В рамках лектория «Новосибирск неизвестный» в Городском Центре информатизации «Эгида» состоялась встреча с известным прозаиком и поэтом, журналистом и блоггером, историком по образованию – Игорем Юрьевичем Мараниным.
Игорь Юрьевич коренной новосибирец, родился, учился и живет в нашем городе. Первая книга писателя вышла в свет в 2007-м году. Это была фантастическая повесть «Монетка на ребре».
Любители фантастики, наверняка, знают сборники фантастических повестей и рассказов Игоря Маранина: «Эффект смоленского кота», «Профессор Ерёмин и осколки скрижалей», «Время онлайн», «Колдуны», «Подмастерье». Некоторые из них написаны в соавторстве с питерским прозаиком Оксаной Аболиной.
Помимо повестей, рассказов, очерков и стихов Игорь Маранин пишет книги об истории Новосибирска.
Книга «Мифосибирск»: мифы, тайны, байки и реальные истории о Новосибирске» появилась в 2011 году и сразу стала историко-краеведческим бестселлером. В ней автор делится с читателями коллекцией интересных историй, связанных с прошлым Новосибирска. Одни истории «обросли» мифами и легендами, другие удивительны сами по себе, их можно читать в любой последовательности.
Совместно с Константином Осеевым, к сожалению, недавно ушедшим из жизни, Игорь Юрьевич задумал создать историко-краеведческую серию «Новосибирск: Пять исчезнувших городов». Первая книга этого цикла – «Город-вестерн» вышла в 2014 году. В прошлом году в издательстве «Свиньин и сыновья» вышла вторая книга этой же серии – «Город красного солнца» (2017).
На встрече Игорь Маранин много шутил, общался с ребятами, рассказывал забавные истории из книг и своей жизни и, конечно, отвечал на многочисленные вопросы.
– Игорь Юрьевич, сколько времени требуется на написание книги?
– Все зависит от того, какая книга. Если говорить о книгах исторических, то они пишутся годами. Например, над «Городом красного солнца» мы с Константином Александровичем Осеевым работали три года.
– Как от фантастической литературы Вы перешли к краеведческой?
– Я вёл блог в Интернете: публиковал стихи, рассказы, размышления, проводил конкурсы. И знакомил иногородних читателей с интересными историями о родном городе – из них постепенно и родилась книга городских легенд под названием «Мифосибирск».
– Где вы черпаете материал для краеведческих книг?
– Многое можно узнать, просто читая старые газеты, журналы, книги. Некоторые издания выходили совсем мизерными тиражами – по 100-200 экземпляров. Очень важный источник – архивные материалы, сборники документов, стенограммы различных мероприятий. Не менее значимы встречи с очевидцами тех или иных событиях. Самый последний пример –встреча, организованная Музеем Дзержинского района и посвященная истории авиации: на ней я познакомился с человеком, который видел падение самолета Старощука на Красный проспект.
– С какого возраста Вы начали писать и сколько книг издали?
– Я не считал, сколько написал книг, десятка полтора, наверное. Первое стихотворение у меня появилось в четвертом классе – будем считать это точкой отсчета. Тогда вместо сочинения на пару листов я срифмовал четыре строки и получил пятерку. В следующий раз этот трюк уже не прошёл – и результатом стала двойка в тетради. Но стихи я писать уже не бросал, а в институте (я учился на историческом факультете) одно и то же стихотворение разослал по почте во все областные и краевые газеты страны. Во все письма вложил одинаковый текст: «Проезжая мимо вашего прекрасного города, я написал о нём стихотворение». Отослал и с нетерпением стал ждать ответы. Вскоре они стали приходить. Отвечали мне тоже одинаково: «Спасибо, что похвалили наш город, но напечатать ваше стихотворение не можем». Одно письмо, второе, десятое, двадцатое… Наконец, самолюбие взыграло, и остальные письма я, не читая, выбрасывал в мусоропровод. И вдруг неожиданно мне приходить переводом гонорар – 1 рубль 10 копеек! Какая-то газета всё-таки опубликовала стих проезжего студента. Вот только я так и не узнал, какая: письма-то я выбросил. А несколько лет назад вышла у меня в Смоленском издательстве «Маджента» и книга стихов.
Что касается фантастики… Фантастику я очень люблю, но писать начал на спор. Нелестно отозвался о какой-то проходной книге и мне в ответ заявили: «Не нравится – напиши сам». Что я и сделал. Правда, не сразу: первая пара романов была самолично отправлена в мусорную корзину.
– Вы, наверняка, пишите книги по кусочкам. Информацию храните в письменном или электронном виде?
– Я привык работать на компьютере, поэтому материалы храню в электронном виде, но на нескольких источниках. Впрочем, некоторые распечатки тоже сохраняю.
– Известно, что Ваша книга «Мифосибирск» является настольной книгой у многих библиотекарей и руководителей школьных музеев и с ее помощью они просвещают подрастающее поколение. Имеет ли книга отношение к историческому краеведению или это Ваше вольное переложение каких-то исторических фактов? Можно ли по ней изучать историю Новосибирска? Сколько там правды, а сколько выдумки?
– «Мифосибирск» – это история города, рассказанная популярным языком легенд. Какие-то из них ближе к строгой хронике, какие-то дальше, но в основе каждой (за исключением, естественно, всякого рода мистики) – реальные события. А исторические книги – это «Город-вестерн» и «Город красного солнца».
– Можно ли считать источником статьи журналиста из «Комсомольской правды» Дмитрия Букевича? Ваше отношение к сказкам Владимира Шамова по истории Новосибирска?
