Немцы в Сибири: колонисты, спецпереселенцы и россияне

Так сложилось, что немцы не только прижились в нашей стране, но и стали российскими, а потом советскими немцами. Их вклад в военное дело, науку, географию, музыку велик. Не составит труда вспомнить, чем знамениты Крузенштерн и Шнитке, Пестель и Миллер, многие другие. Омичи с удовольствием расскажут истории об основателе Омской крепости генерале Бухгольце, генерал-губернаторе Западной Сибири Гасфорде и его омских женах.

О том, оказались ли немцы в Сибири по своей воле, чем они занимались и как живут сегодня, Тайге.инфо рассказал главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Когда и как появились первые немцы в Сибири?

— Прежде чем рассказывать о немцах в Сибири, надо хотя бы вкратце описать когда, как и почему они появились в России, поскольку без этого история сибирских немцев будет неясна.

Первые немцы появились в IX веке. В годы правления Ярослава Мудрого и его сыновей немецкие купцы, ремесленники и лекари жили во многих древнерусских городах. В Новгороде даже существовал «Немецкий двор», где жили приезжие купцы из германских земель, где они хранили свои товары и посещали немецкую церковь Святого Петра. Интересно, что в Сибири отыскался «след» немцев этих далёких годов. Речь идёт о «мече Каролингов» — удивительной находке в Барабинской степи в 1976 году. Скорее всего, это германское оружие XII — XIII веков попало в Сибирь посредством новгородской торговли. В те времена новгородские земли простирались далеко на восток и вели торговлю на территории современной Югры.

По мере усиления русского государства при Иване III, Василии III и Иване IV немцы всё чаще и чаще приезжали в Россию, в российских городах появились кварталы компактного проживания немцев — «немецкие слободы». Это были не только купцы, но и мастера-оружейники, специалисты по созданию фортификационных сооружений, золотых дел мастера и литейщики колоколов, мастера горного дела, инженеры и лекари.

Немцы приезжали и селились в городах и при Борисе Годунове, и при Лжедмитриях, и при Михаиле Фёдоровиче, и при Алексее Михайловиче. Это продолжалось и при Петре I, и при его преемниках. Развитие страны и освоение новых территорий требовало много рабочих рук. Выход был найден в широком привлечении колонистов. Первые шаги в этом направлении были сделаны Анной Иоанновной, но лишь при Екатерине Великой потоки колонистов устремились в Поволжье.

Что касается Сибири, то первыми немцами были администраторы, которых Пётр I отправил в Сибирь. Например, Иван Дмитриевич Бухгольц, потомок немцев, переселившихся в Россию в начале XVII века. Он служил в Тобольске и в Забайкалье, основал Ямышевскую крепость на Иртышской линии, затем Омскую на Иртыше. Первым губернатором Иркутской губернии был Карл Львович фон Фрауендорф, который, кстати, подготовил первую научную карту Байкала. Другим иркутским губернатором был Адам Иванович Бриль.

Своеобразным продолжателем этой линии немцев на посту сибирских руководителей был губернатор Томской области Виктор Мельхиорович Кресс (с 1991 по 2012 гг.).

Следует отметить и тот факт, что первыми исследователями и учёными, обратившими внимание на Сибирь — её историю и природные богатства, были немцы. В 1718 году сюда приехал географ и натуралист Даниил Готлиб Мессершмидт, направленный Петром I для изучения растительного мира Сибири. В 1733 — 1743 годы поездку по Сибири совершают ещё два немца: Герхард Фридрих Миллер и Иоганн Гмелин, собравшие ценные исторические и этнографические материалы о коренных народах Сибири.

Основной поток немецких переселенцев в Сибирь был связан с реформами Александра II, отменой крепостного права и возможностью селиться на землях в Сибири и Степном крае, который в то время в административном плане считался частью Сибири. Причины переселения были различными: росло число безземельных колонистов в Поволжье, а, например, меннониты переселялись, веря в то, что второе пришествие Христа будет или на Кавказе, или в Средней Азии.

— Где селились немцы в далёкой Сибири, чем занимались, как жили?

— Немцы селились на территории современных Омской и Тюменской областей, а также Алтайского края. Один из первых посёлков в Омском округе — Александровка — был основан немцами в 1893 году. Уже через несколько лет там были молитвенный дом, школа с библиотекой, хлебный магазин, бакалейно-мануфактурная лавка.

