Режиссер-документалист Элла Давлетшина и Музей города Новосибирска получили грант мэрии на обнародование съемок известного дирижера Арнольда Каца. Записи обещают быть полезными не только ученикам консерватории, они раскрывают личность прославленного дирижера. Власти города поддерживают изучение наследия маэстро, а простые новосибирцы открывают личные архивы съемок концертов.
О проекте, который выиграл субсидию муниципалитета, рассказала заместитель директора Музея города Новосибирска Лариса Волкова:
«Элла Хамзинична достаточно долго изучала жизнь и творчество Арнольда Михайловича Каца, в прошлом году она презентовала фильм-биографию известного дирижера. Но есть материалы, которые не вошли в него – эта часть архивов и вошла в заявку на субсидию. Нужно было откопировать и оцифровать архивные записи. Архивы мы издадим к 90-летнему юбилею Арнольда Михайловича – 18 сентября 2014 года. Кроме того, мы продумываем музыкальные гостиные, в которых встретятся студенты Новосибирской консерватории, меломаны и музыканты. Они должны работать, приносить пользу людям, а не складироваться и лежать на полке».
– Элла Хамзинична, в чем уникальность ваших архивных съемок Арнольда Каца?
– Часть записей вошла в фильм «Арнольд Михайлович Кац. Помним», но некоторые уникальные вещи еще не оцифрованы. Их необходимо сохранить для новосибирцев, и архив Музея города Новосибирска кажется мне самым надежным местом. Например, некоторые съемки концертов Арнольда Михайловича в телеэфире были утеряны в конце 90-х годов. Много записей сохранились в формате Super VHS, и эти кассеты уже начинают «сыпаться» от времени. Все это необходимо обработать, смонтировать и передать на вечное хранение, чтобы архив был доступен не только для профессионалов. Есть телевизионные съемки в Москве и Санкт-Петербурге, но стоят дорого – это дело будущего. Однако есть и личные записи, например, у режиссера Кима Долгина, у музыкантов, у любителей музыки. Это все нужно собирать – и это будет следующим этапом.
– Кому будут полезны неизданные записи концертов и уроков Арнольда Михайловича?
– В неизданное входят 4-5 уникальных концертов оркестра под руководством Каца, уроки в консерватории и даже одно из последних интервью с маэстро, где он раскрывает свою философию. Там есть очень профессиональные разговоры об оркестре и симфонической музыке – исключительно полезные для воспитанников Новосибирской консерватории им. Глинки, ведь Кац известен как педагог с мировым именем, которого высоко ценят Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Вадим Репин и другие выдающиеся пианисты, скрипачи и дирижеры.
– Новосибирцы помнят великое имя создателя и главного дирижера симфонического оркестра Новосибирской филармонии?
– Любой новосибирец при имени Каца готов помочь нам во всем, мы убедились в этом, работая над нашим проектом. Наш фильм «Маэстро Арнольд Кац» покажут на канале «Культура» к 90-летию Арнольда Михайловича. Недавно мне звонят с этого канала: «Ой, мы посмотрели ваш фильм, мы так плакали». Оказывается, там работает бывшая журналистка из Новосибирска. Естественно, Каца помнят многие и к нему особое отношение.
– Есть ли поддержка наследия маэстро, которым владеете вы, со стороны чиновников?
– Наконец-то все наши идеи и наработки по наследию Арнольда Каца начали реализовываться – и департамент культуры, и Музей города Новосибирска, и лично мэр Анатолий Локоть нас поддержал, как ранее Министерство культуры Новосибирской области поддержало фильм о Каце. Кстати, когда нам нужно было съездить в Москву – снять интервью с Репиным, Венгеровым – нам очень помогла Анна Терешкова. Она была одной из тех ключевых фигур, которые идеями и финансами поддержали фильм, только на средства Министерства культуры Новосибирской области мы бы не справились. И в этом году все сложилось не в последнюю очередь благодаря Терешковой.
– Каких новосибирцев вы бы сняли в документальном фильме?
– Многие выдающиеся земляки уже стали героями документальных фильмов. Так Владимир Эйснер снял фильм о дирижере Владимире Гусеве, о балерине Лидии Крупениной – есть запас интересных документальных фильмов у других наших новосибирских режиссеров. Я сейчас готовлю ленту «Мальчики нашего города» о скрипачах-виртуозах. Это же уникально – столько скрипачей появилось в Новосибирске: и Вадим Репин, и Антон Бараховский, и Максим Венгеров. Они теперь «люди мира», но все-таки и «мальчики нашего города». Я сожалею, что не сняли еще фильм о Мери Лебензон, она уникальный музыкант и педагог, подготовившая многих талантливых пианистов.
Если брать шире – есть бизнесмены, которые своими усилиями делают город лучше. Представление, что бедный всегда прав, а богатый неправ, похоже на советский пережиток. Среди социально ответственных личностей мне видится Вениамин Пак – и депутат, и спортсмен, и бизнесмен. Он создал спортивный клуб «Успех» – это как «государство в государстве», люди попадают туда, и он их ведет по жизни. Вы поглядите, как Кировский район изменился – я там жила на улице Мира, я видела, как меняются дворы и улицы. Мне нравятся наши спортсмены, олимпийские чемпионы – как они дружат и помогают другим.
Сейчас мне, как режиссеру, интересны люди, которые меняют вокруг себя жизнь, улицу, свой дом, наш город.
Новосибирские новости
Добавить комментарий