– Источником можно считать все. Другое дело, что источники проверяются и перепроверяются между собой, я это называю «перекрёстным допросом». К сказкам Владимира Шамова я отношусь хорошо, плохо я отношусь к сказкам политическим. Посмотрите – это обложка одного из современных польских романов: на ней узнаваемое здание новосибирского вокзала и гигантский бронированный поезд, на котором поляки прибыли завоёвывать наш город, с боями пройдя через всю Россию (вокзал, кстати, сдан в 1939 году, а действие происходит в 1921-м). Вот к такой дешёвой политической «альтернативке» я отношусь отрицательно.
– Игорь Юрьевич, если говорить об историко-краеведческой серии «Новосибирск: Пять исчезнувших городов», то в чем состоит суть деления на пять городов? Это Ваша классификация или Вы ее где-то подсмотрели? На чем она основана?
– Это наша классификация в Константином Осеевым, но на дискретность городской истории многие обращали внимание и до нас. В разное время Новосибирск не только выглядел по-разному (что естественно), в каждый из этих периодов его развитие определяли разные (приезжие!) люди, почти не знающие предыдущей городской истории. С переездом органов сибирской власти в Новониколаевск в начале двадцатых годов город наводнили тысячи чиновников, во время войны – десятки тысяч эвакуированных, в конце пятидесятых – учёные, в девяностые –гастарбайтеры… Иными словами, в двадцатые годы в городе жили совсем иные люди, чем в десятые, в сороковые – иные, чем в двадцатые и т.д. Не новое поколение (хотя и оно тоже, но коренные горожане в стремительно растущем городе быстро становились меньшинством), а люди приезжие, чужие. Хронологически Первый торговый город просуществовал до 1921 года, Второй «столичный» – до 1941-го, Третий сугубо промышленный – до 1959, после чего он слился с городом ученых (Академгородком), образовав Четвёртый город. И, наконец, Пятый, с его деиндустриализацией и архаическим стихийным рынком – до закрытия Гусинобродской барахолки (примем это за некую символическую границу). Что будет дальше – я не знаю. Как говорила героиня одного вечного новогоднего фильма: «Поживем – увидим»
– Чем завершилась попытка построить идеальный город в Новосибирске? Был ли построен Город Красного солнца?
– Да, он был построен. Не совсем так, как мечтали его строители, но тем не менее мы в нём живём.
Во-первых, той эпохе принадлежит почти весь комплекс зданий, определяющих индивидуальность и узнаваемость города: Оперный театр, вокзал, Дом Ленина, здания Художественного музея, правительства области и мэрии города, стоквартирный дом, Дом под часами и т.д. и т.п. Архитектурная идентичность Новосибирска насквозь пропитана советской градостроительной идеологией – революционной рациональностью конструктивизма и пышной монументальностью сталинского ампира.
Во-вторых, изменился основной способ расселения новосибирцев. До Октябрьской революции он носил индивидуальный характер, каждый был сам по себе и сам за себя – отдельный дом, отдельный двор, отдельные заботы по обустройству и поддержанию своего жилья. Советская власть жилое пространство обобществила. Многоквартирное здание само по себе является многосемейной коммуной: тут и соседи по площадке, и бабушки у подъезда, и определённая иерархия во главе со старшим по подъезду. А когда такие здания составляют вместе жилой квартал, то на свет появляется особый мир – советский двор, многократно воспетый в стихах и песнях. Он становится самостоятельной и важной частью жизни, иногда подменяя даже родителей и учителей. Возникают новые понятия: дворовое воспитание, дворовые песни, дворовый футбол, дворовая шпана.
В-третьих, Новосибирск, хоть и не стал городом-садом, но получил в наследство от той эпохи любимые места отдыха – Первомайский и Нарымский скверы, Центральный и Заельцовский парки, сад имени Кирова, а главное – установку на озеленение улиц, дворов и площадей. И целый научный посёлок (Академгородок), построенный прямо в лесу – это тоже Город красного солнца, пробившийся из мечты в реальность сквозь несколько десятилетий.
– Почему именно Новосибирск стал столицей Сибирского края, как отразился на городе переезд тысяч советских чиновников и их семей?
– Если коротко, то это результат борьбы за власть между Сибревкомом и областными начальниками, большого антисоветского восстания (Омск пришлось даже на какое-то время переводить на военное положение) и удачного географического расположения.
– Как будет называться третья книга из цикла «Пять исчезнувших городов» и когда она появится? Вы будете продолжать серию без Константина Александровича Осеева?
– Я обязательно буду продолжать серию «Новосибирск: Пять исчезнувших городов», но чуть позже. В этом году мне хочется дописать две новые книги – «Легендариум» и «Приключения каменных истуканов». А вот в следующем планирую вернуться к продолжению серии.
– Есть ли у Вас произведения, которые вы не закончили, потому что у вас было слишком мало мотивации для их написания?
– Есть отложенные произведения, которые требовали слишком долгой работы, а меня увлекло что-то другое. Была идея написать, например, «Мифосибирскую область», но другие идеи показались более интересными.
– Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
– Одна из таких книг написана, сверстана и лежит в издательстве, вероятно выйдет уже в этом году. Она называется «Под чужой личиной: авантюристы и аферисты Сибирской столицы» и рассказывает о любопытных городских персонажах, выдававших себя за других людей. Местных «детей лейтенанта Шмидта», иностранных шпионах, находчивых мошенниках вроде телепатов, которые даже умудрились добиться финансирования лаборатории по изучению передачи мыслей на расстоянии в Академгородке. Первоначально лабораторию хотели создать при институте ядерной физике, но первый директор института Герш Ицкович Будкер наотрез отказался заниматься лженауками. Тогда её организовали при институте автоматики и электрометрии. О том, что из этого вышло – одна из историй новой книги.
Подготовила Людмила Кузменкина
Добавить комментарий