Что представляли собой немецкие дома в то время можно увидеть в экспозиции Омского историко-краеведческого музея, один из залов которого посвящён внутренней обстановке немецкого дома. Сам дом украшался зубчатой резьбой под крышей, на фасадах зданий и на заборах рисовали цветы и птиц (чаще всего лебедей). Типичным элементом усадьбы была летняя кухня. В Сибири обязательной постройкой была баня. Стены дома белили известью. В центре дома находилась печь, обогревая сразу несколько комнат.

Главное в немецком доме — основательность, порядок и функциональность. В помещениях нет ничего, что бы не использовалось жильцами. Мебель практична и расставлена в соответствии с потребностями обитателей дома. Функции каждой вещи сразу понятны. И, главное, немцы любили, чтобы в доме было много света — поэтому окна делали большими.

Если говорить об их занятиях, то они были связаны с сельскохозяйственным производством: держали мельницы, сепараторы, маслобойки, работавшие на рынок. Германия стала один из импортёров сибирского масла, а в Сибири появились филиалы германских фирм, которые продавали германские промышленные товары. Вообще немецкие хозяйства считались образцовыми для того времени.

— Что изменил в жизни немцев в Сибири XX век?

— Бурные события ХХ века, безусловно, оказывали влияние на немцев в Сибири. Первая мировая война напрямую не затронула их, однако сюда отправляли военнопленных, которых, кстати, охотно брали на работы сибиряки — рабочих рук ведь не хватало.

Февральская революция оживила автономистское движение российских немцев. Правда, первоначально они требовали не автономии, а отмены дискриминационных мер царского правительства по отношению к немцам, принятых в годы войны. Но затем всё чаще стали звучать идеи политической автономии. В Сибири в мае 1917 года был создан Немецкий комитет, который поставил задачу создать автономную республику немцев Западной Сибири. Немцы участвовали в выборах в Городское народное собрание в Славгороде, получив 6 мест из 20. А на выборах в Учредительное собрание по Алтайской губернии немецкий список опередил по числу полученных голосов списки Трудовой народно-социалистической партии и меньшевиков.

Движение за автономию продолжилось при большевиках, и в итоге в октябре 1918 года была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 году в Автономную республику немцев Поволжья. Кстати, это совершенно уникальный случай в истории немцев — ни в одной стране мира они не смогли создать своей республики, а в России смогли. Быть может потому, что уже давно стали «нашими», российскими немцами.

— Появился даже Немецкий район!

— В 1927 году Немецкий район с центром в селе Гальбштадт был образован в Славгородском округе. Это был период новой экономической политики. Для немцев он оказался временем расцвета — и экономического, и культурного. Создавались немецкие сельсоветы, издавались немецкие газеты, расширялась сеть немецких школ. Однако НЭП был противоречивой политикой. Так, тот же Немецкий район в Славгородском округе был создан в противовес Всероссийскому меннонитскому сельскохозяйственному союзу, который имел сильное влияние на Алтае. Одновременно в школах образовательная программа обязательно включала идеологический компонент — ценностями были не культурные традиции немецкого народа, а пролетарский интернационализм, который противопоставлялся «национализму». Кооперация, которая успешно проходила в немецких деревнях по инициативе самих немцев, встречала противодействие со стороны партийно-советских функционеров, а кое-где её даже ликвидировали.

Самыми трудными для немцев в Сибири оказались годы Гражданской войны и последовавший за ними период «военного коммунизма», а затем период коллективизации. Если в первом случае немецкие деревни были практически разорены и в годы нэпа немцы были вынуждены вновь восстанавливать своё хозяйство, то во втором случае произошло массовое выселение «кулаков», и немцы были отправлены осваивать Нарымский край и другие малопригодные для сельского хозяйства районы. Другим последствием коллективизации стало то, что немцы из крестьян превратились в рабочих, поскольку их отправляли на многочисленные стройки и заводы.

— Затронули ли немцев Сибири репрессии 30-х годов?

— Репрессии тяжёлым катком прошлись по немецкому населению в Сибири. В то время как коричневая чума — фашизм — захлёстывала Германию, в Сибири фабриковались дела на различные «фашистские подпольные группировки». В 1937—1938 годы была проведена «немецкая операция» НКВД. Было директивное письмо НКВД «О террористической, диверсионной и шпионской деятельности немецких троцкистов, проводимой по заданиям гестапо на территории Союза ССР», которое, по сути, и определило основные контуры репрессий против немцев. Параллельно в Сибирь направлялись немцы, которых выселяли из западных районов СССР. Так, в 1935 году из Волыни в Сибирь было отправлено более 8 тысяч немецких семей. Хотя основной поток депортированных направлялся в Казахстан, часть немцев оказалась в Сибири.

