Фото: Евгений Бекарев. Предоставлено Гёте-Институтом в Новосибирске.
Как можно использовать проекты советских поселков-коммун при развитии Новосибирского Академгородка? Что стоит сделать с Оперным театром? Зачем нужна «бумажная» архитектура? И почему красивое здание не обязательно должно быть сложным? Ответы на эти и другие вопросы внимательный зритель найдет на международной выставке «Город завтрашнего дня», посвященной архитектуре советского модернизма.
«Почему не решена на практике до сих пор задача межпланетных сообщений, и отнюдь не грандиозная в смысле потребных технических средств, но в то же время имеющая столь неизмеримо огромное значение – задавая себе этот вопрос, приходишь к выводу – от недостатка дерзости и инициативы, с одной стороны, и непонимания практического значения этой задачи – с другой».
(Юрий Кондратюк «Завоевание межпланетных пространств»)
Выставочный проект международной группы кураторов и исследователей «Город завтрашнего дня» посвящен наследию архитектуры советского модернизма. «Эта выставка — о советском городе, задуманном как модель нового общества, о советской архитектуре, представленной утопическими проектами и реализованными постройками начиная с авангарда 1920-х годов до последних лет существования СССР», — так описывают ее кураторы. Главная мысль проекта в том, что многие идеи общественного устройства, выраженные в новаторских проектах советской архитектуры, сегодня снова становятся актуальными.
Выставка уже была показана в Ереване, Минске и Москве, а после Новосибирска отправится в Тбилиси. Центральные темы для местного локального расширения: «Сибирский модернизм» и «Новосибирская архитектурная школа».
«Новосибирск был сформирован советским модернизмом, — поясняет директор Гете-Института в Новосибирске Пер Брандт. — Само по себе название «Новосибирск» отражает новизну и современность».
Организаторы выставки задаются вопросом: Что делать с наследием модернизма? «Хотим ли мы его сохранить? Хотим ли мы передать его будущим поколениям? – спрашивает Пер Брандт. — И речь не только о зданиях, но и о бумажной архитектуре. На выставке представлены материалы, которые долгое время лежали в частных архивах, и теперь городу предоставлена возможность посмотреть на них. А дальше надо подумать, что мы хотим сделать с этим? Хотим ли мы сохранить это наследие? Станет ли оно частью экспозиции, например, Художественного музея? Или что мы готовы с этим сделать?»
Ответ на этот вопрос дает куратор локального сибирского расширения выставки, художник Антон Карманов. Он уверен, что это наследие нужно использовать по прямому назначению. А приходить на выставку стоит с мыслью: всё, что здесь показано, можно реализовать.
Кампус или коммуна?
«На локальном расширении выставки я попытался показать, что ничто не пропадает в никуда. Например, в первом генплане Новосибирска 1925 года в центре города предполагалась круглая площадь. Как таковой ее сейчас нет, но та же самая идея реализована на четверть в другой линии улиц, она просто немного смещена», — поясняет Антон Карманов.
Это же касается известного проекта Николая Кузьмина – основателя архитектурной школы модернизма в Сибири. Он проектировал коммуну, которую в те времена посчитали утопией. Она так и вошла в историю архитектуры как нереализованная «Коммуна Кузьмина» (подробнее о ней можно прочитать здесь). Между тем мало кто знает, что ее основополагающие идеи все-таки были использованы. Это открытие сделал и представил на выставке Антон Карманов. Оказывается, свое воплощение смелые идеи нашли в кампусе Кемеровского государственного университета.
Кемеровский государственный университет и Коммуна Кузьмина
«Функционально КемГУ полностью повторяет проект Кузьмина, — поясняет художник. — Точно так же организованы отдельные блоки индивидуального и коллективного жилья, спортивный и культурный блоки – все они соединены теплыми переходами. Что мешает нам назвать кампус студенческой коммуной? Ведь это та же самая коллективная жизнь. А значит, проект Коммуны Кузьмина, который называли утопическим, вполне можно реализовать».
Как выяснил Антон Карманов, автор проекта КемГУ – студент архитектора Кузьмина. Вполне можно предположить, что идеи коммуны использованы при разработке комплекса НГТУ-НЭТИ.
Что мешает нам назвать кампус студенческой коммуной? Ведь это та же самая коллективная жизнь.
Главная идея Кузьмина, которая вошла в историю – это Научная Организация Быта, то есть исследование бытовых процессов и их оптимизация, к примеру, создание теплых переходов между зданиями с разным функционалом. Изначально коммуна разрабатывалась как городок шахтеров. Из подобных проектов на выставке представлен реализованный проект северного городка нефтяников — теплыми переходами в нем соединяются дома с атриумами. В основном свою реализацию идея получила в студенческих кампусах.
