Именно так выходили на субботники наши родители. Сегодня субботник — добровольно-принудительные работы по уборке города, помещений или др. Далеко не все жаждут взять в этот день грабли или тряпку. А ещё не так давно субботники были праздниками — по городу играла бодрая музыка, все «грабили», машины одна за одной вывозили мусор, после работы накрывались «столы». Веселье!
А когда возникли в нашем городе традиции добровольного труда? В чём они выражались?
Если говорить с начала, то самые честные субботники мы увидим ещё в крестьянской России. Хозяин, задумав поставить новый дом, месяцами скупал, готовил, складировал материалы, потом обращался к односельчанам. В субботу они все вместе дружно, за день возводили дом под крышу, а потом хозяин утраивал застолье. Так зачастую возводились дома и в Ново-Николаевске. Например, сохранились такие легенды о самостроях в оврагах речки Каменка. Начнёт хозяин строительство, придёт милиционер, запретит, а хозяин всем «обществом» за выходные поставит печь и лёгкий сруб. В понедельник милиционер возвращается, а труба уже дымит. Всё, вопрос с «пропиской» решён. Ну, это если схематично.
Потрудиться на благо города ново-николаевцев впервые официально «принудили» 110 лет назад – в 1909 году, после разрушительного пожара. Тогда Городская Дума издала обязательное постановление о древонасаждении на улицах города, которое являлось, прежде всего, противопожарною мерою. Им предписывалось и укрепление оврагов, и водопровод, и электрическое освещение, и замощение улиц города. Но это всё были дела специальной Комиссии по благоустройству. А, кроме того, была постановлена работа и с домохозяевами. Вдоль улиц «к посадке деревьев привлечь взрослое население, а также ввести праздники древо насаждения для детей». Определялись и породы деревьев: береза, душистый тополь, акация, липа, клен, вяз, ясень. Для разных улиц регламентировался свой порядок посадок: расстояние между домами, мостовой, деревьями. Для выяснения, как производить посадку, должно было произвести образцовую посадку деревьев против здания Управы (это там, где сейчас кинотеатр «Победа»).
И домов тех уже нет, а вот пни тех первых зелёных насаждений ещё стоят. Они уже сами по себе памятники. Тогда же гордума приступила к созданию бульвара по Николаевскому проспекту, который сохранился и ныне. По его разметке тоже шли бурные дебаты — «Автор проекта инженер-строитель С.Ф. Дунич-Марцинкевич указал, что ширина мостовой в семь сажен вполне достаточна, на ней поместятся две колеи трамвая, по 11/2 сажени шириною каждая и останется проезд для экипажей, которые, обыкновенно, движутся в одном определенном направлении».
Традиция субботников была активно продолжена и после революции. Первый коммунистический субботник в Ново-Николаевске состоялся 19 января 1920 года по инициативе руководителей городской автобазы. За три с половиной часа 400 человек разгрузили 93 вагона с артиллерийским и инженерным имуществом и отгрузили 6000 пудов хлеба в Центральную Россию. В первомайском субботнике в 1920 году участвовало уже 15 000 рабочих и красноармейцев.
Конечно, под коллективный труд была подведена и идеологическая база. Газета «Дело революции» в июне 1920 года писала: «Субботник — не развлечение, а большая и ответственная партийная работа, участие в которой обязательно для всех коммунистов и кандидатов. В часы субботника не может быть “более важной работы” — это отговорка. В часы субботника все должны быть на субботнике».
Естественно, такие принудительные работы нравились не всем. В партархиве сохранились жалобы горожан «в праздники нашу православную веру изгоняют работой, субботники, воскресники с угрозой, не явившихся на субботник привлекают чеке, суду и к стенке».
Ну, а далее субботники становятся уже традиционными мероприятиями. Как по очистке улиц, дворов и площадей, так и на строительстве общественных зданий, например Дома Ленина, при закладке Первомайского сквера, Новосибирского метрополитена перед его сдачей.
Субботники вплотную соприкасаются с работой санитарных служб. А здесь дело было очень плохо — водопровода, канализации не было, воду брали из загрязненных рек Оби и Каменки. Газета «Обь» в 1907 году писала: «На Енисейской улице громадное зловонное болото, свиньи в нем с удовольствием купаются». Небольшое природное озерцо около Фёдоровских бань на нынешней пл. Кондратюка называли даже Срединавозным.
Эпидемии холеры обрушивались на перенаселённый город год за годом. В 1904 году в городе открылся заразный барак на 20 коек и с одним фельдшером. Сильная эпидемия холеры и брюшного тифа в 1909 году, парализовала жизнь города, сократилась торговля, что задело интересы местных купцов, поэтому городская управа решила организовать при самой управе санитарное отделение в составе санитарного врача, фельдшера и дезинфектора, которым было поручено проводить санитарный надзор в городе и ведать дезинфекцией. До этого функции санитарного надзора выполняла полиция.
В 1910-х годах были созданы первые «отхожие места»: санитарный обоз, ассенизаторский отвал, кладбище животных. Они были организованы в двух километрах за городом. Выгребные бочки вывозили и опорожняли по восточной стороне дороги в с. Каменское (пр. Дзержинского), и сейчас эти места находятся почти в центре города. Жителям Закаменской части полагалось нечистоты везти в отвалы на границе с деревней Иня. Ныне - это район автомобильной эстакады на Кирова.
22 сентября 1915-го Ново-Николаевская Городская Управа извещает горожан, что «в связи с тем, что город признан угрожающим по холере» создаётся ассенизационный обоз «с достаточным количеством лошадей и бочек» и предлагает жителям немедленно озаботиться очисткой дворов и клозетов. Плата за очистку и вывоз бочки объемом в 40 вёдер — 1 рубль (ныне около 750 руб.). Можно было вывозить отходы и самостоятельно, сваливая в ассенизационные отвалы.
В годы Первой мировой войны, с прибытием в город большого количества военных, а также военнопленных, нечистоты стали серьёзно грозить городу, обострилась эпидемиологическая угроза.
В 1919–м в городе разилась страшная эпидемия тифа. Он был полон беженцев. Население Ново-Николаевска достигло 100 000 человек. Когда Красная Армия вошла в город, он был полон трупами умерших людей. 30 декабря 1919 года для борьбы с эпидемией тифа была создана чрезвычайная комиссия – Чекатиф.
Она успешно справилась с положенной задачей санитарной очистки города. Были оперативно открыты 4 постоянные больницы на 275 коек, 4 временных заразных барака на 440 коек и др. лечебные учреждения. К работам по очистке активно привлекалось всё население. К весне, к таянию снегов город был спасён, но порядка 60 000 человек той зимой от тифа всё-таки умерло. Больше половины населения города. Трупы захоранивались в канавах вдоль железной дороги, сжигались в двух крематориях.
Так что, вопрос чистоты города, как говорится – архиважнейший!
Библиографический список:
- Газета «Дело революции». 26 июня 1920.
- Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 47. Л. 7–9.
- ГАНО. Ф. П-13. Оп. 1. Д. 185а. Л. 51.
- Ларин Е. Субботник — не развлечение: новая жизнь советской традиции [Электронный ресурс] // Новосибирские Новости URL: http://nsknews.info/materials/subbotnik-ne-razvlechenie-novaya-zhizn-sov... (дата обращения 15.04.2019).
Сотрудник музея Новосибирска
Константин Голодяев
Добавить комментарий