Активная фальсификация «немецких» дел начинается в октябре 1937 года. В качестве «главных фигурантов» были участники Гальбштадтского восстания 1930 года в разгар коллективизации. Вот один из обвиняемых — столяр колхоза имени Г. Димитрова И. Ф. Филиппи. Следователи вменяли ему в вину то, что «будучи враждебно настроенным против партии ВКП (б) и Советской власти организовал и возглавил контрреволюционную повстанческую группу в посёлке Марьяновка, сам лично завербовал в члены повстанческой организации кулаков, только что вернувшихся из заключения — Беккера и Финка для контрреволюционной деятельности в пользу Германии с задачей подготовки кадров для фашистской Германии в момент нападения на СССР».

К сожалению, до сих пор не представляется возможным определить масштабы репрессий против немецкого населения, что связано отчасти с доступностью источников, которые до сих пор профессиональным историкам выдаются с большими ограничениями.

— Дальше была война…

— Самым тяжёлым испытанием для немцев стала массовая депортация в начале Великой Отечественной войны. В августе 1941 года был подписан указ президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», согласно которому под предлогом наличия в Поволжье «десятков тысяч диверсантов и шпионов» всё немецкое население подлежало выселению в Новосибирскую и Омскую области, Алтайский и Красноярский края и Казахскую ССР. В итоге в Сибири оказалось более 330 тысяч немцев, а в Казахстане — более 100 тысяч человек. Очень много людей погибло в пути. Немцы стали «трудармейцами», однако условия их труда были такие, что многие умирали от голода и непосильной работы.

Война окончилась, прошло ещё два десятилетия, многим депортированным народам разрешили вернуться на свои земли. Но немцы оставались, так сказать, на вечном спецпоселении. Им не разрешали выезжать с мест поселения вплоть до 1972 года. Однако ни воссоздать автономию не дали, ни право выезда за рубеж, хотя периодические улучшения отношений с ФРГ вселяли в российских немцев надежду, что, быть может, им всё же разрешат уехать.

— Многое изменилось, когда объявили Перестройку?

—  Действовало сразу несколько факторов, которые определяли отношение властей к немецкому населению в стране. Безусловно, демократизация и гласность позволили открыто говорить о необходимости восстановления автономии, а также о восстановлении всех прав, в том числе и права на свободный выезд из страны. Однако в это время в стране полыхали межнациональные конфликты. В 1979 году после решения создать немецкий автономный район в Казахстане там начались массовые митинги протеста.

Экономическая ситуация в стране стремительно ухудшалась, а требования вернуть конфискованное в 1941—1942 годы имущество всё нарастали. И в этих условиях получить ещё одну точку напряжения в Поволжье было для властей очень опасно. Поэтому требования об автономии, что называется, «забалтывались»: говорились правильные слова, проводились конференции и учредительные съезды, но в реальности ничего не делалось. Что касается Сибири, то в 1991 году был воссоздан Немецкий национальный район Гальбштадт на Алтае, в октябре этого же года на референдуме было решено создать немецкий автономный район в Азовском районе Омской области, но решить всех проблем сибирских немцев это не могло.

В эти же годы начался массовый отъезд немцев в Германию. По приблизительным оценкам, в 1989 году в консульские учреждения ФРГ в нашей стране было подано около миллиона заявлений. Реально же в этом году покинуло тогда ещё Советский Союз около 100 тысяч немцев. Однако в середине 1990-х годов этот поток стал иссякать. С одной стороны, Германия ограничила количество немцев, которые могут переселиться из бывшего СССР, а также потребовала кроме немецкого происхождения иметь ещё и хорошее знание немецкого языка. Сыграл роль и ещё один фактор.

— Какой именно?

— Немцы, переселившиеся в Германию, оказались тесно связанными не с немцами Германии, а со своими родственниками, которые остались в России. А писали они им вовсе не о «райской жизни» на новой родине. За века жизни в России у немцев сформировался образ жизни, который весьма отличался от того, с чем они столкнулись в Германии. Немецкие диалекты, на которых говорили российские немцы, существенно отличались от того немецкого языка, на котором говорили в ФРГ; немцы привыкли к коллективизму в России, а им предстояло рассчитывать только на самих себя в Германии; они жили «при социализме» под присмотром государства, а теперь требовались инициатива и предпринимательство.

