143 и основные этапы развития школьного музея.
Средняя школа № 143, которая сегодня называется муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 143», была открыта в 1965 г. В «Решении исполнительного комитета Новосибирского городского совета депутатов трудящихся № 498 от 30 июня 1965 г. об открытии новых школ» за подписью председателя исполкома Новосибирского горсовета депутатов трудящихся Ивана Павловича Севастьянова говорится: «В соответствии с народнохозяйственным планом на 1965 г. исполком горсовета депутатов трудящихся – РЕШИЛ: открыть в городе Новосибирске среднюю школу на ул. Объединения Дзержинского района. Присвоить ей городской порядковый номер – 143». Она входила в число других семи средних и восьмилетних школ города, открытых в данное время.
Из акта приёмки здания школы от 28 августа 1965 г. узнаём, что одно-трехэтажное здание школы № 24 (143) Дзержинского района было построено по типовому проекту и рассчитано на 960 учащихся. Застройщиком являлось предприятие п/я 80 (НЗХК). Из этого документа мы также узнаём имя первого директора школы. Среди других источников имеется выписка о разрешении государственного архитектурно-строительного контроля № 18 от 30 марта 1964 г. Эту дату можно считать началом истории школы, хотя строительство здания началось в ноябре 1964 г. В ходе приёмки государственная комиссия, отметив дефекты в выполненных работах, порекомендовала «закончить работы по теплице к 15 сентябрю 1965 г.» и «установить недостающее оборудование спортивного ядра и мастерских до 5 сентября 1965 г.», «выполнить озеленение участка застройки в осенний период».
Первым директором школы стал Лебедзъ Эдуард Евгеньевич. В фонде архива города Новосибирска был найден его «Личный листок по учёту кадров» с приложенной к нему автобиографией. Из них мы узнаём, что он родился в г. Мариинске нынешней Кемеровской области в семье служащих. Отец – научный работник, окончил Томский университет, мать – учительница. В 1949 г. поступил на географический факультет Новосибирского государственного педагогического института. В 1953 г. окончил его. В институте занимался общественно-полезными делами (два года работал секретарём факультетского бюро ВЛКСМ). Из материалов проверок школы следует, что он являлся членом КПСС. К тому времени показал себя уже профессионалом, хозяйственником, стал директором школы в 36 лет.
На протяжении работы Лебедзя в этой должности решались многие административные, хозяйственные, воспитательные и учебные задачи, которые ставило перед школой государство. Из отчётов о воспитательной работе школы на рубеже 60–70-х гг. мы выясняем, что в школе активно осуществлялась внеклассная деятельность: проводились КВН («Олимпия»), конкурс дружбы народов, театрализованное представление на 1 сентября, где классы представляли по одной из наук, работал клуб самых маленьких. Выпускалась первая общешкольная газета, которая называлась «Молния», в рамках идейно-политического воспитания в школе существовал клуб «Факел», которым руководил преподаватель истории. Под руководством методического объединения иностранного языка был организован КИД – Клуб интернациональной дружбы, в секциях которого занималась 80–100 человек. На заседаниях клуба проводили встречи с людьми, побывавшими в различных странах мира. План работы пионерской организации предусматривал следующие мероприятия: понедельник – работа с октябрятскими звездочками, вторник – семинары в райкоме, среда – работа пионерского актива, четверг – комсомольский, пионерский, октябрятский лекторий, пятница – пионерская пятница, работа клуба «Олимпия», суббота – совет справедливых. Вечера, диспуты, лекции для старшеклассников. Когда находишь такую информацию о школе, в которой ты практически жил, то с замиранием сердца и с огромным любопытством хочешь искать новые факты о прошлом школы. В 1970-е гг. намечается рост педагогических кадров школы № 143 – приходят новые, молодые, готовые творить и созидать учителя, среди которых Басалыко Людмила Ивановна, Кочеткова Вергиния Николаевна, Беседина Зоя Ивановна, Ясакова Юлия Алексеевна, Маликова Надежда Яковлевна, Богданова Надежда Семёновна и другие. Особое уважение проявлялось в школе к учителям, которые работали с самого первого её дня – Остриковой Нине Ефимовне (отличник народного просвещения), Шестаковой Ирине Ильиничне (отличник народного просвещения). Мы, выпускники, благодарны каждому учителю, который заложил в основу деятельности школы что-то своё, необычное.
Работа школьного музея начинается с 1965 г. Руководителем стала Ф. Т. Стрикова, учитель иностранного языка. Из документов проверки по воспитательной работе следует, что Флора Тимофеевна и ребята создали в школе Ленинский уголок о жизни и деятельности В. И. Ленина, под её руководством действовала лекторская группа, которая занималась сбором информации о вожде мирового пролетариата. Фонд музея постоянно пополнялся новыми материалами. Деятельность Ленинского уголка можно назвать первым этапом работы музея. Такие уголки были типичны для многих школ Советского Союза в то время.
