Начало освоения Советского Севера

Государственный архив Новосибирской области завершил работу над новой выставкой документов «Начало освоения Советского Севера» на портале «Мультимедийный архив Новосибирской области».

Данная выставка входит в цикл мероприятий к 500-летию начала освоения Россией Северного Морского пути, она подготовлена по поручению помощника Президента РФ, председателя Морской коллегии России Николая Платоновича Патрушева.

Авторы выставки - ведущий археограф Государственного архива Новосибирской области Ольга Викторовна Выдрина и Почетный архивист России, ведущий архивист Государственного архива Новосибирской области Игорь Валерьевич Самарин.

В выставке использованы материалы архивных фондов Р-1 «Сибирский революционный комитет» («Сибревком») и Р-271 «Комитет Северного Морского пути» («Комсеверпуть»).

Смотреть выставку: https://archportal.nso.ru/theme/nachalo-osvoeniya-sovetskogo-severa/

Первой организацией, созданной для изучения возможностей морских перевозок в Арктике и их дальнейшего практического использования, стал Комитет Северного морского пути

О проекте

Первой организацией, созданной для изучения возможностей морских перевозок в Арктике и их дальнейшего практического использования, стал Комитет Северного морского пути, образованный 23 апреля 1919 года постановлением Совета Министров Российского правительства Верховного правителя адмирала А.В. Колчака. Председателем КСМП был назначен сибирский золотопромышленник и полярный исследователь С. В. Востротин. Главной задачей Комитета было создание устойчивой морской связи Сибири с западноевропейскими портами по Северному Ледовитому океану для развития внешней торговли.

В апреле 1920 г. было утверждено Положение о Комитете Северного Морского пути, в котором отмечалось, что Комитет создается при Сибирском революционном комитете для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного Морского пути в целях превращения его в артерию постоянной практической связи, а также для технической организации и осуществления товарообмена с заграницей, транспортировки грузов Европейской России через устье рек Оби, Енисея, Лены и Колымы. Исполнительным органом Комитета являлось исполнительное бюро в составе 3-з человек, которые ведали отделами Комитета, причем, отделы общий и финансовый находились в ведении председателя исполнительного бюро.

В состав Комитета вошли отделы:

Товарообменный

Транспортный

Портостроительный

Научный

Счетно-финансовый

Общий

Гидрографический

В ведение Комитета перешли:

– Управление по изысканию постройки портов в устьях рек Оби и Енисея;

– особый Обь-Енисейский гидрографический отряд.

До июля 1923 г. (дата точно не установлена) Комитет находился в подчинении Сибревкома, а с начала июля 1923 г. до 1928 г. являлся органом наркомата Торговли СССР. Комитет Северного Морского пути вел работу по исследованию Северного Морского пути в целях расширения внешней торговли посредством организации и осуществления экспортно-импортных операций через устья рек Оби и Енисея. Большое значение для осуществления этой задачи имели Карские экспедиции, осуществлявшиеся ежегодно с 1920 г. К началу навигации в Карском море и устьях Сибирских рек экспортные товары, заготовляемые Сибирскими, Уральскими и Казахстанскими хозяйственными органами, концентрировались и грузились на речные суда в Сибирских базах Карской экспедиции на р. Обь в гг. Камень, Новосибирск, Томск и Могочино; на р. Иртыш в гг. Омск, Тара, Усть-Ишим; на р. Енисей в г. Красноярске и Маклаковском заводе. В эти же сроки импорт закупаемый торгпредствами СССР и заграничными представительствами кооперации и акционерных обществ на рынках Европы и Америки, стягивался к отправным путям морской части Карской экспедиции (обычно Гамбург и Лондон), где грузился на морские пароходы. Отправление речных судов из Сибирских баз и морских из-за граница рассчитывалось так, чтобы они прибыли в Сибирские перегрузочные пункты одновременно и взаимная перегрузка экспорта и импорта могла быть произведена в кратчайший срок. Перегрузочные работы производились на рейде с борта на борт.

Необходимое количество морских судов фрахтовалось на европейском фрахтовом рынке. Речные экспедиции осуществлялись собственным флотом Комсеверпути и судами, арендуемыми у Западно-Сибирского государственного пароходства.

Перед Первой Карской экспедицией ставилась задача вывоза хлеба и различного сырья для снабжения Европейского Севера. Блестящее завершение этой операции, в результате которой было переброшено Архангельск 10300 т, главным образом хлебных продуктов, положило начало дальнейшему развитию дела. С 1921 г. начались регулярные торговые рейсы в устьях Сибирских рек уже в целях внешнего товарооборота. С 1924 г. начинается экспорт Сибирского леса, в последующие годы доля его в общем объеме экспорта значительно возрастает.

Являясь прямым и дешевым путем выхода Сибирского сырья на внешние рынки, Северный Морской путь имел первостепенное значение и в деле снабжения тяготеющей к нему обширной территории необходимыми для дальнейшего подъема ее производительных сил импортными товарами, при этом снабжения строго планового не только по размерам и составу импорта, но и времени поступления этих товаров на Сибирский рынок.

Комитет установил практическую возможность ежегодного использования Северного Морского пути, выявил его коммерческую выгодность.

Деятельность изыскательских экспедиций, организованным Комитетом, дала ряд важнейших открытий: были исследованы река Пясина, Игарская протока р. Енисей и т.д.

За свою успешную деятельность Комитет Северного Морского пути был награжден Красным Знаменем ВЦИК.

В 1928 г. Комитет был реорганизован в Северно-Сибирское государственное акционерное общество «Комсеверпуть» с правлением в г. Новосибирске. Общество находилось в ведении Наркомата Торговли СССР, имело представительства в Москве и Берлине. Учредителями и акционерами общества являлись Союзнаркомторг и Сибкрайисполком. Уставной капитал исчислялся 10 млн. рублей. Общество располагало следующими речными базами: Обь-Иртышская в г. Омске, Енисейская в г. Красноярске.

На общество была возложена задача максимального развития вывоза из местностей, тяготеющих к Северному Морскому пути (к 1929 г. импорт составил 1/6 часть грузооборота); развитие промышленной деятельности по использованию экспортных ресурсов из этих местностей, в частности, лесообрабатывающей промышленности, зверобойного промысла, эксплуатации недр и рыбоконсервного дела, оборудование Северного Морского пути.

Затем в 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП)  - государственная организация для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. До 1946 года — Главное управление при Совнаркоме СССР, с 1946 по 1953 год — Главное управление при Совете Министров СССР, с 1953 по 1964 год — Главное управление при Министерстве морского транспорта СССР. Ликвидировано в 1964 году, а в 1970 году была образована Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР, в РФ при Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Летом 2022 года создаётся ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» при «Росатоме», к которому перешли функции «Администрации Северного морского пути».

ГАНО

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image