Немцы в России стали россиянами по своему менталитету и привычкам, хотя и сохранили национальную культуру, немецкую пунктуальность, трудолюбие и аккуратность. И это сыграло свою роль в том, что когда было разрешено создавать национально-культурные автономии в России, немцы в Сибири предпочли воспользоваться именно этой возможностью для сохранения и развития своей культуры, а не выезжать в страну с другим мировоззрением.

Конечно, немецкое население продолжает сокращаться в России и сегодня. Так, согласно переписи 2002 года в РФ проживало почти 600 тысяч немцев, в 2006 году их осталось меньше 400 тысяч. Но те немцы, которые остаются, чувствуют себя достаточно комфортно в России (конечно, с учётом поправки на общую социально-экономическую ситуацию в стране, касающуюся всех россиян без разбора национальностей).

— Заслуги российских немцев перед Россией достаточно известны, а кто сегодня продолжает славные традиции своих предков?

— Трудно назвать хотя бы одну область деятельности, в которой не проявили себя российские немцы. Возьмём, к примеру, государственную службу. Кроме губернатора Томской области Виктора Кресса, о котором мы говорили выше, можно вспомнить родившегося, правда, в Казахстане, но окончившего университет в Омске, Германа Грефа.

Перечислить всех немцев, которые внесли вклад в науку, просто невозможно. Назову лишь несколько выдающихся современных историков — Пётр Вибе (директор Омского историко-краеведческого музея), Иван Кротт (ректор Омского государственного педагогического университета), Наталья Маркдорф (профессор Новосибирского государственного педагогического университета), Евгений Адольфович Крестьянников (профессор Тюменского университета).

На Алтае широко известны председатель «Алтайского союза предпринимателей» Юрий Фриц, создатель Музея истории медицины Алтая Иван Беккер, фермер Виктор Дафт, заслуженные работники сельского хозяйства Генрих Гагельганс и Сергей Бенслер.

— Что можно сказать о культуре, традициях, школьном образовании у немцев в Сибири.

— Российские немцы, несмотря на то, что в социальном плане они стали полноценными россиянами, сохранили свою культуру и традиции. Этому способствовало несколько факторов. Пожалуй, стоит выделить два из них — они жили компактными поселениями в сельской местности и придерживались своей религии. Хотя, конечно, среди них были и католики, и лютеране, и меннониты. Сейчас этот фактор по понятным причинам уже не играет такой существенной роли.

Немецкий язык преподавался в советской школе наряду с английским, поэтому изучать немецкий язык не представляло особого труда. Другое дело, что остальные предметы преподавались на русском языке. Это существенно ограничивало сферу употребления немецкого языка — в быту и на уроках немецкого. В утрате позиций немецкого языка сыграли роль межэтнические браки и урбанизация — в городской среде приходилось общаться на русском языке.

Если говорить о праздниках у немцев, то, безусловно, главное место занимает Рождество. Кстати, обычай особо выделять праздник Рождества пришёл в Россию из Германии. Рождество было не только религиозным праздником, но, скорее, семейным — за общей трапезой на «Святом ужине» собирается вся семья. К Рождеству обязательно откармливали гуся и ставили на стол кислую капусту, которая, как считалось, приносит здоровье и счастье. На рождественском столе также были фигурные пряники в форме коня, зайца, птицы, куклы или сердца. Конечно, традиционная пища немцев испытала сильное влияние соседей: под влиянием русских они стали есть пельмени, от татар заимствовали чак-чак, от казахов — плов.

Отмечали немцы и Новый год, буквально заставляя 31 декабря стол едой и напитками: пирогами с посыпкой, новогодними пончиками, фигурным печеньем, свиными колбасами. Считалось, что чем обильнее будет стол на новогоднюю ночь, тем сытнее будет жить в наступающем году. 1 января ходили в гости, поздравляя друг друга. В немецких сёлах Сибири говорили в этот день:

Я желаю вам круглый стол,

В каждый угол — золотую рыбку,

В середине — бокал вина.

Таков должен быть ваш Новый год!

Подготовил Владимир Кузменкин

https://tayga.info/162593

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image