Почему бы не пойти дальше и не использовать этот же проект, для организации современного интеллектуального производства? Обратить внимание на такие идеи стоит при разработке застройки для «Академгородка 2.0». Почему бы не поселить в городке-коммуне современных инноваторов, айтишников или ученых?
Универсализм — сила Новосибирска
Сейчас Новосибирский Академгордок – это город-сад. Мало кто вспомнит, но самые первые проекты предполагали, что таким будет весь Новосибирск. Правда, от первоначальной задумки мало что осталось.
Проект ВАСХНИЛа и один из первых проектов Новосибирска
Кстати, проектам новосибирских городков ученых на выставке посвящен отдельный стенд. И эти планы по большей части были реализованы. Речь о таких уникальных объектах как Новосибирский Академгородок, наукоград Кольцово и Сельскохозяйственный научный городок. Кстати, ВАСХНИЛ как и Академгородок были топовыми проектами для СССР тех лет – оба публиковались в ведущем журнале «Архитектура СССР».
Вообще в Новосибирске немало уникальных архитектурных проектов, известных в стране и мире. Причем, совершенно разных.
«Универсализм — это сила Новосибирска, — поясняет Антон Карманов. — У нас нет специфичности: ни этнической, ни климатической, ни сейсмической. Поэтому здесь всегда можно было строить «типовые» проекты. Новосибирск всегда был универсалистским, космополитическим городом. Он говорит на мировом языке, и это его сила».
ТЮЗ и Нептун
Один из образцов строгого сибирского модернизма – это бассейн «Нептун». Его можно сравнить с совершенно противоположным по архитектурному направлению проектом – Театром юного зрителя (ныне – «Глобус»).
Если «Глобус» станет памятником архитектуры, стоимость его ремонта вырастет раз в шесть
«ТЮЗ — это очень сложное инженерное сооружение, сделать такой проект непросто. Еще труднее его реализовать. Потом возникают проблемы в эксплуатации: каждая реконструкция или ремонт – это миллиарды. А если он будет когда-то признан памятником архитектуры, то ремонтировать его станет дороже раз в шесть, — поясняет Антон Карманов. – При этом куда более простое технически здание бассейна «Нептун» завораживает ничуть не меньше. В данном случае эффект в том, что открытый косой фасад находится на уровне улицы. И когда в темное время суток проходишь мимо, ты видишь, как здание светится изнутри. Смотришь, как люди ныряют фактически в уровень земли. И это действительно производит очень сильное впечатление. Хотя возвести и эксплуатировать такое здание гораздо проще и дешевле».
Декор оперного надо счистить до бетона
Понимая это, совсем иначе начинаешь смотреть на здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Напомним, изначально проект здания назывался «Дом науки и культуры» и был выполнен в стиле конструктивизма. Тогда еще планировалось использовать купол, вращающуюся сцену и подвижный партер. А внешний вид был гораздо проще, но при этом куда более «стильный» и подходящий Новосибирску.
Один из первых проектов Дома науки и культуры
«Сейчас там совсем не к месту приставлена колоннада, — отмечает Антон Карманов. — Я бы предложил Оперный театр «дедекорировать». То есть просто всё отколотить: счистить до бетона. Грубо говоря, загнать солдат и прямо лопатами убрать весь этот ненужный декор, а потом заново покрасить».
Справа на снимке — проект Александра Ложкина. Фото: Евгений Бекарев. Предоставлено Гёте-Институтом в Новосибирске.
Вообще, Новосибирску сейчас не хватает новых смелых архитектурных решений. Что странно, ведь главный архитектор города Александр Ложкин еще в студенческие годы делал оригинальные постмодернистские проекты и некоторые из них ничего не мешает реализовать сейчас.
Причем сейчас с технической точки зрения мы шагнули далеко вперед. И многие решения, которые раньше казались утопическими, вполне можно осуществить. Вот только на это порой просто не хватает дерзости.
Над проектом «Город завтрашнего дня» работали историк архитектуры, президент AICA-Армения Рубен Аревшатян, сотрудница MOMA в Нью-Йорке Анна Кац и главный редактор редактора австрийского журнала о современном искусстве Springerin Георг Шёльхаммер.
Выставку все желающие могут посетить с 24 ноября по 24 января в Центре культуры ЦК 19 (пл. Свердлова). Показ проекта организован Гёте-Институтом в Новосибирске в рамках Года Германии в России.
https://4s-info.ru/2020/11/25/nam-ne-hvataet-derzosti-kak-mog-by-vyglyad...
Добавить комментарий