В 1970-е гг. в школу приходит молодой учитель истории Юлия Алексеевна Ясакова. По её воспоминаниям, к моменту ее прихода в школу Ленинский музей уже не функционировал должным образом. Нам не удалось выяснить, почему это произошло. Начиная с 70-х гг. можно говорить о новом (втором) этапе в истории развития школьного музея. Юлия Алексеевна с помощью ребят создаёт музей города и Дзержинского района. По её заданию учащиеся занимались поисковой деятельностью в библиотеках города и района для пополнения собственного фонда. Ребята фотографировали знаменитые места города и памятники архитектуры. В результате этой деятельности были оформлены стенды в помещении школьного музея, который располагался на третьем этаже.
Примерно в начале 80-х гг. в жизни музея, который был посвящён истории города и Дзержинского района, произошли изменения. К его работе был привлечён военрук, учитель географии Пётр Григорьевич Сидоров – ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы. Из документов Архива города Новосибирска нам стало известно о том, что Пётр Григорьевич ранее был директором школы № 103, которая сегодня располагается в пос. Северном Калининского района Новосибирска. Нами был сделан запрос в эту школу для получения сведений о Петре Григорьевиче. К сожалению, ответ не получен. Работа по поиску сведений об этом педагоге продолжается.
Общими усилиями учителей и учащихся был создан музей боевой и трудовой славы. Это время можно считать третьим этапом в жизни музея, временем его расцвета, аналогичные музеи создавались тогда по всей стране. В музее разместили огромные съёмные стенды, где были представлены пули, гильзы, земля с мест боёв. Ещё один очень интересный факт. На одном из этих стендов имелась информация об учительнице начальных классов Марии Никифоровне Морозовой, которая работа в школе с 1965 г. Она являлась разведчицей во время Великой Отечественной войны. В страшные годы для нашей страны этой женщине пришлось нелегко. Она попала в плен, выдержала страшные пытки, потом была освобождена. Судьба сложилась так, что своих детей у неё не было, и она любовь и ласку отдавала учащимся нашей школе. Я нисколько не сомневаюсь, что она учила их человеколюбию, бережному отношению друг к другу. Она не хотела, чтобы дети испытали ужас той войны, но учила их, чтобы они сохраняли память.
На сайте Министерства обороны Российской Федерации в портале «Память народа», который создан, чтобы предоставить возможность пользователям получить наиболее полную информацию об участниках Великой Отечественной войны, нами найден документ из фондов архива Министерства обороны «Список граждан, отправленных на Родину… Списки переменного состава сборных пунктов из Бельгии. Список личного состава сборного пункта города Эммендингена». Там имеется лист, на котором указана фамилия нашей учительницы под номером 254. «Морозова Мария Никифоровна. 08.02.1910. Могилёвская область, Дрибинский район, деревня Юровка Коровчинского сельсовета». Указаны дата и место рождения.
Возвращаясь к этапам развития музейного дела, хочется сказать о четвёртом, заключительном этапе, который пришёлся на вторую половину 80-х – начала 90-х гг. Под влиянием изменений, которые происходили в это время в нашей стране, происходили и изменения в содержании деятельности школьного музея. Из воспоминаний Ю. А. Ясаковой известно, что в это время она болела, поэтому музеем никто не руководил и музейная жизнь в школе начала угасать. Но когда в конце 80-х гг. учительница вернулась после болезни в школу, она стала привлекать к участию в работе музея родителей учащихся. В числе родителей был художник и военный, которые помогали ей с оформлением комнаты музея и прилегающей к нему рекреации. Музей продолжал действовать до начала 2000-х годов, когда Юлия Алексеевна передала обязанности руководителя музея другому учителю. С этого время времени музей перестаёт действовать. Такая ситуация заставляет задуматься над очень важным моментом. Человек, руководитель является главным ресурсом музея, именно он под своим началом объединяет усилия окружающих для общего дела развития музея. Если этот человек болеет за своё дело, то и дело спорится. Если нет такого человека, то музейная деятельность прекращается.
Современное состояние школьного музея.
Сегодня музей претерпевает начальный период своего возрождения. Работа по воссозданию музея началась с 2016 г. Однажды на сайте нашей школы в разделе «Документы» было опубликовано решение исполкома Горсовета депутатов трудящихся № 705 от 31.08.1965 г. о готовности школы к новому учебному году. Этот источник меня заинтересовал, и я обратился в администрацию школы с предложением о создании музея истории МБОУ СОШ № 143 г. Новосибирска. Директор школы Ирина Юрьевна Сосунова положительно отнеслась к моему предложению и стала оказывать посильную помощь в реализации моих начинаний по возрождению музея. После поступления в НГПУ я продолжил заниматься решением вопросов, связанных с музеем. Летом 2017 г. в течение двух недель я работал с фотографиями, которые в настоящее время хранятся в школьной библиотеке. Многие из этих фотографий, в которых отражена жизнь и деятельность школы за разные периоды её существования, прежде находились в музее. Всё было систематизировано, записано в журнал учёта основного фонда и специальный журнал экспонатов. В последующие время были составлены акты дарения экспонатов для музея (пули, гильзы, военные предметы). Мой одногруппник Дмитрий Гордок, студент 2-го курса ИИГСО НГПУ, предоставил экспонаты касательно военной тематики будущего музея. Большое ему спасибо!
В начале февраля 2018 г. я направил запрос в Новосибирский городской архив с целью провести исследовательскую работу по поиску документов о школе № 143. Ответ был дан положительный, и я продолжил работу по сбору материала. Исследование в фондах архива позволило мне набрать значительный пласт материала, который помогает уже сейчас написать комплексную историю школы. Департамент образования мэрии Новосибирска помог мне с данными о Нелле Фёдоровне Ключиковой, директоре школы с 30.11.1976 по 01.11.1980 г. Был отправлен запрос в Благовещенский государственный педагогический университет с целью запроса архивных данных о студенческих годах Нелли Фёдоровны. В архиве г. Новосибирска мне удалось поработать с описями дел постоянного хранения отделов народного образования Дзержинского, Калининского райисполкомов и отдела народного образования Новосибирского горисполкома. К настоящему времени мною сформирован актив музея, в который входят учащиеся 8 и 10 классов, всего шесть человек. Периодически раз в месяц мы собираемся и намечаем планы действий. Мною был разработан проект концепции воссоздания музея истории СОШ № 143 г. в 2018–2019 гг. и плана работы музея в 2020–2022 гг. Мы предполагаем создать музей, посвященный главным образом истории нашей школы. В концепции поставлены цели и задачи создания и работы музея истории школы, составлен план работы по основным направлениям его деятельности, чертежи стендов, описано необходимое для школьного музея оборудование.
Документ ещё ждёт обсуждения на уровне администрации, потом обсуждения на педагогическом совете, где его примут или отправят на доработку. Многое ещё там не освещено, но основной замысел идеи он отражает, и хронологические рамки говорят о том, что список задач, которые предлагается выполнить, к сроку могут быть выполнены. Для себя считаю главной задачей в работе будущего музея реализацию поликультурного образования в школе, формирование у учащихся навыков сохранения культурного наследия нашего народа, уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины посредством школьного музея. Работа по созданию музея продолжается, уже привлечены к этой задаче выпускники, бывшие и нынешние учителя, которые с интересом относятся к идее и предлагают свою руку помощи. Мы всем рады!
Выражаю огромную благодарность всем, кто поддерживает меня и помогает в воссоздании музея, особенно хочу выделить своих преподавателей из Новосибирского государственного педагогического университета – Наталью Алексеевну Давыденко, Владимира Александровича Зверева, Ольгу Михайловну Хлытину, Олега Николаевича Катионова, а также работников Новосибирского городского архива Елену Александровну Глобу, Юлию Александровну Голубеву, Наталью Геннадьевну Скорнякову – за возможность прикоснуться к живой истории, спрятанной в тёмных хранилищах архива города!
Заключение.
В настоящее время отмечается усиление внимания со стороны государства и общества к вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Создание и развитие в общеобразовательных организациях школьных музеев различного профиля может в значительной степени помочь делу воспитания молодого поколения, патриотов своей Отчизны. Не является исключением и музей школы № 143 г. Новосибирска, который имеет богатый опыт по приобщению своих воспитанников к духовно-нравственным и военно-патриотическим ценностям. Возрождая в очередной раз музей, мы верим, что наш музей больше никогда не закроется.
Список источников и литературы
1. Архив департамента образования Мэрии г. Новосибирска.
2. Новосибирский городской архив. Фонды отделов народного образования Новосибирского горисполкома, Дзержинского РОНО, Калининского РОНО 1980-х гг.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).
4. Шмуратко Д. В. Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программ и стратегий // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С. 43–45.
5. Короткова М. В. Музейная педагогика: понятие, история, технология и перспективы развития // Преподавание истории в школе. 2014. № 4. С. 3–8.
Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Н. А. Давыденко.
Добавить комментарий